Второе бардо: период галлюцинаций

(Чонил Бардо)

Введение

Если Изначальный Чистый Свет не распознан, то остается возможность удержать Вторичный Чистый Свет. Если и эта возможность утрачена, наступает Чопид Бардо, период кармических иллюзий, или интенсивных галлюцинаторных смешений игровой реальности. Очень важно помнить наставления — они могут оказаться очень полезными.

На протяжении этого периода поток сознания, идеально чистый и интенсивный, прерывается мимолетными попытками рационализации и интерпретации. Однако обычное игровое эго утрачивает способность функционировать эффективно, поэтому открываются безграничные возможности: с одной стороны, если плыть по течению, можно получить приятные ощущения, новые интеллектуальные и эмоциональные переживания; а с другой стороны, если пытаться привносить в переживания свою волю, можно оказаться в пугающих ловушках заблуждения и страха.

Целью этого раздела настоящего руководства является подготовка человека к ключевым моментам описываемой стадии. Появляющиеся чужеродные звуки, сверхъестественные образы, пугающие видения могут вызвать у неподготовленного путешественника страх и ужас.

Опытный человек сумеет сохранить осознание тоro, что все воспринимаемое приходит изнутри; он останется спокойным, контролируя свое расширенное сознание так, как если бы он находился у экрана воображаемого многомерного телевизора и мог регулировать самые острые и волнующие впечатления — зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные — физические и телесные; контролировать самые необычные реакции, с сочувстви ем постигая себя и окружающий мир. Ключом здесь служит неделание — пассивное единение со всем, что происходит вокруг вас. Если вы попытаетесь навязывать свою волю, использовать свое сознание, чтобы рационализировать происходящее, и начнете искать объяснения, то будете затянуты в водоворот галлюцинаций.

Ваш девиз: спокойное принятие всего таким, как оно есть. Перед вами вечно изменяющаяся панорама. Вы временно изъяты из мира игры. Наслаждайтесь этим.

Для неопытных и тех, кто не может обойтись без эго-контроля, такая пассивность может оказаться неприемлемой. Если вы не в состоянии оставаться в бездействии и обуздать свою волю, то единственное, что может унять панику и вытащить вас из галлюцинаторной игры ума, — это физический контакт с другим человеком. Подойдите к руководителю или к другому участнику и положите свою голову ему на колени или на грудь, приблизьте свое лицо к его лицу и сконцентрируйтесь на движении и звуке его дыхания. Дышите глубоко, почувствуйте поток выдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Это древнейшая форма живого общения — братство по дыханию. Рука наставника, касающаяся вашего лба, поможет вам расслабиться.

Однако контакт с другим участником может бить истолкован неправильно и способен спровоцировать сексуальные галлюцинации. Поэтому все, что касается этого поддерживающего контакта, следует оговорить заранее. Неподготовленные участники могут привнести в контакт собственные сексуальные страхи и фантазии. Отбросьте их; это производное кармических иллюзий.

Такая чуткость, мягкость, взаимоподдержива-ющая близость участников является естественным развитием второй фазы путешествия. Не старайтесь рационально объяснять эту близость. Люди и большинство передвигающихся живых существ всегда, на протяжении сотен тысяч лет, сбивались в кучу во время долгих, темных и тревожных ночей.

Вдыхайте и выдыхайте вместе с вашими товарищами. Мы все — одно! Вот о чем говорит вам ваше дыхание.

Толкование Второго Бардо

Основная проблема Второго Бардо состоит в том, что в сознании может появиться любой, самый невероятный образ — человека, божества, дьявола, героя, злодея, животного или вещи, — который способен вызвать к жизни человеческий мозг или который является воспоминанием из прошлой жизни: бесконечный круговорот образов, форм, звуков.

Коренное решение возникающей проблемы — повторяем это снова и снова — состоит в том, чтобы осознать, что все эти видения производит ваш собственный мозг. Они не существуют сами по себе. Ничто не существует вне вашего сознания.

Вы стоите на пороге постижения истины: ни один из феноменов состояния освобождения от эго не обладает никакой реальностью. Поэтому пусть они так и останутся иллюзиями, которые накопились в вашем сознании как отложения игрового (обусловленного сансарой) опыта или как то, что мы унаследовали от органической природы с ее историей, насчитывающей миллиарды лет. Признание этой истины дает освобождение.

Разумеется, невозможно классифицировать бесконечное множество перестановок и комбинаций визуальных элементов. Кора головного мозга содержит отпечатки миллиардов образов, восходящих к истории человека, человечества, всей органической жизни. Эти образы могут наполнять сознание со скоростью ста миллионов единиц в секунду (по Данным нейрофизиологов). Волнения на поверхности этого сияющего, исполненного гармонии моря образов — это результат деятельности мыслящего разума. На бескрайних водных просторах «Тихого» Океана качается крошечный открытый ротик и (в промежутках между тем, как наглотаться соленой воды) выкрикивает: "Упорядочить! Систематизировать! Объяснить все это!".

Никто не может предсказать ни то, какими будут видения, ни их последовательность. Можно лишь убедить участников закрыть рот, дышать носом и отключить неугомонный объясняющий разум. Однако это может получиться только у опытного, мистически одаренного человека (что позволит ему оставаться в безмятежном состоянии просветления). Неподготовленный путешественник будет сбит с толку или, хуже того, впадет в панику, пытаясь силой разума контролировать океан.

Для того, чтобы наставлять человека, помочь ему объяснить его видения, и была написана "Чонид Бардо" . Эта часть книги состоит из двух разделов: (1) Семь Мирных Божеств с их симметрично расположенными друг против друга ловушками эго; (2) Восемь Гневных Божеств, которые с радостью распознаются как продукты воображения или вселяют ужас и повергают в бегство.

Каждое из Семи Мирных Божеств (двуполых фигур Отца-Матери) сопровождается супругами, святой, младшими божествами, святыми, ангелами, героями. Такое же окружение имеют и Восемь Гневных Божеств. Кроме того, можно наблюдать свет, символические объекты — прекрасные или отвратительные, — можно чувствовать угрозу или ощущать себя "на пределе".

Если читать "Тибетскую книгу мертвых" дословно, то в первый день вы могли бы ожидать появления "Повелителя Всех Видимых Форм" (или его антипода, к которому привязываются в силу непонимания). Во второй день — появления "Невозмутимого Божества Счастья", а также его супруги, свиты, и так далее. Но, конечно, это руководство нельзя понимать экзотерически, то есть буквально; его надо рассматривать как эзотерическое, аллегорическое.

Читая эту книгу под таким углом зрения, мы увидим, что ламы перечисляли и называли те тысячи образов, которые могут возникать в постоянно меняющейся многоцветной мозаике на сетчатке человеческого глаза (в этой многослойности миллиардов палочек и колбочек, пронизанной, как в персидском ковре или в резных узорах майя, неисчислимыми многоцветными капиллярами). Новичок сможет легко ориентироваться в этом возникающем на сетчатке фантастическом калейдоскопе, если он предварительно ознакомился с руководством и повторяет его во время своего опыта.

Важно сказать новичку, что все эти образы возникают внутри него самого. Все божества и демоны, небеса и ад находятся внутри.

Тот, кто особо интересуется тибетским или тантрическим буддизмом, должен хорошо изучить текст "Чонид Бардо". Тогда он получит как бы цветные иллюстрации четырнадцати драм Бардо, которые необходимо расположить в нужной, заранее определенной, последовательности во время психоделической сессии. Это обеспечит незабываемую серию освобождений и позволит выйти из опыта «реинкарнировапным» в соответствии с ламаистской традицией.

Цель настоящего руководства состоит в том, чтобы сделать доступной идею "Тибетской книги мертвых" и перевести ее смысл на язык психоделического опыта. По этой причине мы не будем описывать детально всю последовательность перечисляемых ламами галлюцинаций, а вместо этого опишем те видения, которые наиболее часто повторяются у людей Запада.

Следуя тибетской "Бардо Тодол" , мы должны разделить видения Второго Бардо на семь типов:

1. Видение Источника, или Создателя.

2. Внутренний Поток Архетипических Процессов.

3. Огненный Поток Внутреннего Единства.

4. Колебательно-волновая Структура Внешних Форм.

5. Вибрирующие Волны Внешнего Единства.

6. "Цирк в Глазной Сетчатке".

7. "Магический Театр".[12]

Второе и третье видения предполагают закрытые глаза и отсутствие контактов с внешними раздражителями. Во втором видении внутренняя образность имеет преимущественно концептуальный характер. Опыт может колебаться от откровений и прозрений до замешательства и хаоса, однако первостепенным является познавательное, интеллектуальное значение. В третьем видении внутренняя образность, как правило, имеет эмоциональный характер. Опыт колеблется от любви и экстатического переживания единства до страха, недоверия и чувства изолированности.

Четвертое и пятое видения предполагают открытые глаза и поглощенность внимания внешними раздражителями: звуками, светом, прикосновениями и так далее. В четвертом видении внутренняя образность в основном имеет концептуальный характер, а в пятом видении преобладают эмоциональные факторы.

Определенная таким образом семиярусиая таблица имеет некоторую аналогию со схемой мандалы Мирных Божеств, перечисляемых во Втором Бардо "Тибетской книги мертвых".

Мирные видения

Видение 1: Источник [13]

(глаза закрыты, внешние раздражители игнорируются)

Белый Свет, или энергию Первого Бардо, можно интерпретировать как Бога Творца. Это Разбрасывающий Семена. Сила, делающая все формы видимыми. Семена всего сущего. Верховная Власть, Всемогущий, Солнце Солнц, Единственная Истина, Источник всей Органической Жизни, Божественная Мать, Женский Творческий Принцип, Мать Пространства Небес, Сияющая фигура Отца-Матери. На этой стадии путешественника могут посещать великие откровения, как духовные, так и философские, знаменующие высшее единство духовного опыта и интеллекта. Однако вследствие плохой кармы (обычно это монотеистические религиозные убеждения, авторитарные по своей природе) величественный свет источника мудрости может вызвать ужас и благоговейный трепет. Человек обратится в бегство и возлюбит тусклый белый свет, символизирующий непонимание.

Человек иудео-христианского воспитания ощутит громадную бездну между божеством (которое находится "там наверху") и самим собой ("здесь внизу"). Утверждения христианских мистиков о единстве с божественным сиянием всегда создавали проблемы теологам, которые преданы идее космологического разделения между субъектом и объектом. Поэтому большинство людей на Западе с трудом достигает единства с источником-светом. Если руководитель чувствует, что у путешественника возникают сомнения или противоречивые чувства по поводу источника творческой энергии, он может зачитать соответствующее наставление (стр. 183–191).

Наши рекомендации