Человек как предмет философских исследований

Человек высшая ступень развития живых организмов не земле, общее понятие для обозначения представителя вида Homo sapiens. Он является биосоциальным существом, сущность которого коллективный и осознанный способ бытия. Человек выделил себя из природного мира способностью изготавливать орудия труда и с их помощью преобразовывать объективную реальность. Человек субъект социально-исторической и культурной деятельности. Создавая социальный и культурный мир, изменяя природу и условия существования, человек изменяет самого себя, он творит самого себя1.

Человек является предметом многих наук – биологии, психологии, физиологии, медицины, педагогики, социологии, философии и т.д. Конкретные науки изучают одну какую-то сторону, какой-либо аспект человека, философия формулирует целостную, обобщенную концепцию, она создает теоретическую модель человека, которая выполняет важную методологическую функцию при изучении человека. Человек представляет собой многогранную, очень сложную проблему и не может не быть предметом философии. Философия поднимает такие вопросы как специфика человека как феномена материального мира, диалектика сущности и существования человека, соотношение биологического и социального, проблема свободы человека, смысл жизни и смерти и т.д.

Человек всегда был в центре всякой философии. В античности он понимался как часть космоса, считалось, что человек состоит из тех же элементов реальности и функционирует по законам вселенной. Человек интерпретировался как микрокосмос в отличие от макрокосмоса вселенной. Известно выражение Протагора (480-410 до н.э.)из Абдер, одного из влиятельнейших софистов: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих что они не существуют».

В средние века человек интерпретировался с позиций религии как божественное творение, как реализация образа и подобия Бога. Б. Паскаль (1623-1662) считал, что человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Величие человека – в его способности мыслить.

Р. Декарт (1596-1650) толковал человека с позиций дуализма, как единство материальной и духовной субстанции. Он единство одушевленного тела и воплощенного духа, специфика которого мышление: «Cogito – ergo sum» (мыслю – следовательно я существую). Этот дуализм в понимании человека сохранился практически до сегодняшнего дня.

И. Кант (1724-1804) понимал человека и как естественное существо, подчиняющееся необходимости и морали и как социальное существо, выражающееся в свободе. Л. Фейербах (1804-1872) считал человека высшей ступенью развития природы, в основе которой находится телесно-чувственная деятельность. К.Маркс и Ф.Энгельс интерпретировали человека как социальное существо, сущность которого совокупность общественных отношений и трудовая деятельность.

Современная философия пытается глубже проникнуть в сущность человека, изучая более детально его чувства, переживания, внутренний мир (Ницше, Шопенгауэр, Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс, Сартр). Более глубокое изучение человека отмечается в философии жизни (Дильтей), феноменологии (Гуссерль) и психоанализе (Фрейд, Фромм). Все эти направления совмещаются в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, И. Плесснер), которые пытаются определить собственно человеческое бытие, индивидуальность и творческие способности человека, смысл и значение окружающего мира через самого человека. Сегодня все чаще делаются попытки понимания человека посредством объединения различных подходов – западный (психолого-сциентистский) и восточный, ориентированный к духовности. Другими словами, проблема человека сводится к поиску некоего глобального синтеза всех его аспектов, поскольку только так может быть определена сущность и значение человека.

Человек, является предметом философских исследований потому, что он всегда представлял собой загадку, тайну, содержал что-то своеобразное. Наверно поэтому Ф.М. Достоевский (1821-1881) отмечал, что человек - это тайна и её нужно разгадать. «Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Человек тяготеет к постоянному самовыражению, самоусовершенствованию. В то же самое время он не есть что-то застывшее, готовое, достигшее вершины развития. Человек рождается биологическим существом, а дальше он должен сам себя формировать. Он не только продукт естественной и социальной среды, но и творец этой среды.

Человек - философская проблема, поскольку она должна ответить на ряд мировоззренческих вопросов: кто я такой? кто мы люди? что я могу делать? на что я могу надеяться? что такое свобода? являюсь ли я свободным? что собой представляет жизнь, бытие? и т.д. Эти проблемы были в центре внимания многих мыслителей в истории. Но для каждого индивида важно не столько как решали эти проблемы Сократ, Монтень, Толстой и др., сколько нахождение собственного, самостоятельного ответа. Человек является проблемой и потому, что он является и объектом и субъектом изучения. Будучи предметом исследования, из него упускается субъективность, те тонкие черты, которые формируют человеческую личность.

Человек, его природа, место в мире, смысл бытия всегда были основными философскими проблемами, поскольку без них невозможно изучить человека с точки зрения других аспектов – социологический, экономический, политический, нравственный, антропологический и т.д. Философская концепция человека способствует прояснению общечеловеческих проблем (проблема жизни, смерти), правильному формулированию научно-медицинских категорий (здоровье, болезнь), улучшению учебно-воспитательного процесса.

Для понимания философской концепции человека необходимо выяснить исходные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие человек – общее понятие, выражающее характерные черты Homo sapiens. Все мы человеки, люди – и ребенок, и женщина, и пожилой мужчина. В обществеиндивид считается один, отдельно взятый человек, представитель человеческого рода. Каждый индивид, будучи представителем человеческого общества, в то же время представляет собой неповторимую индивидуальность.Индивидуальность есть выражение естественных способностей и психических качеств человека – памяти, воображения, темперамента, характера, отражающие целостность человеческого образа и его деятельности. Индивидуальность понятие психологического порядка. Личность есть человек, рассмотренный не только с точки зрения естественных качеств и свойств, но и со стороны социальной характеристики. Личность есть относительно устойчивая, социально детерминированная совокупность духовных, социально-политических, морально-волевых качеств человека, сознание и поведение которого характеризуется определенной степенью социальной зрелости. Личность проявляется как индивидуальность. Другими словами, личность есть свойство человека, а человек – носитель этого свойства, личность есть реальный индивид как социальный феномен.

Понятие личности имеет два значения: а) человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности; б) относительно устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена той или иной общности. Личность предполагает социализированного человека, который сознательного относится к своим правам и обязанностям гражданина, имеет чувство личного достоинства, понимает меру своей ответственности относительно своей деятельности, своей семьи, друзей и своего народа.

Личность есть выражение сущности человека. Понятие человек и личность совпадают в смысле, что все личности люди. Но по содержанию эти понятия отличаются: а) человек есть целостность, а личность есть часть, атрибут человека; б) человек биосоциальное существо, личность есть социальная сторона человека; в) человек является материальным носителем личности, а личность выражает социальное свойство человека. Другими словами, человек есть диалектическое единство общего (общечеловеческие характеристики), особенного (эпохальные свойства) и единичного (результат индивидуального способа бытия). Это единство общего, особенного и единичного составляет важную методологическую проблему отношения общечеловеческого и конкретно исторического, сущности и существования, свободы и детерминизма, преходящего и вечного в человеке и т.д. Здесь не нужно преувеличивать как природу человека в общем, так и конкретно исторические особенности.

Наши рекомендации