Пространство и время как атрибуты материи

Движение, пространство и время суть философские категории, выражающие способ существования материи: её изменчивость (движение), разнообразие (пространство) и закономерную последовательность развития (время). Пространство– способ бытия материи, характеризующий её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных структур. Время – способ бытия материи, выражающий длительность её существования, последовательность смены состояния в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии были различные представления, например, что пространство и время существуют как таковые, независимо от материи (И. Ньютон), или же - пространство и время не существуют объективно, есть только априорные понятия, субъективные переживания (И. Кант). Пространство и время являются свойствами материальных предметов и не могут существовать вне материи и материальных вещей. Пространство и время без материи не представляют ничего, это голые абстракции, а абстракции могут существовать лишь в нашем мышлении.

Пространство и время имеют всеобщие и частные (специфические) свойства. К всеобщим свойствам относится их объективность и независимость от сознания человека, абсолютность как атрибутов материи, неразрывная связь друг с другом и с движением материи, зависимость от структурных отношений и процессов, единство прерывного и непрерывного в их структуре, качественная и количественная бесконечность. К специфическим свойствам пространства относится его трехмерность, а времени – одномерность и однонаправленность.

Важно иметь в виду, что существуют физическое, биологическое и человеческое (социальное) пространство и время. Физическое пространство и время являются характеристиками физической материи, они зависят от особенностей нашей физической реальности, им присущи константные характеристики. Время на нашей Земле везде течет одинаково, на других планетах – зависит от скорости вращения этих планет. Биологическое пространство – это совокупность биоценозов и биогеоценозов, определенная плотность отношений между живыми существами. Биологическое время – это интенсивность биологических ритмов, биологических процессов в живых организмах. Каждое живое существо имеет свои биологические часы, ритмы, которые зависят от интенсивности его физико-химических и биологических процессов. Человеческое пространство (социальное и индивидуальное) – это реальное пространство, с которым взаимодействуют люди и общество, завоевание окружающего пространства и вовлечение его в сферу деятельности людей. Оно предполагает отношение между естественным и искусственным, их влияние на биологическое пространство.

Социальное время характеризует длительность, последовательность, становление человеческой деятельности и общественных отношений в ходе общественных процессов. Социальное время неодинаково от эпохи к эпохе, оно имеет разную интенсивность. Первобытное общество развивалась крайне медленно. Более 900 тыс. лет человечество «ползло» вперед со скоростью черепахи. Рабовладельческое общество, просуществовавшее в истории около 5 тыс. лет, уже двигалось со скоростью боевых слонов Ал. Македонского. Феодальная ступень протяженностью примерно в 1,5 тыс. лет преодолевалось трусцой закованного в латы рыцаря. Буржуазное общество, пришедшее на смену феодализму и существующее более 300 лет, получила ускорение парового и дизельного двигателя. В наше время скорости общественного развития, опирающиеся на достижения НТП, приблизились к космическим.

Психологическое время– это интенсивность, длительность и ритмичность психофизиологических процессов человека. Существует не только субъективное восприятие времени, но и индивидуальное существование времени. Каждый индивид имеет свои временные ритмы, более того эти ритмы меняются с возрастом. В человеческом организме существуют около 300 ритмов разной амплитуды и интенсивности. Различают ритмы суточные, недельные, месячные, трехмесячные, шестимесячные, 1 годичные, 6-летние, 12, 60, 100, и 1000-летние. Биологические ритмы позволяют организму оптимально приспособиться к физическим ритмам, к ритмам природы, оптимально согласовать свои физиологические процессы для нормальной жизнедеятельности. Болезнь возникает как расстройство человеческих ритмов в функционировании соответствующих систем и органов. У детей время течет быстрее (поскольку более интенсивны физико-химические процессы), а у пожилых людей время протекает медленнее. Психологически же это переживается наоборот: у детей время «тянется» бесконечно, а у пожилых – «летит». Час времени в пятилетнем возрасте равнозначен 5 часам в 50-летнем возрасте. Поэтому дети и их родители находятся как бы в разных временных измерениях.

Современная наука утверждает, что материя, движение, пространство и время взаимосвязаны, образуют единство, это доказывается теорией относительности и другими научными данными. Медицина, имея дело с богатым фактическим материалом, сделала очень много для развития представлений о пространстве и времени. Поэтому ещё Л. Фейербах отмечал, что медицина является колыбелью философии. А.К. Бернар утверждал, что болезнь есть своеобразный эксперимент, который природа ставит над людьми. Имея дело с этими экспериментами, с патологией нервной системы, медики обнаружили своеобразное проявление индивидуального, человеческого пространства и времени. Равновесие есть отражение положения своего тела в пространстве. Мы отдаем себе отчет где верх, низ, лево, право. При поражении определенных центров головного мозга нарушается чувство равновесия, восприятия своего тела, нарушение ориентации в пространстве и времени. Поэтому идея использования патологии нервной и психической деятельности человека имеет важное значение для понимания пространства и времени. Более того, в психиатрии возникло экспериментально-фармакологическое направление, представители которого наблюдали различные психопатологические феномены (как результат применения различных препаратов): психосенсорные, галлюцинаторные явления, переживания чуждости телесных ощущений, нарушения чувства реальности своего «Я» и окружающей обстановки. Эти сложные патологические изменения самосознания, называемые деперсонализацией, живо подхвачены психологами и даже философами в целях психологического и гносеологического исследования сознания и самосознания личности, особенностей проявления индивидуального (психологического) пространства и времени. Мы недостаточно знаем физико-химические и психофизиологические механизмы субъективных переживаний, восприятий и представлений о времени и пространстве в сознании личности.

Медицина также обнаружила феномен функциональной асимметрии головного мозга человека. Экспериментально доказано, что если левое полушарие связано преимущественно со словесно-логическим мышлением, т.е. речи, счета, логики, то правое полушарие – с конкретно-образным мышлением, т.е. зрительными образами, формами и структурами, музыки, ориентации в пространстве.

Характер индивидуального пространства и времени человека показывает, что в его формировании принимает участие закономерности физического, химического и биологического уровней организации материи. Механизмы правого полушария мозга позволяют человеку находиться в постоянной коррелирующей связи с реальным пространственно-временным физико-химическим континуумом. Левое полушарие мозга ведает более сложными процессами - социальными. Феномен функциональной асимметрии полушарий мозга характерен только для человека и свидетельствует о высокой приспособляемости к окружающему миру.

Литература

Биология в познании человека. Ред. Карпинская Р.С. М., 1989.

Биология и медицина: философские и социальные проблемы взаимодействия. Ред. Овчинников Ю. А.М., 1985.

Габричевский А.Г. Пространство и время. // Вопросы философии. 1994. № 3.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. // Вопросы философии. 1995. №1.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Мамилев Ю.В. Судьбы бытия. // Вопросы философии. 1993. № 10.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

Пахомов Т.Я. Становление современной физической картины мира. М., 1985.

Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971.

Тарасов К.Е., Черненко Е.К. Социальная детерминированность биологии человека. М.,1979.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Время и бытие. М., 1993.

Глава 11. Проблема сознания в философии и ествествознании

Сознание как отражение

Проблема сознания является одной из самых сложных проблем философии и естествознания. Оно является предметом изучения не только философии, но и психологии, физиологии, психиатрии, кибернетики, информатики, педагогики и других наук. Сознание до сих пор является большой загадкой, мы не полностью знаем, что такое сознание, какова его природа, как сознание влияет на материю, психика на соматику.

Представители идеалистической философии рассматривают сознание как отдельную, самостоятельную сущность, отдельную субстанцию. Они придают ей статус мирового разума, космического начала. В понимании человеческого сознания такая логика приводит к признанию существования отдельной от тела души. Некоторые естествоиспытатели и философы считают, что человеческий мозг через духовную субстанцию общечеловеческой культуры («третий мир») вступает в контакт с мировым разумом и как детектор, приемник делает доступным его «волны» для человеческого восприятия, что и выглядит как «мое сознание». Вульгарные материалисты (К. Фогт, Л. Бюхнер, И. Молешотт) считали, что сознание представляет собой следствие только физиологических процессов. Признавая физиологические процессы причиной сознания, они отождествляли сознание и материю, рассматривали мысль в качестве вещественного выделения мозга.

Идеалисты и вульгарные материалисты совершают одну и ту же ошибку – отрывают сознание от мозга и превращают его в субстрат. Современная философия, основываясь на фактический материал естественных наук, дает научное объяснение сознания, раскрывает его сущность и структуру. С одной стороны, наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно ни казалось, является продуктом вещественного, телесного органа - мозга. С другой стороны, логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения. Поэтому с генетической точки зрения сознание сформировалась как результат развития такого общего свойства материи как отражение.

Отражение есть всеобщее свойство материи вытекающее из способности предметов адекватно воспроизводить характерные черты, структуры и отношения других предметов. Отражениеесть способность одних предметов, материальных систем запечатлевать, сохранять, воспроизводить следы действия других материальных предметов или систем. Отражение – это воспроизведение особенностей, сторон (структуры, организации, упорядоченности, содержания, свойств и связей) одного предмета в иной форме в другом предмете в процессе их взаимодействия1. Отражение есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

В зависимости от уровня организации материи различают несколько форм отражения. В неживой природе встречается механическое, физическое, химическое отражение. Это различные следы, деформации и разрушения взаимодействующих тел. В органической материи существует биологическое отражение – раздражимость. Это есть свойство простейших живых существ выборочно реагировать на внешние раздражители, что ведет к оптимальному приспособлению к окружающей среде. Раздражимость проявляется через тропизмы, таксисы и другие реакции. У простейших организмов отражение ещё более сложное и осуществляется через чувствительность – воспроизведение отдельных свойств и сторон предметов и явлений. Результатом этого отражения является образ, который носит сигнальный характер. У организмов с развитой центральной нервной системой проявляется психическое отражение. Оно реализуется посредством мышления – воспроизведение связей и отношений предметов и явлений. С формированием человека и общества возникает высшая форма отражения – сознание (социальное отражение).

На основе отражения возникает информация – это шифрованное, переданное отражение. На основе информации возникают знания (освоение, переработка и систематизация информации). А на основе знаний формируется сознание.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека2. Сознание есть способность понимать себя, свое место в этом мире, отдавать отчет о своих действиях и нести ответственность за свои действия. Сознание есть свойство человека, возникающее на его отношение с внешним миром, это осмысленное, понятное отражение. Оно представляет собой духовный мир человека, его знания, убеждения, желания, воля, достоинство, надежда, вера, любовь. Сознание есть сущность личности, есть специфическая реальность – идеальная, субъективная реальность.

Сознание как высшая форма отражения отличается от психического отражения у животных. Как бы нам ни казалось поведение животных разумным и целесообразным, в их поведении нет ничего разумного и целесообразного. Поведение животных основывается на инстинктах и конкретное мышление. Инстинкты – это своеобразные программы поведения, которые передаются наследственно в структуре тела, и которые функционируют автоматически в зависимости от ситуации. Мышление у животных – это отражение связей и отношений между предметами и явлениями, оно носит конкретно-образный характер, связано непосредственно с действием («ручное мышление»), является ситуативным, т.е. в данный момент и данное место. Человеческое мышление имеет абстрактный характер и связано с языком и членораздельной речью.

Развитие сознания начинается с самосознания – способность индивида понимать, оценивать самого себя как познающего и действующего субъекта. Сознание не является результатом только физиологической деятельности, просто функцией мозга. Оно является общественным продуктом. Сознание отражает отношения между людьми. Чтобы понять отношения, надо выделить себя из окружающего мира, осознать собственное «Я». Этот процесс является условием, стержнем формирования сознания в широком смысле, как знание о своем месте в окружающем мире, среди других людей.

Формирование самосознания начинается с отражения собственного телесного, психического и социального бытия. В развитии индивида это соответствует возрасту 3 лет и предполагает определенные этапы познания самого себя. Отличие себя от других начинается с усвоения собственного имени, своей телесности, настроения и духовного состояния, своих действий и личностных качеств.

Следующим этапом является выделение себя из внешнего мира, ориентирование и понимание своего места в этом мире, понимание себя как представителя определенной социальной группы, коллектива. Высший этап связан с появлением личностного «Я». Проявляется не только отличием себя от других и внешнего мира, но и оценкой самого себя, которое реализуется через такие понятия как стыд, совесть, честь, достоинство и др.

Важно иметь в виду последовательность развития самосознания и соответственно личности, чтобы понять порядок и сложность развития патологического процесса. То, что в процессе филогенеза и онтогенеза формируется в последнюю очередь, в случае патологии разрушается первым. Например, у психических больных в первую очередь расстраиваются такие качества как честь, достоинство, стыд, потом нарушается ориентация во времени, пространстве и внешнем мире, а в последнюю очередь расстраивается восприятие на уровне телесности.

Сознание есть социальный феномен, отражающий отношения между людьми. Наше собственное «Я» рождается не из внутри индивида, а из взаимодействия с другими людьми, из возможности рассматривать самого себя из вне. Человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к другому человеку как к самому себе, он начинает относиться к самому себе как к человеку. Сознание непосредственно связано с материальной деятельностью человека и представляет собой идеальную сторону человеческой деятельности. Оно позволяет преобразовывать действительность в идеальной форме, в абстрактном мышлении, в воображении и фантазии.

11.2. Онтологический, гносеологический, субстратный и генетический аспекты сознания

Сознание, как мы уже отмечали, является предметом изучения многих дисциплин. В философии сознание анализируется с точки зрения разных аспектов:

Онтологический аспект предполагает ответ на вопрос: что собой представляет сознание в отношении с действительностью? С этой точки зрения оно рассматривается как вторичная, производная от материи, это субъективная реальность. Философия раскрывает тезис о вторичности сознания в нескольких взаимосвязанных и несводимых друг к другу аспектах: по отношению к бытию, к материальному субстрату, по происхождению. Как субъективная реальность сознание есть внутренний мир человека, содержание его духовности, его знания и т.д. Сознание есть сущность личности, это реальность особого рода, это субъективная реальность. По смыслу, по ценности оно обладает не меньшей значимостью, чем мир внешний.

В гносеологическом аспекте сознание рассматривается с точки зрения его содержания, а именно как отражение в субъективной форме объективного мира в его бесконечно многообразных связях и отношениях. На основе отражения возникает информация, на основе информации – знание, а на основе знаний возникает сознание.

Содержанием сознания является знание. Но содержание сознания идеальное. Идеальное - это философская категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психической деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологическом аспекте. Идеальное не что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Идеальное всегда обладает материальным носителем. В качестве такого выступает не только его нервно-мозговой субстрат, но и выработанные в процессе исторического развития человечества феномен культуры, воплощающий идеальное (например, язык и другие знаковые системы).

Социально-исторический аспект раскрывает происхождение сознания как закономерного продукта социальной формы движения материи. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание есть социальный феномен и возникает только в обществе, только в процессе совместной деятельности. Оно социально по источнику, по происхождению, по содержанию и по своим функциям. Носителем сознания является человек как социальное существо. Оно становится сознательным, включаясь в систему социальных отношений, усваивая человеческую культуру.

Субстратный аспект раскрывает проблему сознания с точки зрения механизмов осуществления процесса отражения. Субстратом психики человека является головной мозг – сложнейшая кибернетическая система. Мозг имеет несколько структурных уровней: стволовая часть, нервные центры, подкорка и кора. Функционирует мозг на основе рефлексов. Вопрос об отношении психических явлений к физическим, а в более узком смысле, соотношении психического и физиологического составляет психофизическую проблему.

Ещё с ХУП века возникли два варианта решения этой проблемы – психофизическое взаимодействие (Декарт) и психофизический параллелизм (Лейбниц). Психическое возникает на основе физиологического, но между ними нет причинной связи. Существует качественное различие между физиологическими и психическими процессами, протекающими в мозгу человека. Первые (физиологические процессы) объективны и материальны, вторые (психические процессы) субъективны и идеальны. Высшая нервная деятельность мозга, материальная по своей природе, есть физиологическая основа психики и сознания человека. Сознание в то же время не сводится ни к тому что отражается – объективному миру, ни к тому при помощи чего отражается объективный мир – к мозгу, к физиологическим процессам, происходящем в нем. Психический феномен есть форма вычленения информации об объектах, закодированной в структурах их нервно-мозговых моделей, выполняющих по отношению к информации функцию сигналов (носителей информации). Мыслью является не сам материальный агент или процесс, а информационное содержание, закодированное в тех или иных нейродинамических структурах.

Возникновение сознания

Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения её форм, как свойство высокоорганизованной материи.В процессе возникновения сознания важную роль сыграли труд, язык, общение и культура.Труд– первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, можем сказать: труд создал самого человека. Труд есть систематическое взаимодействие человека с окружающей средой посредством орудий труда, это процесс постоянного использования орудий труда. Орудия труда – это предметы, предназначенные для производства других предметов, они непосредственно не удовлетворяют никаких потребностей человека. В орудиях труда накапливается, сохраняется и передается опыт, человеческие знания. В процессе труда, используя орудия труда, имеет место опредмечивание и распредмечивание знаний.

Для деятельности индивид нуждается в знаниях, информации. У животных необходимая информация передается через генетической код в структуре тела, в инстинктах. Последние представляют собой программы деятельности, которые запускаются и функционируют автоматически. Но через инстинкты передается только видовой опыт, а не накопленный индивидуальный опыт. У человека появляется новый более мощный канал передачи информации, чем генетический код. Информация передается прижизненно через орудия труда, в процессе труда. Для существования человек должен трудиться, а в процессе труда он усваивает информацию накопленную в орудиях труда. Это дало возможность человеку умнеть, лучше приспособиться к окружающему миру. Его деятельность становилась более сложной и координированной. Активное взаимодействие с природой при помощи орудий труда, которые также созданы человеком, развивает человеческие способности, приводит к развитию мозга, усложнению организации общности людей, появлению и развитию членораздельной речи и т.д. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения, неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания.

Язык – семиотическая система, состоящая из совокупности знаков и грамматических правил образования предложений и смысловых фраз. Язык есть материальная форма бытия сознания. Он служит средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Он является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Абстрактное мышление, сознание являются идеальными феноменами, и могут существовать и проявляться только через язык.

Понятийное, абстрактное мышление осуществляется через слова и символы. Символ – особый знак, представляющий собой чувственную или духовную реальность, которая понимается не такой, как она существует, а в более широком и общем смысле. Символ допускает некоторую двусмысленность, неопределенность, непонятность. Структура символа характеризуется как тождеством, так и различием смысла и образа. Образ есть результат чувственного отражения, дан как нечто конкретное, наглядное и непосредственное, с другой стороны – образ несет неисчерпаемую смысловую нагрузку, помогающую понять символ.

Язык позволяет обнаружить сознание. Благодаря языку сознание может само превращаться в предмет исследования. Дух существует через слово и скрыт в нем. Слово – зашифрованное сознание. По мере развития общественной и индивидуальной культуры язык становится все более и более содержательным, все полнее раскрывает мир природы и человека. Язык в равной мере дает сознанию реальное существование и одухотворяет природу, человеческую жизнь.

Язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми и обмена информацией. Язык выполняет мыслительную (орудие мышления), коммуникативную, эмоционально-выразительную и др. функции. Последняя используется в процессе внушения и гипноза в медицине, в искусстве. Слово в медицине имеет психотерапевтический эффект, поскольку действует на сознание пациента и ассоциируется с действиями врача и лекарств. Это важно иметь в виду, потому что слово имеет не только терапевтический эффект, но и наоборот, может вызвать ятрогении. Язык есть общечеловеческое свойство, а речь – это конкретный способ функционирования языка.

Общение– важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности. Общение – это тот канал, через который передается опыт, навыки и знания, происходит взаимообогащение людей.

Культура – понятие более широкое, оно включает в себя материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура также содержит способы человеческой деятельности и совокупность принципов и норм, регламентирующих функционирование человеческого общества. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную культуру и правила общения. Чтобы стать человеком он должен усвоить все это.

Структура сознания

Сознание сложный процесс, состоящий из различных психологических компонентов, которые функционируют как единое целое. Среди них выделяют мышление, интеллект, память, эмоции и чувства, волю. Мышление (интеллект, разум) является гносеологической стороной сознания. Оно дает знание о внешнем мире, информацию о нем. А содержанием сознания является знание, следовательно, без мышления невозможно сознание. Мышление означает способность к анализу и синтезу, к приобретению новых знаний, применению их в новых условиях. Интеллект измеряется не количеством знаний, а способностью к их приращению и творческому применению. Интеллект есть способность индивида гибко понимать и эффективно, творчески решать практические и теоретические проблемы. Интеллект предполагает совокупность принципов, правил, алгоритмов с помощью которых реализуются многочисленные формы мышления. Интеллект это своего рода «температура» ума, сила человеческого разума1. Человеческое мышление имеет обобщенный, абстрактный характер и выражается понятиями. Для существования понятий необходима память, язык, слова.

Индивидуальная память есть способность человека запечатлевать, сохранять, воспроизводить знания. Без памяти нет знаний, сознания. Социальная память (память общества) закреплена в предметах культуры – книгах, языке, вещах, произведениях искусства. Это память поколений, память истории, память народа, национальной культуры, традиций2.

Эмоции и чувства являются оценочным отражением объективной действительности. Они связывают внешнюю ситуацию с потребностями человека. Важнейшей социальной потребностью человека является потребность в самоутверждении, она проходит через всю человеческую жизнь и через все виды деятельности. Эмоции являются регулятором человеческой активности, положительные или отрицательные эмоции регулируют выбор действия, формируют поступок. Эмоции позволяют сделать знания прочными, превратить их в убеждения.

Воля – особый механизм регуляции деятельности, присущий только человеку (у животных и маленьких детей ей предшествуют потребности как мотивы действий). Социальные нормы, пройдя через психику человека, «интериоризируясь», становятся внутренним механизмом регуляции деятельности. Волевые механизмы формируются в социальной деятельности и социальных нормах. Воля – это самоконтроль и двигательная сила сознания личности.

В структуре человеческой психики выделяют ещё два уровня: сознательный и бессознательный. Неосознанные процессы – это не какие-то таинственные, мистические явления, а обычные ощущения, восприятия, память, потребности и т.п., на которые сейчас индивид не обращает внимания. Одни и те же процессы меняют свою модальность, они могут превращаться из осознанных в неосознанные и наоборот, между ними нет преграды, принципиальной границы.

С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют защитную роль нервной системы, берут под свой контроль те функции, для исполнения которых не требуется творческий подход и непосредственное участие сознания. Бессознательное существует как установка, навыки и автоматизмы, мотивы и мотивация, внушение и гипноз. Неосознанные психические процессы функционируют и при взаимодействии людей в группе, в массах. Их изучает социальная психология («психологический климат» в группе, «феномен толпы» и т.д.).

Впервые концепцию о бессознательном сформулировал Г. Лейбниц. Бессознательное он понимал как низшая форма деятельности духа, которая находится за пределами сознательных представлений. Кант пытается связать бессознательное с проблемой интуиции и чувственного познания. А. Шопенгауэр и Э. Гартман возвели бессознательное в ранг универсального принципа, как основа бытия и причина мирового процесса. Динамическую характеристику бессознательному дал И.Ф.Гербарт. Неосознанная психическая деятельность человека была изучена в плане психопатологии французской психиатрической школой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) сформулировал своеобразное учение о психике человека, отдавая приоритет бессознательному фактору и инстинктам. Бессознательное он сводит к инстинктам, что не совсем оправдано. Инстинкты – это физиологическая деятельность и к ним не применимы оценка осознанное или неосознанное. Мы не можем сказать, что желудок или сердце функционируют осознанно или неосознанно. Осознанное или неосознанное применимо только при характеристики высшей нервной деятельности.

Психику З. Фрейд делит на три этажа: Первый (низший) – это «Оно», здесь кипит котел влечений - смутных, тайных, часто неприглядных. Это мир бессознательного, где властвуют инстинкты. Бессознательное есть глубинная основа психики, которая определяет сознательную жизнь субъекта и даже судьбу целых народов. Бессознательные влечения формируют содержание эмоций и переживаний. Сознание в большей степени зависит от импульсов, вытесненных в бессознательное. Второй уровень–«Я»,это осознанная сфера психики, самосознание человека. Третий уровень –«Сверх-Я»- это мир социальных норм, запретов (табу) на продиктованные инстинктами поведение, это цензура, мораль. Личность при этом как бы оказывается под прессом, она раздираема противоречиями. Индивид должен выбирать между желаниями и удовольствием (принцип удовольствия), между возможным и допустимым (принцип действительности). Желания тяготеют к реализации. Социальная цензура, мораль не всегда позволяют их осуществлению. З. Фрейд считает, что мораль выполняет репрессивную, принудительную функцию по отношению к человеку. Нереализованные влечения и желания вытесняются в бессознательное, а оттуда они могут осуществляться под другие формы. Бессознательные влечения, чтобы реализоваться принимают благопристойный вид, подвергаются сублимации. Противоречие между желаемым и возможным ведет к неврозам, к срывам нервной деятельности, к болезни. Болезнь есть своеобразная реализация влечений только в извращенной форме. Когда впервые З. Фрейд доложил свои идеи на заседание общества психоневрологов знаменитый невролог Мейнерт сказал: «В сообщении доктора Фрейда я нахожу много новых и много верных идей. К сожалению, верные идеи стары, а новые идеи ложны».

Фрейдизм – это учение З. Фрейда в том виде, как оно было им сформулировано в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм – это абсолютизация роли неосознанных процессов, признание конфликта между сознанием и бессознательным, личностью и обществом, приоритет влечений в объяснении поступков человека. Сущность фрейдизма – в рациональном анализе бессознательных влечений и через это освобождение от них.

Неофрейдизм (представители Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм) - это стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации. Они отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному фактору в поведении индивида, но больше занимались выяснением роли бессознательного в понимании социальных феноменов.

Духовная жизнь общества

Духовная жизнь социума – это порождение общественной практики и составляет подсистему общества. Часто эту сторону общества отождествляют с общественным сознанием, хотя это не одно и тоже. Духовная жизнь общества понятие более широкое и включает в себя духовные потребности, духовную деятельность, духовное производство и потребление. Общественное сознание есть сторона социальной действительности, которая определяется общественным бытием. Общественное сознание– философская категория для обозначения духовной стороны жизни общества, совокупности идей, взглядов, концепций и представлений, отражающие общественное бытие. Общественное сознание обуславливается общественным бытием и является его отражением, духовным воспроизведением. Общественное бытие есть материальная сторона жизни общества, является первичной по отношению к общественному сознанию, определяет его структуру и содержание. Общественное сознание вторично, зависима от общественного бытия. Вторичность общественного сознания не означает умаления его роли по сравнению с общественным бытием. Общественное сознание выступает необходимой стороной общественно-исторического процесса, функцией общества в целом. Вне сознания нельзя представить себе процесс общественной жизни, понять ход истории. Вторичность не означает также и отсутствия самостоятельности общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания состоит в том, что оно имеет свои принципы развития, некоторые элементы общественного сознания могут даже опережать или отставать от общественного бытия. Будучи отражением общественного бытия, сознание оказывает мощное воздействие на бытие и моментами оно даже определяет его. Осуществляется это через механизмы и структуры тонко-вибрирующих феноменов социума, о чем мы уже писали1.

Общественное сознание связано во многом с индивидуальным сознанием, проявляется через него и в тоже время существенно отличается от него. Индивидуальное сознание есть совокупность психических процессов индивида, которые позволяют ему понять себя, окружающий мир и свое место в этом мире. Общественное сознание - это коллективный разум, проявляюшийся как сложный синтез индивидуальных сознаний и представ<

Наши рекомендации