Вершиной античной философии?
Аристотель(384 – 322 гг. до н. э.) – величайший философ, в творчестве которого философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Он оказал самое сильное по сравнению со всеми жившими до него философами влияние на развитие человеческой мысли и явился основателем собственно научной философии, а также великим энциклопедистом. Аристотель является основоположником целого ряда наук: психологии, логики, биологии, политологии, экономики, истории философии и многих других.
Работы Аристотеля охватили почти все известные тогда области знания:
1. Философию («Метафизика», «О философии», «Эвдем», «Протрептик»)
2. Психологию («О душе)
3. Логику («Органон», включающий в себя работы: «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика» и др.)
4. Биологию («История животных», «О частях животных», «о движениях животных», «О происхождении животных»).
5. Экономику («Экономика»)
6. Искусствоведение («Поэтика»)
7. Ораторское искусство («Риторика»)
8. Политику («Политика», «Афинская полития»)
9. Этику («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»)
10. Физику («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»).
Несмотря на то, что Аристотеля часто называют учеником Платона, его мировоззрение сформировалось еще до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современного естественнонаучного понимания мира, поэтому ученые и материалистически мыслящие философы считают Аристотеля самым великим автором античности. Тот же, кто в поисках ответов на сущностные вопросы человеческого бытия, открыт вере, в большей степени разделяют учение Платона. Полярность воззрений этих философов отражена в известной фреске Рафаэля «Афинская школа»: Платон и Аристотель изображены в центре, Платон указывает рукой на небо, а Аристотель – на землю.
Аристотель родился во Фракии в городе Стагире (на берегу Эгейского моря). Его отец работал придворным врачом македонского царя Аминта II. В 15 лет остался сиротой (на попечении брата его отца, тоже врача по профессии).
Уже в молодости активно интересовался естественными науками, и до встречи с Платоном имел собственную мировоззренческую позицию.
С 367 по 347 гг. до н. э. (20 лет) Аристотель провел в Афинах, где пробыл в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона).
Вопреки тому, что Платон ценил своего ученика, и когда Аристотель не приходил на занятия, заявлял, что разум сегодня отсутствует, Аристотель, тем не менее, расходился с Платоном по ряду принципиальных вопросов. В связи с этим Аристотелю принадлежит известное изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»
С 347 по 335 гг. до н. э. (12 лет) Аристотель несколько лет странствовал, а затем по приглашению царя Филиппа жил Пелле – столице Македонского государства, где работал и около четырех лет воспитывал наследника Филиппа Александра Македонского.
В 335 году после воцарения Александра Македонского Аристотель, возвратившись в Афины, основал собственную философскую школу – Ликей (данное название возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому) и работал в ней почти до своей смерти.
Учеников и последователей школы называли перипатетиками (т.е. прогуливающимися), т.к. в Лике философией занимались во время прогулок по роще.
После смерти Александра Македонского Аристотеля обвинили в богохульстве, и в 323 году он покинул Афины. А через год, т.е. в 322 году до н.э., он скончался на острове Евбея.
Аристотель был первым, кто предложил систему классификации наук.
Классификация наук, по Аристотелю:
1. Введение в философиювключает логику(изучает законы и формы мышления).
2. Теоретическая философиявключает:
1) Первую философию – метафизика (рассматривает вечные сверхчувственные формы – нематериальные начала и причины всего сущего)
2) Вторую философию – физика (исследует природу, т.е. материальные и изменчивые сущности (в то числе и биологические))
3. Практическая философиявключает:
1) Этику (изучает человеческое поведение и его нормы);
2) Политику (направлена на изучение социально-политической деятельности);
3) Экономику (изучает экономическую деятельность).
4. Творческая философиявключает:
1) Эстетику (ее предметом является искусство);
2) Риторику (ее предметом является искусство красноречия).
Философские воззрения Аристотеля сводятся к следующим основным проблемам:
1) Проблема бытия. По проблеме бытия Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, заключается в том, что он отдельно рассматривал «мир идей» от реального мира. Аристотель был уверен, что нет «чистых идей», не связанных с окружающей реальностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира. Существуют лишь единичные и конкретно определенные вещи, которые называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»). Иными словами, есть только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т. д. И поскольку бытие не есть «чистые идеи» и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Отвечать на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие,то есть через категории(в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий,отвечающих на поставленный вопрос (о бытии). При этом одна из категорий указывает на то, что такое бытие, а девять остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Другими словами, с точки зрения Аристотеля, бытие представляет собой сущность (субстанцию), обладающую свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
2) Проблема материи. Исходя из признания объективности существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Она не может возникнуть из ничего, не может увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Материя – это потенция (пассивное начало, субстрат сущего, материал для предметов и вещей), ограниченная формой (активное начало, создающее конкретные предметы и вещи). Например, чтобы возник глиняный горшок нужна глина (это есть в данном случае потенция), которой гончар придаст определенную форма (это и есть активный творческий фактор, с помощью которого возможность горшка превращается в действительность). Иными словам, Аристотель – дуалист, т.к. признает существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Все существующее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой. Изменение даже одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность представляет собой последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Следовательно, в мире была первоматерия и первоформа. Первоматерия – это бесформенное неопределенное вещество, явившееся основой материи для всех вещей. Первоформа – высшая сущность всего бытия, перводвигатель, некий Мировой ум, мыслящий сам себя.
3) Проблема души. Аристотель впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он доказывал, что душу нужно рассматривать не как субстанцию независимую от тела, а как «форму» тела, способ его организации, принцип развития и жизни, имеющий ряд иерархически выстроенных функций: вегетативную (питание и рост организма), животную (способность к восприятию, воображению, запоминанию, движению) и разумную. Душа и тело существуют слитно. Душа является сущностью тела. Душа – это, с одной стороны, форма, организующее и управляющее начало живой материи, а, с другой стороны, это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель. Четыре понятия – материю, форму, причину и цель – Аристотель объединил в понятие «энтелехия» (от греч. entelecheia – целенаправленность). По Аристотелю, субстанция души неоднородна: одна часть души связана с телом и смертна, другая часть имеет божественную сущность, и, жизнь ее циклична (т.е., как мы видим, Аристотель не был полностью независим от учения Платона).
4) Проблема человека и общества. Движущей силой поведения человека Аристотель считал стремление, обнаруживающее внутреннюю активность организма и связанное с чувством удовольствия и неудовольствия. Очень важна идея Аристотеля о том, что те действия, которые влекут за собой удовольствие, человек стремится воспроизвести вновь, так как то, что человеку приятно, чаще всего соответствует его природе. Аристотель подходит к проблеме человека с материалистической точки зрения. Он полагает, что человек по своей биологической сущности – один из видов высокоорганизованных животных, отличающийся от них наличием разума и врожденной склонности жить вместе с себе подобными, т.е. жить в коллективе (Аристотель также называет человека «политическим животным»). Именно последнее качество становится причиной возникновения общества – большого коллектива людей, занятых производством материальных благ и их распределением, проживающих на одной территории и объединенных языком, родственными и культурными связями. Государство при этом выступает регулирующим механизмом общества.
5) Проблема государства. Аристотель выделяет шесть типов государства( монархию, тиранию, аристократию, крайнюю олигархию, охлократию (т.е. крайнюю демократию) и политию. Наиболее оптимальной формой государства, с точки зрения Аристотеля, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса». Худшими формами он считал тиранию и охлократию.
6) Проблема познания. Аристотель считал, что любовь к знанию является прирожденным свойством как человека, так и животных. Сам мир познаваем, т.к. формы бытия и мышления аналогичны. Процесс познания начинается с чувственного восприятия отдельных вещей и их свойств. Следующей стадией познания является опыт, основанный на нескольких воспоминаниях об одном и том же предмете, причем предметом познания является множество конкретных вещей. Более высокой ступенью познания является искусство как знание сущности множества вещей (т.е. того общего, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы). И, наконец, наивысшее познание – это философское (научное) познание, в котором особенно важной является опора на метафизику, т.е первую философию. Оно дает познание высших форм, высших целей всего сущего.
7) Логика. Аристотель выделил три закона правильного мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон исключенного третьего («А или не А истинно, третьего не дано») и закон недопущения противоречия («не противоречь сам себе»). Он также дал определение истины и лжи, разработал учение о правильных и неправильных видах умозаключения, так называемых силлогизма.
8) Этика. Общим принципом этики Аристотеля является стремление найти среднюю линию поведения. Сущность добродетели заключается, по Аристотелю, в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит интересам общества и укрепляет социальный порядок. Добродетели могут быть волевыми (добродетели характера) и интеллектуальными (мудрость, разумная деятельность, благоразумие). Добродетели приобретаются путем усвоения опыта и знаний предшествующих поколений и проявляются в деятельности. Высшее благо человеческой жизни – счастье, возможно только при добродетельной жизни. В достижении наивысшего счастью помогают занятия философией.
Аристотелем заканчивается античная классика. Во второй половине IV века начинается этап эллинистически-римской философии, которой были присущи совершенно иные ценности и идеалы. Дело в том, что греческие полисы начали терять свою независимость. И если раньше греки были гражданами, то теперь они стали подданными (империи Александра Македонского, потом – раздробленных монархий, а затем – огромной Римской Империи). Новая социально-политическая ситуация изменила мировоззрение философов. Одной из наиболее характерных философских школ данного периода стала школа киников.