Кто основал антропологическую философию?

  1. Л. Фейербах
  2. Н. Чернышевский
  3. Ф. Ницше
  4. Д. Дидро

Вопрос 18

Что означает термин "гуманизм"?

  1. система воззрений, признающая ценность человека как личность, его право на достойную жизнь, свободу, на развитие своих способностей
  2. усвоение многовековой народной мудрости и религиозной веры
  3. гуманизм основан на любви к богу - Христу и его заповеди "возлюби ближнего как самого себя".

Вопрос 19

Какое из определений свободы как философской категории является верным?

  1. Свобода заключается в необходимости познания законов природы и общества и основанной на этом знании возможности использовать их для воплощения в практической деятельности
  2. Свобода - надуманное, нереальное понятие
  3. Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества
  4. Свобода - возможность поступить так, как хочется

Список вопросов: Познание Научное познание

Кол-во вопросов в тесте: 17

Вопрос 1

Укажите, какаю из перечисленных философских традиций под познанием понимает созерцание, к которому прибегает отдельный субъект в освоении абсолютных и изменных законов окружающего мира:

  1. метафизический материализм
  2. философия марксизма
  3. герменевтика
  4. прагматизм

Вопрос 2

Выделите философскую традицию, для которой характерно понимание познания в качестве отражения действительности, обеспечивающее преобразующую деятельность социума (природопреобразующую и социально-историческую практики):

  1. философия марксизма
  2. аналитическая философия
  3. герменевтика
  4. метафизический материализм

Вопрос 3

Назовите философскую теорию, в рамках которой познание понимается как научный анализ знаковых структур, претендующий лишь на описание их логических и смысловых инвариантов:

  1. герменевтика
  2. аналитическая философия
  3. философия марксизма
  4. прагматизм

Вопрос 4

Выделите философскую традицию, для которой характерно понимание познания как средства, обеспечивающего психологическую уверенность субъекта в своих силах и тем самым позволяющую ему наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность:

  1. прагматизм
  2. аналитическая философия
  3. философия марксизма
  4. герменевтика

Вопрос 5

Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании Канта "Всякое наше созерцание есть только представление о явлении ... Каковы предметы в себе и обособлению от ... восприимчивости нашей чувствительности, нам совершенно не известно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их":



  1. агностицизм
  2. идеализм
  3. дуализм

Вопрос 6

Назовите философскую теорию, в которой берёт начало идея активности субъекта в познании:

  1. немецкая классическая философия
  2. философия марксизма
  3. метафизический материализм XVII-XVIIIвв.

Вопрос 7

Определите, в какой из перечисленных философских традиций субъект познания понимается как социально-организованный индивид, находящийся в системе связей, зависящей от уровня развития культуры и практики:

  1. диалектико-материалистическая философия
  2. социологический эмпиризм
  3. метафизический материализм

Вопрос 8

Укажите парадигму в теории познания, в которой под объектом понимается фрагмент реальности, деятельностью человека вовлечённый в среду его познания:

  1. деятельная
  2. созерцательная

Вопрос 10

Выделите особенность познания в тезисе к. Маркса "Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно":

  1. практическая природа познания
  2. единство в понятии чувственной и рациональной сторон
  3. стремление познания к истине

Вопрос 10

Назовите отличительную особенность практики как критерия истины, о которой идёт речь в следующем высказывании В.И. Ленина "... Нельзя забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления":

  1. относительность
  2. абсолютность
  3. непрерывный характер

Вопрос 11

Укажите направление в гносеологии, которое критикует Ф. Энгельс "Сколько бы пренебрежения не высказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь":



  1. эмпиризм
  2. рационализм
  3. агностицизм

Вопрос 12

Определите гносеологическую позицию, заключённую в высказывании философа XVIIв. Г. Лейбница "... Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут ей быть сообщены ... чувствами":

  1. рационализм
  2. эмпиризм
  3. сенсуализм

Вопрос 13

Определите гносеологическую позицию в высказывании философа К. Гельвеция "Знание человека никогда не достигнет большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума":

  1. сенсуализм
  2. эмпиризм
  3. рационализм

Вопрос 14

Выделите положение, соответствующее корреспондентной концепции:

  1. истина - знание, которое соответствует действительности
  2. истина - логическая схема, в которую укладываются данные опыта
  3. истина - идея, руководство которой приводит к успеху

Вопрос 15

Укажите положение, соответствующее когерентной концепции истины:

  1. истина - логически не противоречивое знание
  2. истина - знание, которое является адекватным отображением объективного мира
  3. истина - идея, руководство которой приводит к успеху

Вопрос 16

Укажите положение, которое соответствует прагматической концепции истины:

  1. истина - идея, руководство которой приводит к успеху
  2. истина - знание, которое является адекватным отображением объективного мира
  3. истина - логическая схема, в которую укладываются данные опыта
  4. истина - знание, которое соответствует показаниям органов чувств

Вопрос 17

Выделите отличительную особенность понимания истины в рамках диалектико-материалистической философской теории:

  1. истина есть процесс

Утверждены на заседании кафедры профсоюзной работы, протокол № _______ от __________ 2015 г.

Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2012 N 97
 

Наши рекомендации