Семинар 4. философский анализ проблемы сознания
Основные понятия: сознание, самосознание, идеальное, психика, отражение, мозг, информация, эмоции, разум, воля, мышление, интеллект, бессознательное, язык, символ, сверхсознание, совесть, образ «Я», рефлексия, воображение, психоанализ, психосинтез.
Первоисточники для изучения: Августин Аврелий «Исповедь»
Теоретические вопросы
1 Понимание сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира.
2 Проблема сознания в идеалистической философии Нового времени. Диалектика – материалистическая концепция сознания К. Маркса.
3 Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд.
4 Сущность, структура и функции сознания. Сознание и самосознание.
Вопросы для обсуждения
1. Как соотносятся понятия «сознание», «знание», «познание»?
2. Какие функции выполняет сознание в жизни человека?
3. В чём проявляется интенциональность сознания?
4. Какова роль мышления в функционировании сознания?
5. Как связаны индивидуальное и общественное сознание?
6. Какую роль в формировании сознания играют социальные факторы – труд, культура, общение?
7. Какова роль предметно-практической деятельности в формировании и развитии сознания?
8. Какие факты доказывают социальную сущность сознания?
9. Каковы основные функции сознания?
10. В чем проявляется целеполагающий характер сознания?
11. Какова роль системы ценностей в сознании?
12. Как связаны сознание и самосознание? Что такое «образ Я»?
13. Какое место занимает сознание в структуре человеческой психики?
14. Как соотносятся сознание, бессознательное и сверхсознание в человеческой психике?
15. В чём различие концепций сознания в теориях Фрейда и Маркса?
16. Какова роль языка в формировании и функционировании сознания?
17. В чём проявляется рефлексивная функция сознания?
18. Какова роль сознания в управлении поведением человека?
19. Что представляют собой аномальные и изменённые формы сознания? Как объясняет их современная наука?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность? Человек – это…
а) индивид с присущей ему генетической программой;
б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;
в) социальное существо;
г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.
2. Определите понятие «личность»:
а) это зрелый человек;
б) синоним человека;
в) сознательный исторический деятель;
г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей.
3. По З. Фрейду, человеческое поведение изначально определяется:
а) разумом;
б) нормами культуры;
в) волей;
г) инстинктами.
5. По своей сущности сознание является:
а) материальным;
б) идеальным;
в) трансцендентальным;
г) биологическим.
5. Осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения называется …
а) аффект;
б) самосознание;
в) память;
г) психика.
СЕМИНАР 5. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ
Основные понятия: информация, практика, факт, проблема, теория, наука, эмпиризм рационализм, сенсуализм, индукция, дедукция, аналогия, истина, заблуждение, феномен, рассудок, разум, скептицизм, агностицизм, интуиция, откровение, мистика, сциентизм, антисциентизм, научная революция, парадигма.
Теоретические вопросы
1 Сущность познания. Многообразие форм познавательной деятельности.
2 Истина и её критерии. Относительность и абсолютность истины.
3 Пути постижения истины: чувственный, рациональный, интуиция, вера.
Вопросы для обсуждения
1. Как связаны практическая деятельность и познание?
2. Каковы основные проблемы гносеологии?
3. Что такое субъект и объект познания?
4. Как решается проблема познаваемости мира в философии? Каковы основания гносеологического оптимизма, скептицизма, агностицизма?
5. В чём различие и единство чувственного и рационального познания? Каковы их формы?
6. Какова роль рассудка и разума в познании? В чём смысл их выделения?
7. Какие виды знания выделяются в философии?
8. Какова специфика и критерии научного знания?
9. Что такое закон науки? Какова роль законов в построении научной картины мира?
10. Как развивается наука? Что такое «научная революция»?
11. Каковы особенности субъекта и объекта познания в гуманитарных науках?
12. В чём проблема объективности и истинности гуманитарного познания?
13. Какова роль в познании внерациональных форм постижения действительности?
14. Каковы основные положения классической концепции истины?
15. Как решается проблема истины в неклассической философии?
16. В чём противоположность позиций сциентизма и антисциентизма в современной философии?
Тестовые задания для самоконтроля
1. Источником достоверных знаний может быть только разум – утверждает:
а) Бэкон;
б) Декарт;
в) Локк;
г) Кант.
2. Философское учение, отрицающее возможность адекватного познания объективной истины – это:
а) идеализм;
б) материализм;
в) агностицизм;
г) гностицизм.
3. Что такое истина?
а) знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию;
б) это конвенция, соглашение;
в) это знание рационально и просто описывающее опыт;
г) это то, что подтверждается опытом
4. Относительная истина – это
а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;
б) относительно точное знание об объекте;
в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;
г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.
5. Критерием истины является:
а) суждение;
б) опыт;
в) практика;
г) абсолютная идея.