Раздел 1. предмет философии и ее история

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

среднего профессионального образования

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Рабочая программа, методические указания

и контрольное задание

для студентов заочной формы обучения

специальностей

210723 – «Сети связи и системы коммутации»

210709 – «Многоканальные телекоммуникационные системы»

080114 – «Экономика и бухгалтерский учет»

210801 – «Почтовая связь»

Москва 2016

Рабочая программа, контрольные задания и методические указания по выполнению ДКР составлены преподавателем общественных дисциплин Колледжа телекоммуникаций МТУСИ А. М. Писарцовой в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Основы философии», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО)

Рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии общест-венных дисциплин.

Утверждены председателем Учебно-методического центра среднего профессионального образования к.п.н., доц. Ю.Г. Моисеевым.

Составитель А.М. Писарцова

____________________________________________________________________

Подписано в печать 26.08.13 Тираж 150 экз. Заказ

____________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная цивилизация демонстрирует возрастание динамики жизни, что проявляется в глубинных и крайне противоречивых переменах во всех областях жизни. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки становятся приоритетными.

Большую и особую роль в формировании мировоззренческой культуры человека играет философия. Философия призвана помочь человеку разобраться в тяжелых перипетиях сегодняшнего дня. Противоречия исторического развития человечества заставляет оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире с человечеством в целом. В этой ситуации философия берет на себя функцию прояснения проблем бытия человека, всякий раз ставя вопрос о том, что такое человек и каково его место в мире, как следует жить, на что ориентироваться. Философия напоминает человеку о необходимости соизмерять свои действия и мнения с более глубинной истиной о себе и мире.

«Философия никогда не подведет, ибо в ней есть величие, поскольку она занимается познанием мира в целом. Она трактует о Вселенной, о Боге, бессмертии, о сущности человека, целях и смысле жизни, способностях человека и о пределах этих способностей. И если она не может ответить на вопросы, которые преследуют человека на его пути через темный и таинственный мир, то хотя бы помогает ему сносить собственное невежество без ропота. Она дает пищу для размышления и грез, которыми приятнее всего коротать время в часы досуга».

Предлагаемое методическое пособие составлено на основе современного научного материала по философии.

Тематика контрольных работ разработана в соответствии с программой базового курса «Основы философии». При подготовке методических рекомендаций учитывалась специфика студенческой аудитории колледжа. Методические указания составлены в помощь студентам при выполнении домашней контрольной работы и для подготовки к экзамену. Использование методических рекомендаций при выполнении ДКР является необходимым. Качество ДКР оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно студенты дали ответы на поставленные вопросы.

Постарайтесь не прибегать к слепому переписыванию текстов учебника – это не поможет вам освоить предмет.

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы

Учебная дисциплина «Основы философии»относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формиро-вания личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответствен-ности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

  Разделы, темы Количество часов   Вид самостоятельной работы Учеб-ная лите-рату-ра
Аудиторные занятия Само- стоятель-ная работа
  об-зор-ные практические
      спец.     спец. и технич.        
РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ИСТОРИЯ         Работа с философским словарем, учебной литературой и первоисточниками. Изучить раздел, ответить на вопросы самоконтроля     1, 2
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии        
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия    
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени    
Тема 1.4. Современная философия      
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ   Изучить раздел, ответить на вопросы самоконтроля   1, 2
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение          
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания    
Тема 2.3. Этика и социальная философия    
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение        
Всего    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Предмет и определение философии.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстами – Платон «Апология Сократа».

Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

Практическое занятие № 1

Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект - ответы на вопросы.

Философские школы Древней Греции - тестовое задание.

Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии - устное задание.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстами – Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Творческое задание: Философские школы и учение о первоначалах.

Практическое занятие № 2

Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени - тестовое задание.

Основные понятия немецкой классической философии - тестовое задание.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв. (3-4 – по выбору учащихся).

Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений.

Творческое задание: Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в.?

Практическое занятие № 3

Основные направления философии XX в. - тестовое задание.

Философия экзистенциализма и психоанализа - работа с философским словарем.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстами – Э.Фромм «Душа человека», В.С.Соловьев «Русская идея».

Практическое занятие № 4

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

Тесты.

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира».

Практическое занятие № 5

Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии.

Философия о глобальных проблемах современности.

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с текстами – Сенека «Нравственные письма к Луцилию».

Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

Контроль и оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих фило-софских проблемах бытия, познания, цен-ностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для форми-рования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий   Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с оригинальными текстами; - подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная оценка  

ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант № 1

1. Философия. Предмет философии. Основные функции философии.

2. Древнегреческая философия, основные черты.

Вариант № 2

1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

2. Средневековая философия, основные черты.

Вариант № 3

1. Познание. Основные формы познания.

2. Философия эпохи Возрождения.

Вариант № 4

1. Философия о сущности и природе человека.

2. Философия эпохи Просвещения.

Вариант № 5

1. Смысл проблемы сознания в истории философии.

2. Основные направления современной философии ХХ-начало XI вв.

Вариант № 6

1. Общество. Основные типы обществ.

2. Глобальные проблемы современности.

Вариант № 7

1. Особенности философии Нового времени.(XVII в.) Рационализм

и эмпиризм в теории познания.

2. Научная картина мира.

Вариант № 8

1. Экологические проблемы современности.

2. Взаимодействие природы и человека.

Вариант № 9

1. Культура и цивилизация.

2. Диалектико-материалистическая картина мира.

Вариант № 10

1. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Русская философия, основные черты.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Методические рекомендации

Вариант 1

1. Философия. Предмет философии. Основные функции философии.

2. Древнегреческая философия, основные черты.

1. При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что философия - одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Необходимо раскрыть смысл термина «философия», а также отметить, что на протяжении своего существования философия ставила вопросы, которые затем становились предметом исследования других наук. Необходимо понять, что философские вопросы - это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми, а об отношении к ним человека). В этом специфика философских вопросов. В своем развитии философия проходит длительный путь. Изменяется и предмет философии. Необходимо это отметить при ответе на вопрос.

Определите также основной вопрос философии. Опишите основные разделы философии: онтология - учение о бытии, гносеология (эпистемология) - учение о познании, логика - учение о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия, аксиология, история философии, этика, эстетика. Не забудьте определить функции философии, в которых реализуются ее цели, задачи, назначение.

2. Страной с исключительно высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии философии, является античная Греция, где возникновение первых философских школ относится к VII-VI вв. до н.э. и связано с распадом патриархально-родового уклада жизни, которому способствовало философское мышление. С уничтожением родового строя и возникновением рабовладельческого строя начался переход от образного мышления к понятийному.

Определите основные этапы Древнегреческой философии и школы (натурфилософия, классика, эллинизм). Отметьте также, что в Древней Греции четко оформились два основных направления: материализм и идеализм, которые возглавляли Платон и Демокрит. Необходимо также определить общие черты философии древней Греции.

Вариант 2

1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.

2. Средневековая философия, основные черты.

1. Мировоззрение - это система взглядов на окружающий мир и место человека в нем. В ответе на вопрос о мировоззрении необходимо определить сущность и структуру мировоззрения. Философия и мировоззрение есть результат отражения мир, но глубина отражения мира может быть различной.

Определите основные уровни мировоззрения и основные элементы структуры мировоззрения. В ответе об исторических типах мировоззрения необходимо подробно остановиться на описании мифологического, религиозного и философского мировоззрения, определить их черты и характерные отличия.

2. Средневековая философия - особый исторический этап в философии. Существуя в течение многих столетий в условиях всевластия церкви, она приобрела форму религиозной философии, превратившись в «служанку богословия». В ответе на вопрос необходимо выделить основные этапы средневековой философии (патристика, схоластика). Одна из главных задач средневековой философии - обоснование основных догм христианства. Для этого использовали авторитет греческих философов Платона и Аристотеля. На этапе патристики обращались к идеалистической философии Платона. Но философия Платона приводила к отрицанию вечного бессмертия и допускала переселения душ, что противоречило христианству. Критиковать Платона можно было, опираясь на не менее значимый авторитет. Поэтому Фома Аквинский (этап схоластики) обращается к Аристотелю.

При ответе на вопрос необходимо подробно охарактеризовать основные этапы, черты средневековой философии. Необходимо отметить, что несмотря на господствующее религиозное мировоззрение, продолжалось развитие материалистической и идеалистической линии в философии. Это проявилось в спорах между номинализмом и реализмом. Раскройте, в чем состояла суть этих споров.

Вариант 3

1. Познание. Основные формы познания.

2. Философия эпохи Возрождения.

1. Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Раздел в философии, посвященный проблемам познания мира, получил название теории познания или гносеологии. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм и агностицизм. Раскройте сущность этих теорий. Проблемы, связанные с познанием мира человеком, - центральные в любом философском учении. Главным является анализ сущности познавательной деятельности человека, проблема истинности знаний и проверки их достоверности, соотношения знания и ценностей. Отвечая на вопрос о познании, обратите внимание на то, как решался этот вопрос в истории философии (античность, средневековье, Новое время, современность).

Обратите внимание, что в Новое время были предложены два новых методологических принципа поиска истины: Рене Декарт положил начало западному рационализму, а Френсис Бэкон - родоначальник английского эмпиризма. В чем суть споров между ними? Необходимо об этом написать. Необходимо раскрыть основные формы познания: чувственное и рациональное, а также ступени чувственного (ощущение, восприятие, представление) и рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).

2. Эпоха Возрождения или Ренессанса получила свое название от начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности. Это период XIV-XVI вв. Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры, составившими величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Радикальные социально-экономические изменения обусловили существенные перемены в духовной культуре, мировоззрении, философии той эпохи. Опишите все достижения и крупнейшие открытия в науке и общественной жизни эпохи.

В ответе необходимо также описать основные этапы (гуманистический, неоплатонический, натурфилософский) философии эпохи Возрождения. Назовите главных представителей каждого из этих этапов. Помните, что одной из главных черт эпохи Возрождения является антропоцентризм, а главным принципом философии Возрождения - гуманизм.

Вариант 4

1. Философия о сущности и природе человека.

2. Философия эпохи Просвещения.

1. Направление в философии, изучающее человека, его природу и сущность, называется философской антропологией. Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция, и человеческая личность рискует нивелироваться в «тисках» информационно-технического общества. Философия рассматривает человека как главную ценность мироздания. Существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ космоса, природы и абсолютизируют зависимость человека от природы. При ответе на данный вопрос необходимо раскрыть основные подходы в анализе данного вопроса: гуманизм (приоритет человека и его потребностей), антропологизм (обоснование естественного происхождения человека), фрейдизм (рассмотрение сущности человека с позиции психоанализа), экзистенциализм (сведение сущности человека к внутренним переживаниям). Необходимо помнить, что в разных гранях своей жизнедеятельности человек выступает как противоречивое существо: созидатель и разрушитель, свободный и порабощенный.

В данном вопросе раскройте проблему соотношения биологического и социального в человеке. Кроме того, упомяните о концепциях сущности человека в древнеиндийской, древнекитайской, античной, средневековой философиях, философии Нового времени. Особое внимание уделите христианской концепции человека, где человек рассматривается как творение Бога, как микрокосмос, в глубинах которого заключены все тайны бытия.

2. XVIII в. в европейских странах называют эпохой Просвещения. Смысл «просвещения» в том, что оно должно изменить общество на основе разума, что оно должно приблизить такой государственный строй, который изменит жизнь людей к лучшему. Опишите это в своем ответе. Отметьте также, что основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного договора - подготовили будущие социально-политические преобразования. Одним из главных направлений философии XVIII в. является материализм. Французский материализм XVIII в. утверждал, что материя и природа являются основой и началом всего сущего.

В философии французского материализма прослеживаются два основных направления: естественнонаучное (Ж. Ламетри со своей нашумевшей работой «Человек-машина», Д. Дидро - «Энциклопедия», «Философские принципы материи и движения», П. Гольбах – «Система природы») и социально-историческое (К. Гельвеций «О человеке»). Опишите основные мысли этих представителей.

Вариант 5

1. Смысл проблемы сознания в истории философии.

2. Основные направления современной философии XX-начало XXI вв.

1. Сознание является объектом внимания многих наук как естественных, так и гуманитарных. Помните, что проблема сознания является одной из главных для философии, что именно в духовности крупнейшие мыслители видели специфику человека, основание его неповторимости и творчества. На протяжении тысяч лет философия ставила и решала проблему сознания на основе знаний своего времени. Эти вопросы были неразрывно связаны с проблемой существования мира, с проблемой познания человеком мира и себя. В вопросе о происхождении сознания и его сущности можете рассмотреть, как решался данный вопрос в таких теоретических направлениях, как гилозоизм, теория энтелехии, бихевиоризм, вульгарный материализм и религиозных направлениях. Обратите внимание, что античность поставила вопрос: принадлежит ли сознание конкретному человеку, являясь его достоянием, или же сознание является частью мирового разума. Раскройте взгляды на эту проблему в истории философии. Раскройте также иррационалистическую традицию в исследовании проблем сознания, которая в XX веке получила свое развитие в философии экзистенциализма. Определите основные функции сознания, которые выделяют современные философские тенденции.

Раскройте роль трудовой деятельности, речи как главных стимулов в формировании человеческого мозга. Помните, что проблема возникновения сознания является на сегодня сложнейшей проблемой. В ответе на вопрос упомяните те теории, которые видят причину возникновения сознания в результате перестройки генетического кода, причиной которого были косми-ческие катаклизмы, вызвавшие изменения в клетках мозга и рост самого мозга.

2. Усложнение социальных связей, многообразие общественных отношений, новые взаимоотношения человека и общества, особый интерес к человеческой личности, к ее внутреннему миру, научно-техническая революция обусловили особенности философии XX - начала XXI вв. Философская мысль выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека. Можно утверждать, что современная философия в значительной степени стала антропологией. Встает вопрос о выживаемости человечества в целом. Опишите эти процессы. Вместе с тем отличительной чертой современного этапа философии является многообразие философских школ, течений, концепций. На современном этапе доминируют такие направления, как неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика и др. Опишите эти основные направления.

Вариант 6

1. Общество. Основные типы обществ.

2. Глобальные проблемы современности.

1. Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII-XVIII вв.). Общество - это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживаемости человека как вида. Общество - это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Опишите понятие общества как систему и как социальный процесс. Помните, что основным принципом системного подхода, является анализ структуры общества, ее основных элементов (экономической, социальной, политической, духовной сферы). Анализируя общество как процесс, вы должны понимать, что общественно-исторический процесс - это последовательное изменение состояний общества.

Опишите понятие прогресса и регресса как основные характеристики направленности исторического развития. В качестве критерия развития общества философы выбирали различные стороны общественной жизни (духовную, производственную, промышленность, технику, науку, «культурно-исторические типы»…). Опишите основные типологии обществ, описываемые в рамках революционного и эволюционного развития. Обратите внимание: наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам: аграрные или традиционные индустриальные, постиндустриальные или информационные, технотронные).

2. Раскрывая данный вопрос, необходимо понять, что представляет собой современная цивилизация и в чем ее особенности. За тысячелетнюю историю человечество сформировало ценности, на базе которых складывается современная цивилизация. Назовите эти ценности. Помните, что глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, от которых зависит сохранение цивилизации, возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой. Беспощадная эксплуатация природных богатств началась с эпохи Великих географических открытий, что существенно повлияло на биосферу всех континентов. Развитие мощной индустрии в Европе привело к экологическим бедствиям в этом регионе. Раскройте, в чем сущность разрушающего воздействия на природу во второй половине XX в. В вопросе необходимо четко перечислить все глобальные проблемы, раскрыть их сущность и возможность предотвращения. Помните, что современная мировая цивилизация опирается на достижение промышленных научных революций. По своей сути она индустриальная, техногенная.

В конце XX в. индустриальная и техногенная цивилизация переходит в постиндустриальную, связанную с последними достижениями науки и техники. Обратите внимание на то, что глобальные проблемы приобрели всемирный характер, т.е. сферой их действия впервые стала вся планета, ее страны и регионы. Поэтому и решение глобальных проблем невозможно без объединения усилий всего человечества. Отсюда – поиск новых стратегий, новых путей, обеспечивающих сохранение цивилизации.

Вариант 7

1. Особенности философии Нового времени (XVII в.). Рационализм и эмпиризм в теории познания.

2. Научная картина мира.

1. В ответе необходимо отметить, что философия Нового времени (XVII в.) подвергла критике религиозные догматы, а это способствовало возрождению науки, искусств. Возникла новая система ценностей. Растут научные знания, открывающие законы природы, увеличивающие возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии человек и его познавательные способности, а также проблема метода научного познания. Возникают споры, какой метод в познании приводит к истине. То, что мы получаем в опыте или то, что усмотрено разумом. Подробнее раскройте, в чем суть споров между эмпиризмом и рационализмом. Линию эмпиризма возглавил английский философ Френсис Бэкон. Линию рационализма - Рене Декарт.

2. Научная картина мира - это особая картина. Воспринимать природу как совокупность естественных событий и процессов, причинно обусловленных, не зависящих от человека, не поддающихся математической формализации - значит относиться к ней как к объекту науки. Научное мировоззрение - это особый взгляд на мир. Это объективный, независимый от человека взгляд. В то время как в философской картине мира всегда присутствует человек, его оценка. Подробнее расскажите об этом. Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Научное воззрение утвердилось в обществе потому, что общество было готово принять его.

Опишите те открытия, которые сформировали научную картину мира. В ответе на вопрос необходимо описать различия между научной, религиозной и философской картины мира. Раскройте роль науки в развитии общества и технического прогресса. Бурное развитие науки в XX в. укрепили ее связь с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни, породили различные, порой полярные оценки самой науки, ее возможностей. Раскройте две основные позиции по этому вопросу сциентизм и антисциентизм.

Вариант 8

1. Экологические проблемы современности.

2. Взаимодействие природы и человека.

1. Бесконтрольное вторжение человека в природу привело в XX в. к экологической катастрофе. Техническая цивилизация приводит к хищническому использованию природных ресурсов. Но ресурсы планеты ограничены. Раскройте, и приведите факты.

Например, в США потребление энергии в 6 раз превосходит мировой уровень и в 30 раз - уровень развивающихся стран. Расскажите об истощении рек и вырубке лесов. Опишите природные и техногенные катастрофы. Экологический кризис - это экологическая ситуация, характеризующаяся нарушением динамического равновесия между обществом и природой, в результате чего происходит истощение природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, деформируются все стороны жизни.

2. Взаимодействие природы и человека очевидно. Все, что имеет человек, взято им из «кладовой» природы. Но их взаимоотношения имеют сложный характер. Природа существует вне и независимо от человека, а человек зависит от нее. Нарушение этой взаимосвязи ведет к пагубным последствиям. Но отношение человека к природе на протяжении всей истории менялось. Покажите, как исторически менялись взаимоотношения человека и природы, отметьте, что бесконтрольное вторжение человека в природу привело в XX веке к экологической катастрофе. Рассказывая об историческом изменении отношений человек – природа, обратите внимание на сущность теории географического детерминизма, впервые сформулированной французским философом Ш. Луи Монтескье в работе «О духе законов».

Необходимо также в данном вопросе обратить внимание, как наука и техника оказывают мощное влияние и ускоряют процесс изменения биосферы. С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы – ноосферы (сфера живого и разумного). Раскройте понятие ноосферы. Учение о ноосфере несет в себе иной подход к решению проблемы взаимосвязи природы и человека. Опишите теорию ноосферы В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.

Вариант 9

1. Культура и цивилизация.

2. Диалектико-материалистическая картина мира.

1. В самые давние времена философов волновали вопросы: почему существуют различные языки, обычаи, почему живущие в одном регионе люди ведут разный образ жизни и имеют разные традиции. Особое значение эти вопросы приобрели в XIX веке. В это время проблемы культуры оказались тесно связанными с острыми политическими и социально-экономическими преобра-зованиями в Западной Европе, претендовавшей в те времена на первенство в мире. Раскройте понятие «культура». Помните, что философы эпохи Возрождения провозгласили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности – всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства. Понятие «цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII века в русле теории прогресса и употреблялось в единственном числе. Просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. Кризис прогрессивных иллюзий просветителей, богатый этно-исторический материал, полученный в «эпоху путешествий», обнаружил большое разнообразие культур вне Европы. Это привело к тому, что в начале XIX века возникла «этнографическая концепция цивилизаций», в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация.

Раскройте основные подходы к пониманию «цивилизация»: унитарный, стадиальный, локально-исторический. При ответе на данный вопрос необходимо отметить, что цивилизация связана с установлением определенных норм, но нормы сами по себе не гарантируют сохранение общества и цивилизации. Поэтому важным структурным элементом цивилизации является культура. В ответе на вопрос необходимо раскрыть, как соотносятся понятие «культура» и «цивилизация».

2. Рассматривая историю философии, мы знакомились со взглядами многих мыслителей, философских школ, течений, с их взглядами на устройство мира. Исследования философских школ показывает, что граница между научностью и ненаучностью проходит по традиционному делению философов на материалистов и идеалистов и определяется ответом на основной вопрос философии. Диалектико-материалистическая концепция мироздания получила свое яркое развитие в марксистской философии, продолжающей традицию материалистического монизма, т.е. в качестве основы бытия признается материя. В данном вопросе необходимо раскрыть понятие материи, рассмотреть, как понималась материя в истории философии. Кроме того, необходимо раскрыть основные атрибуты материи (пространство, время, движение).

Вариант 10

1. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Русская философия, основные черты.

1. Характеристика народа как субъекта истории не означает отрицания значения деятельности отдельных личностей. Для определения роли личности в истории и понимания ее сущности, необходимо отделить это понятие от близких к нему по значению понятий «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие человек - родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Человек - существо биосоциальное, т.е. включает как биосоциальные черты, так и биологические.

Индивид - отдельный, единичный человек. Для характеристики уникальности, неповторимости, непохожести на других используется понятие «индивиду

Наши рекомендации