Кто такие софисты и что такое софистика?
Классический период греческой философии приходится нав V – первую половину IV вв. до н. э. Наиболее значительными явлениями этого периода стала деятельность софистов, а также Сократа, Платона и Аристотеля.
Софисты(в переводе с греческого sophistes – «мудрецы», «умельцы», «учителя мудрости») – философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н. э., представители которой являлись не столько философами-теоретиками, сколько философами-педагогами, обучавшими граждан философии, ораторскому искусству и иным видам знаний.
Несмотря на то, что Сократ не принадлежал к указанным группам, он разделял некоторые идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
Софистам было характерно:
– отрицание старых привычек, традиций, правил, основанных на недоказанном знании;
– стремление показать условность и несовершенство государства и права;
– неприятие основ традиционной цивилизации и критичность по отношению к окружающей действительности;
– стремление все проверить на практике и логически доказать правильность или неправильность того или иного суждения;
– субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков»);
– релятивизм, т.е. восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета для критики, стремление доказать, что все относительно; («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»).
Представителями данной школы их правота доказывалась с помощью софизмов, т.е. логических приемов, уловок, благодаря которым правильное, на первый взгляд, умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных рассуждениях. Примером может служить следующий («рогатый») софизм:
«То, что ты не потерял, ты имеешь;
ты не потерял рога;
следовательно, ты рогат».
Подобный результат образуется не в из-за логической трудности софизма, а в силу некорректного использования логических смысловых операций. В данном софизме первое суждение ложно, но выдается за правильное.
Заслуга Протагора из Абдер (ок. 480 – 410 в. до н. э.) заключается в том, что он:
1) наиболее полно выразил суть воззрений софистов своим высказыванием: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».Иными словами, в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, софисты выдвинули субъективное мнение человека, ибо вне человеческого сознания ничего не существует. Нет ничего раз и навсегда данного и то, что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности. Если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно в действительности является вредным и плохим. Другими словами, вся окружающая действительность определяется чувственным восприятием человека: то, что больному покажется горьким, здоровому кажется сладким. Следовательно, окружающий мир относителен, объективное познание недостижимо, а реально существует лишь мир мнений;
2) имел беспрецедентное для того времени отношение к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
Горгий из Леонтин (ок. 483 – 375 до н.э.) прославился тем, что он:
1) доказывал три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо;
2) пришел к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно (например, мы считаем человека хорошим, но когда мы говорим о нём, он уже, возможно, сделал что-то плохое и уже таким не является, т.к. все очень быстро меняется);
3) считал, что лучшим ответом на вопрос является молчание, т.к. только оно уберегает от ошибки, и лишь указание пальцем на то, о чем спрашивают.
Продикиз Кеоса (ок. 465 – ок. 395 до н.э.) вошёл в историю философии тем, что он:
1) проявлял исключительный интерес к языку (к номинативной функции слов, проблемам семантики и синонимии);
2) занимался изучением правильного употребления слов;
3) составил этимологические гроздья родственных по значению слов;
4) анализировал проблемы омонимии (различение смысла графически совпадающих слов в разных контекстах);
5) большое внимание уделил правилам спора (особенно приемам опровержения);
6) оказал большое влияние на Сократа, который считал Продика своим учителем.
Невзирая на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, к их главным заслугам можно отнести то, что они критически взглянули на окружающую действительность и распространили философские и иные знания среди граждан греческих полисов. Софисты считали, что окружающий мир относителен и существует лишь мир мнений. С этим не мог согласиться Сократ, который считал, что мнений, действительно, может быть много, но истина одна.