Семинар 4. философский анализ проблемы сознания

Основные понятия: сознание, самосознание, идеальное, психика, отражение, мозг, информация, эмоции, разум, воля, мышление, интеллект, бессознательное, язык, символ, сверхсознание, совесть, образ «Я», рефлексия, воображение, психоанализ, психосинтез.

Первоисточники для изучения: Августин Аврелий «Исповедь»

Теоретические вопросы

1 Понимание сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира.

2 Проблема сознания в идеалистической философии Нового времени. Диалектика – материалистическая концепция сознания К. Маркса.

3 Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.

4 Сущность, структура и функции сознания. Сознание и самосознание.

Вопросы для обсуждения

1. Как соотносятся понятия «сознание», «знание», «познание»?

2. Какие функции выполняет сознание в жизни человека?

3. В чём проявляется интенциональность сознания?

4. Какова роль мышления в функционировании сознания?

5. Как связаны индивидуальное и общественное сознание?

6. Какую роль в формировании сознания играют социальные факторы – труд, культура, общение?

7. Какова роль предметно-практической деятельности в формировании и развитии сознания?

8. Какие факты доказывают социальную сущность сознания?

9. Каковы основные функции сознания?

10. В чем проявляется целеполагающий характер сознания?

11. Какова роль системы ценностей в сознании?

12. Как связаны сознание и самосознание? Что такое «образ Я»?

13. Какое место занимает сознание в структуре человеческой психики?

14. Как соотносятся сознание, бессознательное и сверхсознание в человеческой психике?

15. В чём различие концепций сознания в теориях Фрейда и Маркса?

16. Какова роль языка в формировании и функционировании сознания?

17. В чём проявляется рефлексивная функция сознания?

18. Какова роль сознания в управлении поведением человека?

19. Что представляют собой аномальные и изменённые формы сознания? Как объясняет их современная наука?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность? Человек – это…

а) индивид с присущей ему генетической программой;

б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;

в) социальное существо;

г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.

2. Определите понятие «личность»:

а) это зрелый человек;

б) синоним человека;

в) сознательный исторический деятель;

г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей.

3. По З. Фрейду, человеческое поведение изначально определяется:

а) разумом;

б) нормами культуры;

в) волей;

г) инстинктами.

5. По своей сущности сознание является:

а) материальным;

б) идеальным;

в) трансцендентальным;

г) биологическим.

5. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения называется …

а) аффект;

б) самосознание;

в) память;

г) психика.

СЕМИНАР 5. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ

Основные понятия: информация, практика, факт, проблема, теория, наука, эмпиризм рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, аналогия, истина, заблуждение, феномен, рассудок, разум, скептицизм, агностицизм, интуиция, откровение, мистика, сциентизм, антисциентизм, научная революция, парадигма.

Теоретические вопросы

1 Сущность познания. Многообразие форм познавательной деятельности.

2 Истина и её критерии. Относительность и абсолютность истины.

3 Пути постижения истины: чувственный, рациональный, интуиция, вера.

Вопросы для обсуждения

1. Как связаны практическая деятельность и познание?

2. Каковы основные проблемы гносеологии?

3. Что такое субъект и объект познания?

4. Как решается проблема познаваемости мира в философии? Каковы основания гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма?

5. В чём различие и единство чувственного и рационального познания? Каковы их формы?

6. Какова роль рассудка и разума в познании? В чём смысл их выделения?

7. Какие виды знания выделяются в философии?

8. Какова специфика и критерии научного знания?

9. Что такое закон науки? Какова роль законов в построении научной картины мира?

10. Как развивается наука? Что такое «научная революция»?

11. Каковы особенности субъекта и объекта познания в гуманитарных науках?

12. В чём проблема объективности и истинности гуманитарного познания?

13. Какова роль в познании внерациональных форм постижения действительности?

14. Каковы основные положения классической концепции истины?

15. Как решается проблема истины в неклассической философии?

16. В чём противоположность позиций сциентизма и антисциентизма в современной философии?

Тестовые задания для самоконтроля

1. Источником достоверных знаний может быть только разум – утверждает:

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Локк;

г) Кант.

2. Философское учение, отрицающее возможность адекватного познания объективной истины – это:

а) идеализм;

б) материализм;

в) агностицизм;

г) гностицизм.

3. Что такое истина?

а) знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию;

б) это конвенция, соглашение;

в) это знание рационально и просто описывающее опыт;

г) это то, что подтверждается опытом

4. Относительная истина – это

а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;

б) относительно точное знание об объекте;

в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;

г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.

5. Критерием истины является:

а) суждение;

б) опыт;

в) практика;

г) абсолютная идея.

Наши рекомендации