Различия философской проблематики Запада и Востока
1. В отличие от философии Запада философия Востокасконцентрировала свое внимание на проблемечеловека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Западаявляется многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращаетсяк человекучаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.
2. Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией:зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное. Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философскиеучения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.
3. Разработка категориального аппаратав западной и восточной философии также содержит свою специфику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией. Западнаяфилософия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.
4. Различия в решении проблем познания:в западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое,чувственное и рациональное, но и как логическое,т.е. дается разработка проблем логики.Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель. В восточной философиифактически проблемой логики занималась лишь индийская школаньяя (санскр. буквально - правило, рассуждения, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем.
5. Социальная философиядревнего мира обращается к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества. При этом в западной (древнегреческой и древнеримской) философии содержится более широкий спектр проблем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. В социальной философскойпроблематике античности преобладаетэтическая тематика.Так, в
одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др. Ценнымпри рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человека в его единстве с обществом. В восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека»,общечеловеческих ценностей.Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.
Таким образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира,что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.
Духовная цивилизация Западаоказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.
Западная философия сформировала технику покорения космических сил природы, превращения этих сил в силы самого общества, увеличивая в сотни раз мощь человеческой культуры (разума). Именно благодаря этому европейская цивилизация сумела победить во всем мире, ставя перед неевропейскими народами дилемму:1.сделаться сырьевыми придатками Запада; 2.усвоить методы и формы научно-технического прогресса и стать вровень с ним. Однако глобальные противоречия современной техногенной цивилизации, выросшей на основе Западнойфилософской традиции,прежде всего, экологический кризис, ускорение НТП без соответствующего ему развития духовно-этических и социальных характеристик человеческого сообщества, - делают все более актуальными активное освоение наследия восточной философии. Вот почему во всем мире нарастает интерес к духовным ценностям, например, к таким важным достижениям Востока, как создание современной системы психотехники (самоконтроль, ограничение материальных потребностей), принцип гармонии между интересами общества и личности, акцент на минимизацию воздействия человека на природу. Все это делает Восточную философию важной составной частью того духовного синтеза, который позволит всему человечеству, вступившему в XXI в., разрешить острые глобальные проблемы.