Основной вопрос и методология философии.
У основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности ивопрос о познаваемости.
Он называется основным,т. к. с него начинает формироватьсяфилософское мировоззрение.
Те из философов, кто считает генетически первичной объективную реальность, а сознание признает высшей формой отражения этой реальности, оказывающей мощное обратное воздействия на бытие, являются материалистами.
Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъестественное идеальное начало породило и продолжает определять объективный мир — объективные идеалисты, а те, кто полагают человеческое сознание творцом мира (а иногда и единственно существующей реальностью) — субъективные идеалисты.
То или иное решение основного вопроса философии детерминирует решение других философских проблем. Например, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в историческом процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воздействия на общественную систему — «нужно поставить во главу государства такого человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеалистическое мировоззрение оборачивается методом, уводящим от цели).
В этом проявляется методологическая роль философии — определение основных направлений, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного целенаправленного воздействия человека на любой процесс.
Методология — это мировоззрение в действии. Поэтому идеализм и материализм являются не только противоположными мировоззренческими системами, но и противоположными методами познания и преобразования мира.
Кроме того, в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие методологические установки: диалектика и метафизика.
Диалектика — метод познания и преобразования действительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной реальности представляют собой единство противоположностей (необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.), борьба между которыми составляет основу их возникновения, существования и развития.
Метафизика — метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и связанный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то самостоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы (необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.).
Герменевтика— метод, опирающийся на толкование текстов и реконструкцию их смыслов. Этот метод реализуется как постоянное движение внутри герменевтического круга: понимание целого складывается из понимания частей, а целое, в свою очередь, определяет то, как должны пониматься части. Именно в постоянной смене направления, в котором совершается движение, то есть в постоянном переходе от смысла части к смыслу целого и обратно, и заключается основная черта герменевтики как философского и филологического метода.
Догматика— это восприятие мира через призму абсолютизированных суждений. Догматика свойственна религиозным учениям, однако в той или иной степени она присуща и философии.
Эклектика— это метод, в основе которого лежит произвольное соединение фактов и идей, не имеющих особых связей между собой. На основании подобного соединения идей и фактов, нередко эффектного и привлекающего внимание, делаются выводы, которые могут иметь внешне правдоподобный характер, однако в действительности являются безосновательными.
Софистика— метод, целью которого является доказательство какого-либо положения независимо от того, являются ли истинными те аксиомы, на которые оно опирается. Другими словами, цель софистики состоит в том, чтобы любой ценой доказать положение, которое, возможно, не является истинным. Как правило, это делается в том случае, если это выгодно говорящему. Возникла софистика в Древней Греции, а толчком для её возникновения послужила необходимость разработки методов победы в спорах.
Предмет философии.
Предметом философии является мир в целом, рассматриваемый в самых общих аспектах при особом выделении отношений «человек — мир».
В разные эпохи на первый план выходили рассмотрение мира в целом без качественных различений элементов его структуры (античный космоцентризм); Бог и его проявления в мире (средневековый теоцентризм); человек как природное существо (ренессансный антропоцентризм), природа как объект научного исследования (философия Нового времени); отдельное человеческое сознание, язык, культурные структуры и пр. в современной философии.
8. Функции философии:
1. Мировоззренческая функция заключается в формировании картины мира, которая объясняет устройство мира, место человека в нём, а также основные принципы взаимодействия человека с миром.
2. Методологическая функция заключается в выработке наиболее общих методов познания окружающей действительности.
3. Критическая функция заключается в постановке под сомнение существующих знаний и представлений о мире. Конечно, не всякое знание заслуживает того, чтобы быть поставленным под сомнение и быть разрушенным. Однако даже в том случае, если это знание в целом достоверно, постановка под сомнение позволяет уточнить его, сделать более точным: формулируя контраргументы, а затем, опровергая их, мы всегда делаем наши знания более точными и обоснованными. Критическая функция помогает разрушить догмы и предрассудки, расширить горизонты познания, открыть новые перспективы для него.
4. Аксиологическая (ценностная) функция помогает людям выработать более чёткое оценочное отношение к разнообразным явлениям действительности на основании этических, морально-нравственных и идеологических ценностей. Эпохи отличаются друг от друга по целому ряду признаков, однако ценностный аспект представляет собой едва ли не самое главное из отличий. Периодически в истории человечества происходят значимые переломы, когда существующая система ценностей разрушается и на её месте устанавливается новая. Переход от эпохи к эпохе (от античности к средневековью, от средневековья к Возрождению, от Возрождения к Новому времени и т. д.) — яркий пример таких переходов.
5. Социальная функция заключается в объяснении общества, его структуры и основных сторон его жизни, а также закономерностей, которые определяют его изменения и развитие. Любое общество вырабатывает совокупность представлений, которые помогают ему поддерживать свою целостность.
6. Прогностическая функция философии заключается в описании вариантов того, как могут развиваться события в той или иной области человеческой жизни. Это очень важно, поскольку зная, как могут развиваться события, человек может более разумно подходить к тому, как он строит своё поведение. Естественно, одна философия здесь бессильна: для того чтобы спрогнозировать развитие событий, например, в обществе, необходимы социологические, политологические, экономические и иные знания. Однако лишь философия может обеспечить целостность подхода и предполагаемых вариантов. Кроме того, именно философия в состоянии дать объективную и непредвзятую оценку подобных прогнозов.
7. Общекультурная функция проявляется в том, что философия — это один из наиболее важных элементов духовной культуры общества. Влияние философии на духовную жизнь огромно: она одновременно и стабилизирует культуру, и изменяет её. В этой функции фактически синтезируются все функции, о которых мы говорили выше.
8. Практическая функция философии заключается в том, что философия обеспечивает координацию между общечеловеческими ценностями и поведением человека. Если животное действует под давлением своих чувств и желаний, то человек также опирается и на свое миропонимание, на представления о том, как устроен мир.