Индивидуальный психотехнический анализ
1. Экспертиза корректности рекламного текста начинается с анализа непосредственной аффективной реакции на публикацию. Негативное или амбивалентное (остро противоречивое, недоуменное) эмоциональное состояние в момент восприятия рекламы означает неблагоприятное воздействие, вызывающее защитную реакцию. Эмоция возникает до и независимо от рационального осмысления ситуации. Она характеризует соответствие стимула жизненным потребностям и целям индивида. Острая негативная реакция возникает в случае интуитивно ощущаемой угрозы витальным установкам, образу-Я, внутренне непротиворечивой системе ценностей. Амбивалентные эмоции, как правило, свидетельствуют о противоречивости внутренних установок, возможно, начинающейся личностной диссоциации, когнитивном диссонансе, перестройке ценностей.
Негативные и амбивалентные эмоции становятся причиной субъективного дискомфорта, болезненных переживаний, которые человек не обязан терпеть по вине рекламы, и он вправе рассчитывать на защиту своего спокойствия и душевного равновесия. Реклама не должна оказывать духовного и психологического давления на личность (в том числе и социальная реклама). В противном случае это не реклама, а институт исполнения наказаний, никем не предписанных и не санкционированных. По этим соображениям факты негативных или остро амбивалентных аффектов в аудитории может рассматри-наться как достоверный показатель нарушения психологической безопасности в рекламном обращении. Как пример защитной реакции, можно привести такой факт: возле метро «Библиотека им. В.И. Ленина» разместили рекламный щит женского белья «Триумф», но в тот же вечер кто-то залепил глаза модели палочкой от мороженого, подобно тому, как в газетных фоторепортажах зачерняют часть лица проституток, чтобы тех невозможно было опознать.
Ссылки на то, что отрицательные эмоции лучше запоминаются, сильнее воздействуют и потому способствуют увеличению числа продаж, не могут приниматься во внимание, поскольку исходят из приоритета интересов рекламодателя, а не психического здоровья аудитории. Заведомо ложным, демагогическим является также утверждение, что отрицательные образы в коммерческой, политической и идеологической рекламе используются с бескорыстной целью привлечь внимание к социально важным темам. Общесоциальные проблемы, вообще, следовало бы затрагивать только в тех рекламных акциях, которые, во-первых, непосредственно направлены на решение этих проблем вне каких-либо коммерческих или политических выгод (например, Огеепреасе) и, во-вторых, (обязательное условие!) не затрагивают прав личности на самоуважение, сознательный выбор и т, д., в соответствии с принципом психологической безопасности. К примеру, размещенная в вагонах метрополитена реклама против абортов «Узаконенное убийство» нарушает право личности на самоуважение и свободный выбор в действиях, не квалифицируемых законом как преступление, используя при этом образы смерти и насилия по отношению к ребенку.
2. Для выявления и первичной оценки в рекламном тексте психологически небезопасных моментов и манипулятивных приемов могут быть использованы суждения лиц с минимальной экспертной подготовкой или даже необученных, что называется «людей с улицы».
3. Процедура №1.
Испытуемый (эксперт или «человек с улицы») бегло знакомится с рекламными текстами, отбирая тот, в котором что-то вызывает в нем спонтанный внутренний протест. (Это может быть что угодно: фон, сюжет, выражение лица модели, жест, слоган и т. п., от мелкого штриха до контекстуального образа). И на основании этого указывает причину для продолжения анализа.
Пример:
Протокол экспертизы рекламы женских сигарет «УБ^ие» (Приложение, рис. 6).
Студентка 3 курса Светлана Т.
«Данный рекламный плакат отличается своеобразием. На черном фоне написан слоган: «Это для нас... ...не для мужчин»,
— и в левом нижнем углу изображен логотип, символ сигарет, веточка растения с разноцветными листьями.
Причина для продолжения анализа: загадочность рекламного плаката».
4. Процедура №2.
Испытуемый записывает подряд все ассоциации, возникающие при более пристальном рассмотрении рекламного текста, и фиксирует, какие из них сопровождаются положительными эмоциями (+), какие — отрицательными (—).
Пример:
(Протокол тот же)
«Ассоциации: негр (не ясно); интим (+); женщина (+); свет вдалеке (+); красивое сочетание красок (+); обособленность (+); тонкий аромат (+); особое (+); цветок из драгоценных камней (+); классика (+); мокрый асфальт (+); изысканность (+);
утонченная женщина (+); рояль (+); мир женщины (+); фрак (+); романтическая история (+); задумчивость (+).
Из восемнадцати ассоциаций ни одной отрицательной эмоции.
Вывод: реклама производит благоприятное впечатление».
5. Процедура №3.
Чтобы выявить глубинную интерпретацию образа и одновременно способ психической ассимиляции реальности рекламного сообщения, испытуемому предлагается сочинить рассказ, отталкиваясь прежде всего от визуального представления, от «картинки», используемой в рекламе. Единственная установка: рассказ не должен быть прямолинеен, в нем должен фантазийно преломиться предполагаемый замысел рекламодателя. При этом сообщается, что рассказ должен иметь сюжет и содержать ответы на следующие вопросы:
- Что происходит в момент, непосредственно изображенный на картинке?
— Что было до этого момента, что предшествовало изображенной ситуации?
- Что будет дальше? Чем все закончится?
— Что думают и чувствуют люди, изображенные на картинке? (по модели проективного апперцептивного теста)
Пример:
(Протокол тот же)
«В комнате темно, ее освещает лишь свет пламени из камина и лунный свет, проникающий сквозь прикрытое лишь легкой занавеской окно. Изящная фигура женщины — она сидит спиной к входной двери. В тонких пальцах зажата сигаретка из тех, самых легких, вкус которых никак не могут уловить мужчины. Сигаретка такая тоненькая и беленькая, что кажется простой палочкой.
— Лиза, — зовет женщина, — посмотри, что пишет молодой граф N. он приглашает нас на прогулку за город в воскресенье.
Лиза — особа лет двадцати пяти. Нет, назвать ее девушкой не поворачивается язык, столько истинно женских зрелых движений угадывается в ее походке. Лиза подходит, берет письмо из рук сидящей, читает его и бросает в камин.
— Что так, Лиза, чем не угодил тебе граф N7
— Анетт, неужели после того, что произошло сегодня между
нами, вы будете поощрять ухаживание мужчины за вами? Женщина у окна загадочно улыбается и снова затягивается маленькой тоненькой сигареткой...
— Лиза, — слышен ее голос вскоре, — мужчины нас все равно не поймут, тонкие чувства не для них. Нам придется играть по их правилам...
6. Процедура №4.
Обсуждение скрытых смыслов анализируемого рекламного текста с другими испытуемыми в режиме фокусной группы, проводимой специалистом-психологом. Из множества высказываемых на фокусной группе версий испытуемый фиксирует те, которые кажутся существенными лично ему.
Пример:
(Протокол тот же)
Версия: Предлагается что-то утонченное, нечто чисто женское, чего никак не может понять мужчина.
Версия: Эти сигареты предназначены исключительно для женщин.
Версия: Если бы я курила, я бы купила именно эту марку сигарет. Потому что мне нравится, когда меня выделяют, когда что-то предназначено именно для меня.
Версия: Данная реклама неэтична, так как пропагандирует процесс курения.
7. Процедура №5.
Личная оценка этичности данного рекламного текста.
Пример:
(Протокол тот же)
Цитата: «Неэтичной является реклама, которая: содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц» (ФЗР, ст. 8).
«В данной рекламе отсутствует текстовая, зрительная, звуко-пая информация, нарушающая общепринятые нормы гуманности и морали».
8. Процедура №6:
Индивидуальное суждение об уровне духовности анализируемого рекламного текста.
Пример:
(Протокол тот же)
Цитата: «ДУХОВНОСТЬ — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (Словарь русского языка. С. Ожегов, 1981)
«В данной рекламе изображены следующие моменты, затрагивающие духовный мир человека: стремление к изящному, стремление к прекрасному, подчеркивание своей индивидуальности. Можно предположить, что женщины, использующие данные сигареты, станут больше задумываться о роли, отведенной им в общественной и личной жизни».
9. Индивидуальный психотехнический анализ дает самые глубокие, самые тонкие и самые практичные данные о воздействии рекламы на психику потребителя. Однако первичные протокольные записи не следует толковать в буквальном смысле. Нельзя забывать, что психика человека для него самого отнюдь не прозрачна. Ее глубинные процессы доходят до сознания в сложной и даже запутанной символической форме. К тому же восприятие рекламы — процесс интерактивный, в котором психологическая интенция рекламиста опосредуется установками, комплексами и влечениями реципиента. Поэтому реальное значение суждений испытуемого становится ясным только после дополнительной обработки протокола индивидуального анализа по унифицированной методике интерпретации результатов квалифицированным психологом.
VIII