Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.
Парадигма- (пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе и является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Понятие«парадигма» введено американским ученым-науковедом Куном. Согласно его взглядам Куна («Структура научных революций» 1962) позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляциейновых эмпирическихданных.
В качестве общих выделают классическую,неклассическую. Каждая из них диктует собственные пропорции отношения к миру, представление о его структуре, перспективы, модели и его познания. Классическаяфилософия (Древняя Греция) нашла своё завершение в немецкой классической философии в середине XIX в. (Кант, Шеллинг, Гегел, Фейербах). Появление каждой новой эпохи не отбрасывало парадигму философствования предшествующей, а только ограничивало сферу действия,определяя её применимость лишь к определенным типам проблем и задач.
Парадигма классической философиив целом основана на противопоставлении бытия и разума: бытие прозрачно для разума - можно говорить, что первичен разум, вторично - бытие, а можно и наоборот. И материализм, и идеализм выступают вариантами классического подхода (Бытие - мышление) - онтология. Для античной философии характерна приоритетность внимания к онтологическим проблемам, среди которых проблемам,среди которых вкачестве основополагающих и сквозных можно отметить проблему первоначала(первоначал) всего сущего и тесно связанные с ней проблемы: «единое - многое»; «покой - движение»; «простое - сложное»; «общее - единичное». Гносеологические проблемыне оставлены античностью без внимания. В их числе проблемы «чувственное - рациональное»; «знание - мнение»; проблема истины. Но источник внимания к ним это рефлексия разума над поисками решения онтологических проблем, а главная особенность предполагаемых подходов к их решению - концентрация усилий на построении такой онтологии, чтобы именно она составляла основу этого решения.
Классический этапразвития западноевропейской философии, таким образом, характеризуется общими чертами, во-первых, она выступает как синтез и методологическое основание всех знаний человека в мире, во-вторых, её в основном отличаетвера в разумные основания всего Мироустройстваи в возможности человеческого разумапознать законы всего сущего. Заслуга немецкой классической философии заключается в том, что она сделала наше мышление историческим, максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем.
Она неклассическая не только потому, что отказаласьот классических устоев, но и потому, что не заменила их новыми,претендующими на окончательную устойчивость. В постнеклассической парадигме философия в своей методологической ипостаси пред стает как система методологических ситуаций, принципов и оснований утверждения человеком своего бытия, как бытия культуры.
Неклассика расширяет поле философской рефлексии,выходя за пределы рациональных оснований бытия мира и человека. Размывая границы между философией и наукой,мыслители обращаются к использованию различных литературных форм (эссе, афоризм, поэма, пьеса и т.д.).
Неклассический тип философии меняет стратегию исследования. Как отмечал Ю.Хабермас, классическая философия полагала, что между бытием и познающим разумом нет никакого посредника. Отсюда возникло представление о своеобразном параллелизмебытия и сознания. И в рамках этой парадигмы протекали бесконечные спорыидеалистов и материалистов.
Но неклассический подход обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник - деятельность и язык(виды деятельности и языки культуры). Этот посредник сохраняет
бытие и разум, включая все компоненты обоих полюсов. И тогда то, что увидит философский разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является безпредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему, поскольку каждая такая система даже в своих прогностических компонентах детерминированаособенностями культуры своей эпохи и в силу этого ограничена.
Представители методологических исследований ( Т.Кун, И. Лакатос, П.Фейерабенд) развивали различные концепции, но их объединяло убеждение в том, что философия науки должна учитывать исторические изменения в науке и воздействие на ее развитие социальных и психологических факторов. Понятие истины, еще столь значимое для неопозитивизма, отбрасывается как нечто, не имеющее никакого реального смысла. Наиболее откровенно это сделал Т.Кун., а П.Фейерабенд настолько акцентировал идеологическую составляющую науки, что она в его оценке полностью отнесена к разновидностям идеологии.
В культуре Запада сегодня оформляются и заявляют о себе тенденции, инициирующие становлениеприоритетов философии как социокультурного феномена ХХI в. К этим тенденциям следует отнести прежде всего: - кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности; - противоречия социальной динамики, обнаруживающие себя в конфликтах во многих регионах мира, и прежде всего (Ближний Восток - военные конфликты между различными государствами), великое переселение народов и др.; - Феномен информационной революции и становление виртуальныхмоделей жизни сознания. Таким образом, современная философская и научная мысль выработала новые подходы в методологии научного познания. Задача заключается в том, чтобы сформулировать основные принципы новой парадигмы научного познания.
Синергетика как метод познания социальных явлений предполагает рассмотрение общества как открытой,неравновесной, динамически развивающейся системы, включенной в более широкую систему взаимосвязи общества и природы.
Философия XX в. символизирует начало интенсивных поисков нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем, что наглядно демонстрируется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских стратегий ведущих постклассических философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Следует отметить, что современную философию отличает множество исследовательских программ, быстрая эволюция и изменение научно-поисковых ориентаций, иногда на прямо противоположные. Об этом свидетельствуют наиболее влиятельные направления современной философской мысли: позитивизм, экзистенциализм, постмодернизм, герменевтика, религиозная философия (неотомизм). Философия XX в. не имеет единства в методологии, объясняется это тем, что каждая из разнообразных школ выступает с претензией подняться выше основного закона философии, заняв «нейтральную», «объективную» позицию непредвзятого наблюдателя и исследователя. Это определяет философский плюрализм и разные «образы» современной философии: среди них — аналитические направления, объединенные в так называемую «философию науки», а также эмпирические, которые специализируются в основном в области социально-психологических проблем.