Человек, общество и культура. 102
Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений «культуры». Слово «культура» появилось свыше двух тысяч лет назад, этимологически означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально лишь как агротехнический термин «обработка земли, возделывание почвы».
Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «культура» в ином, т. е. переносном смысле – применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.
Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком.
Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: генетический, гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный и социологический.
В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей.
В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это — тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.
Культура – это ядро, основа, «душа» общества: материальные и духовные ценности человека, способ жизнедеятельности людей, их отношения между собой, своеобразие жизни наций и народов, уровень развития общества, накапливаемая в истории общества информация, совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, религия, мифология, наука, искусство, политика, особая знаковая система и т. д.
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры.
Культура делится на определенные виды и роды. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
В материальную культурувходят:
1) культура труда и материального производства;
2) культура быта;
3) культура топоса, т. е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);
4) культура отношения к собственному телу;
5) физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:
1) познавательную (интеллектуальную) культуру;
2) нравственную;
3) художественную;
4) правовую;
5) педагогическую;
6) религиозную.
По мнению Л.Н. Когана, других культурологов, есть, ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.