Кто входил в милетскую школу и чем ее особенность?
Первые, досократические философские школы Древней Грециипоявились в VII – V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, которые находились в процессе становления. Наиболее ранней философской школойДревней Греции является милетская школа, представителями которой были Фалес, Анаксимен, и Анаксимандр. Они были жителями города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции).
Фалес (ок. 625 – 547 гг. до н. э.) – основоположник милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих философов и ученых. Был также купцом, математиком, физиком и инженером. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал. Основные труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии», «Морская астрология» (ни одна работа не сохранилась). Фалес считал, что:
1) мир возник и состоит из воды;
2) вода – это не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенная божественную материальную стихию, обладающую разумом;
3) мир полон богов;
4) все вещи и неживая природа имеют душу (Фалес был гилозоистом, т.е. все сущее считал одушевленным);
5) Земля имеет форму плоского диска, покоится на воде и является центром вселенной;
6) солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.
Вклад Фалеса в истории философии проявился в том, что он произвел переворот в мировоззрения, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего. Он впервые пытался найти первооснову мира, не прибегая к мифам. В положении «все из воды» философ дал «отставку» мифологическому мышлению в пользу естественного объяснения природы. Кроме того, именно Фалесом была впервые точно определена продолжительность года (365 дней), а также сделан ряд математических открытий.
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н. э.) – еще один представитель милетской школы, ученик Фалеса. Был не только философом, но и математиком, физиком, астрономом, географом. Основные труды: «О природе», «Карта земли», «Глобус» (не сохранились). Анаксимандр утверждал, что:
1) первоначало мира – в «айпероне» – беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
2) все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после того как живые организмы погибают, а вещества разрушаются, элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
3) человек произошел в результате эволюции от других животных;
4) мир бесконечен.
Заслуга Анаксимандра перед мировой философией состоит в том, что он, во-первых, достиг большого прогресса в области развития абстрактного мышления в философии; во-вторых, впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества); в-третьих, первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина); в-четвертых, первым сформулировал идею бесконечности мира; в-пятых, изобрел солнечные часы, соорудил модель небесной сферы, первым в Греции составил географическую карту.
Анаксимен (585 – 526 гг. до н. э.) Представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Занимался философией, физикой, астрономией и метеорологией. Основной труд «О природе» (не сохранился). Философ полагал, что:
1) первоначало всего сущего в воздухе (туманности);
2) все вещества на Земле являются результатом различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т. д.);
3) не боги создали воздух, а они сами возникли из него.
Вклад Анаксимена в мировую философию заключается в том, что он хотя и не смог принять такую абстрактную сущность, как «айперон», и вслед за Фалесом явился стихийным материалистом, но все же также положил начало собственно философскому подходу к вопросу о происхождении сущего из единой субстанции. И, кроме того, разделил душу человека («психе») и «душу космоса» (воздух, «пневму»).
Таким образом, милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале (субстанции) мира.
Следует отметить, что основателя милетской школы Фалеса также относят к одному из семи мудрецов, которых также называют мыслителями которые стояли у истоков зарождения античной философии (Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак). Но, вероятно, именно мудрость Фалеса «вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя «мудрецов» за свои политические заслуги» (Спиркин А.Г., 2001, С. 24).
Тем не менее, до нашего времени дошли многие изречения семи мудрецов. Например, очень поучительными являются следующие: «Не множество слов доказывает рассудительность мнения» (Фалес), «Бери убеждением, а не силой» (Биант), «Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов» (Периандр), «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда» (Хилон), «Трудно быть добрым» (Питтак), «В достатке не заносись, в нужде не уничижайся» (Клеобул), «Избегай удовольствия, рождающего страдание» (Солон), «Не спеши приобретать друзей, а приобретенный не спеши отвергнуть» (Солон).