Глава 4. Философия эпохи Возрождения

В чем заключается специфика философии

Эпохи Возрождения?

Философия эпохи Возрождения– это совокупность философских направлений, которые возникли и развивались в Ев­ропе в XIV – XVII веков. Все они были объединены антицерковной и антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающим и оптимистическим характером. Под словом «Возрождение» (или «Ренессанс») понимается прежде всего возрождение ценностей и культурных традиций античности.. 35

Глава 4. Философия эпохи Возрождения - student2.ru

Наиболее яркими проявлениями специфики эпохи Воз­рождения в философии, науке, культуре, экономике и политике явились процессы:

а) секуляризации – отделения указанных сфер от влияния церкви;

б) перехода от теоцентризма к антропоцентризму;

в) переосмысления античного наследия.

Идеалом становится светское, а не религиозное знание. Кроме авторитета Священного Писания, возвышается авторитет античной мудрости. Происходит возрождение «истинной» духовности христианства, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, наподобие монаха Джироламо Савонарола во Флоренции (1452 – 1498), которые резко протестуют против роскоши папства, искажения учения Христа клиром. Они призывают к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Поэтому неверно связывать эпоху Возрождения лишь с античным наследием.

Основная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм, в соответствии с которым не Бог, а человек ставится в центр исследований. Появляется новая система ценностей, в которой на первом месте находится человек и природа, а уже потом – религия с ее проблемами. При этом человек преимущественно понимается как природное существо.

Кроме того, мыслители Ренессанса не любят анализировать понятия и тщательно различать мельчайшие оттенки категорий (как это делали схоласты). Они хотят прежде всего осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из мыслителей эпохи Возрождения опираются не на интуицию и откровение, а на опыт и разум.

Каковы основные направления философии

Эпохи Возрождения?

. 35

Основными направлениямифилософии эпохи Возрожденияявля­лись:

1) гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валло и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

2) натурфилософское(XVI – нач. XVIIвв., представители: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер) – пыталось развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния на основе астрономических и научных открытий;

3) неоплатоническое(сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др.) – развивало учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

4) мистическое (XVI – нач. XVIIвв., основной представитель Якоб Бёме) – было направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда человека посещают мистические видения;

5) скептическое (XVI вв., представитель Мишель де Монтень) – разоблачало суетность людей и бесполезность человеческого разума;

6) политическое(XV – XVI вв., представитель Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

7) реформационное (XVI – XVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) – стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

8) утопическое (XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

В чем особенность гуманистического направления

Эпохи Возрождения?

Гуманизмкак философское направление был особенно распростра­нен в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились:

1) антисхоластическая и антицерковная направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека;

2) антропоцентризм, т.е. особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей, а также жизнеутверждающий характер и оптимизм.

3) слияние философии с литературой, изложение философских идей иносказательно и в художественной форме (известные философы-гуманисты одновременно были писателями: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла).

Основные представители и идеи гуманизма: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

Данте Алигьери (1265 – 1321) – гуманист мирового значения, автор известной поэмы «Божественная комедия» (им самим названной просто «Комедия», т.к. в то время комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). Фридрих Энгельс называл Данте последним поэтом Средневековья и первым поэтом нового времени.

Воспевая христианство, Данте одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Он был противником мирской власти церкви.

Политическим идеалом Данте было единое светское государство, гарантирующее гражданам законность и мир. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божест­венного создания: «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо». Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Философия для Данте – это прежде всего этика. Смысл бытия Данте усматривает в любви, «что движет солнце и светила». Он верит, что человеческий разум дойдет до Правды, «иначе все стремления ничтожны». Этим духом пронизаны многие произведения Данте («Новая жизнь», «Пир» и т.д.).

Франческо Петрарка(1304 – 1374) – выдающийся философ, моралист, историк, поэт, продолжатель гуманистической линии Данте, автор «Книги песен», трак­татов «О презрении к миру», «Письма без адреса», «Письма к потомкам» и иных трудов.

Петрарка вносит в философию, литературу и культуры чуж­дые схоластике идеи о том, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, что человеку следует жить не для Бога, а для самого себя и что человеческая личность должна быть свободной – как физи­чески, так и духовно. Он считает, что человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.

Петрарка утверждал: «Нет выше свободы, чем свобода суждения». По его мнению, добиться счастья человек может, опираясь только на себя и свои силы. Он имеет для этого достаточный потенциал. Загробной жизни, по всей видимости, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить, поскольку внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Валла (1407 – 1457) – крупнейший итальянский гуманист, автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». Он также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека и верил в возможности человека и его разум.

Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме­нении мира. Он выступал за равенство мужчины и женщины. Был близок к эпикуреизма, т.к. считал, что высшим благом является наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Лоренцо Валла считал, что стремление к удовольствию заложено в человеческой природе, поэтому никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Кроме того, интересы других людей нужно учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.

Наши рекомендации