Руководитель психоделической сессии

В первых сессиях решающее значение имеют поведение руководителя и его позиция. Руководитель обладает огромной властью направлять опыт. В состоянии ограниченности мыслительной функции субъект подвержен повышенной внушаемости. Поэтому наставник может изменить его сознание с помощью едва уловимого жеста или какой-то другой реакции.

Ключевой проблемой здесь является способность наставника отключать свое собственное эго и свою социальную игру — в особенности не поддаться упоению неограниченной властью или собственным страхам. Ему следует быть раскрепощенным, уверенным, отзывчивым, надежным. Для этого требуется мудрость Дао — созидательное спокойствие. Он должен чувствовать все и не делать ничего, лишь позволяя путешественнику знать о своем мудром присутствии.

Психоделическая сессия длится около двенадцати часов и содержит моменты, когда следует быстро, мгновенно, молниеносно реагировать. Наставник не должен быть назойливым, болтливым, склонным к пространным рассуждениям. Он должен сохранять безмятежность в течение длительных периодов погруженности в круговорот безмыслия.

Он словно диспетчер на авиалинии: всегда на месте, чтобы принять сообщение или запрос находящегося высоко в воздухе экипажа. Он всегда готов указать курс и место посадки. Личность и индивидуальная игра диспетчера остаются "за кадром". У пилотов есть собственный план полета, собственные цели, а наземный контроль существует для того, чтобы вовремя оказать необходимую помощь.

Пилот спокоен, зная, что в любую минуту ему на помощь придет опытный наставник, который руководил тысячами полетов. Однако не исключается опасность того, что наземный контроль может оказаться прикрытием для эгоистических мотивов самого диспетчера, стремящегося управлять полетом в собственных эгоистических целях. Тогда узы безопасности и доверия будут разрушены.

Само собой разумеется, наставник должен иметь солидный опыт собственных психоделических сессий и руководства такими сессиями. Руководить психоделической сессией, не имея собственного опыта, неэтично и опасно.

Самой большой проблемой человеческой жизни в целом и руководителя психоделической сессии в частности является страх. Страх перед неведомым. Боязнь утратить контроль. Страх человека, ответственного за происходящий процесс и за своих товарищей. На основании своего собственного исследовательского опыта и наблюдений за ходом сессий, проводимых другими — серьезными профессионалами или жаждущими приключений представителями богемы, — мы пришли к заключению, что почти всегда негативная реакция на ЛСД вызвана страхом наставника, от которого еще более усиливается страх самого путешественника. Когда руководитель действует, чтобы защитить себя, он передает свою обеспокоенность тому, кем руководит.

В течение нескольких часов руководитель должен оставаться пассивным, сохраняя остроту восприятия, быть расслабленным, не теряя способности предугадывать развитие ситуации. Это достаточно сложная задача для большинства людей Запада. Поэтому мы искали способы помочь руководителю сохранять состояние бдительного спокойствия, в котором уравновешенность сочетается с быстрой и гибкой реакцией. Для руководителя самым надежным способом достичь такого состояния является принятие небольшой дозы психоделика вместе с участником сессии. Обычная практика предусматривает, что один подготовленный человек непосредственно участвует в опыте, а другой обеспечивает "наземный контроль", не принимая психоделика.

Знание того, что опытный руководитель находится «там» и составляет компанию путешественнику, имеет неоценимое значение. Это обеспечивает доверительное общение, космическую близость, чувство безопасности, которое испытывает пилот, когда на борту самолета находится обученный инструктор, или водолаз, когда на глубине рядом с ним опытные товарищи.

Не рекомендуется, чтобы во время сеансов с новичками наставник принимал большие дозы препарата. Неопытный участник с большей вероятностью будет вовлечен в галлюцинации Второго и Третьего Бардо. Эта напряженная игра окажет влияние на руководителя, который, скорее всего, будет находиться в состоянии пустоты отключенного сознания. Тогда руководитель будет вовлечен в галлюцинаторное поле участника сессии, и ему будет трудно сориентироваться. В Первом Бардо нет знакомых, неизменных путевых знаков, нет места, где можно поставить ногу, нет твердой концепции, на которую может опереться ваше мышление. Все растекается. Решительные действия путешественника во время Второго Бардо могут оказать влияние на поток сознания руководителя, если тот принял слишком большую дозу препарата.

Роль руководителя психоделической сессии, возможно, является одной из самых волнующих и вдохновляющих общественных ролей человека. Он в буквальном смысле освободитель, дающий озарение, освобождающий человека от пожизненного внутреннего рабства. Увидеть момент пробуждения, разделить экстаз откровения, когда путешественник с удивлением и благоговением открывает для себя божественность процесса жизни, — вот самая желанная роль в драме эволюции. Роль наставника психоделической сессии изначально защищена от чрезмерного профессионализма и дидактической софистики. Сила воздействия психоделического освобождения столь велика, что намного превосходит силу амбиций земной игры. Не гордыня, а благоговение и чувство благодарности — вот награда для пионеров этой новой профессии.

Состав группы, реабилитация

Наиболее эффективным должно быть использование данного руководства для опыта одного путешественника и наставника. Однако руководство будет полезным и в групповой сессии, при планировании которой могут оказать помощь следующие советы.

При организации групповой сессии важно помнить, что участники группы должны знать друг друга и доверять друг другу. Доверие к себе и к своим товарищам является непременным условием. Поскольку вы готовитесь к встрече с неведомым, очень важно до сессии провести вместе как можно больше времени. Участники должны поставить перед собой совместно выработанные цели и обсудить свои ожидания, настроения, а также свой прошлый опыт расширенного сознания.

Размер группы должен в какой-то мере определяться тем, насколько велик прошлый опыт участников. Для начала лучше ограничиться небольшой группой. Как правило, групповой опыт при количестве участников более шести-семи бывает менее глубоким и вызывает больше параноидных галлюцинаций. Если планируется групповая сессия с пятью-шестью участниками, то желательно присутствие, по крайней мере, двух наставников. Один примет психоделик, а второй препарата не принимает и выполняет функцию технического инструктора, заботясь о таких вещах, как смена магнитофонных записей, обеспечение пищей и т. п.; кроме того, при необходимости, он будет зачитывать выдержки из данного руководства. Лучше всего, если таким инструктором будет женщина, которая сможет обеспечить участникам атмосферу спокойствия и комфорта.

В некоторых случаях желательно начальную сессию для супружеских пар проводить отдельно, чтобы исследование их супружеской игры не доминировало на сессии. При наличии определенного опыта расширенного сознания супружеская игра, как и все другие, может использоваться для достижения любой цели — для большего сближения партнеров, для более искреннего общения, для того, чтобы разобраться в сексуальных, брачных отношениях и т. п.

Необходимо выделять один свободный день перед сессией и один (желательно больше) после нее для реабилитации. Игровые вторжения реальности в это время должны быть минимальными. Никаких запланированных встречь или обязательных дел. Трансцендентный опыт может потрясти душу, и зачастую мучительно возвращаться сразу к игровой реальности. Какое-то время после сессии человек не должен размышлять о полученном опыте. Его мозг, как компьютер, приняв огромное количество новой информации, должен сначала ассимилировать ее. Попытки рационализировать, объяснить, постичь интеллектуально обычно предпринимаются слишком рано — иногда даже во время самой сессии. Этого следует избегать. Максимальную пользу можно извлечь только в том случае, если мозг-компыотер получает необходимое время для того, чтобы спокойно, без нажима, переработать и интегрировать огромное количество новых впечатлений. Поэтому главным правилом для периода реабилитации является следующее: избегать слишком интенсивного обдумывания и обсуждения результатов опыта. Отдых, релаксация, уклонение от игры.

В некоторых случаях к концу послесессионно-го дня путешественнику необходимо встретиться с наставником или с товарищами по сессии, чтобы дать вербальную оценку своему опыту. Именно при таких взаимных сопоставлениях опыта возникают наиболее глубокие прозрения. Каждый участник отснял свой собственный фильм; расхождения и совпадения между разными версиями одного и того же поведения или внешнего события могут стать поводом для удивительных открытий.

Наши рекомендации