Типологический перечень видов манипуляции
2.1. Модельные прецеденты форс-мажорной и форс-минорной презентации:
2.1.1. Во весь рекламный плакат \У;пао\уа Т^Т чуть тонированное фото мужчины в пароксизме торжества по типу футбольных фанатов и 7 строк контрастно-желтого цвета, словно 7 криков: «Выгода года»; «Бесплатно!»; «Бесплатно!»; «Вам ничего не стоит»;
«Приобретая \Ушс1о\\'5 МТ у наших партнеров сейчас, Вы получаете МюгозоП: \Ушс1о\У5 2000 бесплатно!» (Приложение, рис. 5).
2.1.2. Рекламный плакат дамских сигарет «Уо§ие»: на черном фоне, как на школьной доске, белая, словно мелом, пропись: «Это для нас... ...не для мужчин» и логотип —
веточка растения с разноцветными листьями (Приложение, рис.6).
2.2. Модельные прецеденты эмоционального давления с использованием аффектогенных образов:
2.2.1. Реклама косметики от «М08СН1МО» словно бы зрительно иллюстрирует принцип «уподобления воспринимаемому объекту»: цвет платья, воротника и клипсы фотомодели повторяют красочную гамму флаконов, а ее прическа воспроизводит абрис крышки-пульверизатора (Приложение, рис. 7).
2.2.2. Рекламный плакат радиостанции «Серебряный дождь»:
на желтом фоне лиловый пробочник-штопор, нацеленный на зеленое ухо, — рядом слоган: «Единственное радио без лишних слов» (Приложение, рис. 8),
2.3. Модельные прецеденты превышения ресурсов сознания:
2.3.1. Журнальная реклама капсул «Аурита» фирмы Битт-нер предъявляет на странице два фирменных наименования, четыре дублирующих обращения-слогана, пять фотографий и сто семьдесят слов текста... (Приложение, рис.9).
2.3.2. В телевизионной рекламе магазина дубленок закадровый текст на английском(!) языке: «5пеер §кт соа1з апс1 Гиг соа15» — произносится так быстро, что уловить можно только характерную интонацию.
2.4. Модельные прецеденты искажения логики доказательства:
2.4.1. На рекламном плакате «СатаЬу» фотомодель с татуировкой на плече и «ожидающим» взглядом намакияженных глаз сидит на подножке шикарного джипа так, что сходятся колени—локти, и в лакированой дверце автомобиля отражается ее словно бы согнутая спина (Приложение, рис. 10). На ней стандартный «прикид» тинейджера: белые кроссовки, колготки в желто-лиловых разводах, джинсовая мини-юбка и трикотажный мини-топик. Но все такое продуманно чистенькое, что не разобрать, то ли это балованное чадо после предпраздничного «шопинга», то ли особа совсем другого плана, из тех что «чисто ходют» из профессиональных соображений. Неопределенность нагнетается многозначительным слоганом «ТЬе ^ау Ю Ье», что можно понять и как «Дорога в жизнь», и как «Стиль бытия», и как «Образ жизни», и как «Это и значит — жить», и как «Если быть, то только так»... Никакое толкование не будет единственно верным. Но любое намекнет на что-то волнующее, одновременно припугивающее и притягивающее.
2.4.2. В предвыборной кампании СПС последовательно использовался прием подмены четкого силлогизма классической логики безапелляционным выводом из неосновательных посылок:
— Хочешь жить как в Европе?
—Да!
— Голосуй за Кириенко!
Причем сначала на рекламных щитах у выходов из Метрополитена и вдоль автотрасс писали только вопрос: «Хочешь жить как в Европе?». Через несколько дней сразу на всех щитах появился ответ: «Да!». И только потом, по прошествии еще некоторого времени и опять-таки сразу на всех щитах обозначился призыв: «Голосуй за Кириенко!»
2.5. Модельные прецеденты «снятия запретов»:
2.5.1. В журнальной рекламе «Мартини» — мужчина и женщина по пояс в воде (Приложение, рис. 11). Мужчина в элегантном костюме, при галстуке и с фирменным стаканом в руке. Женщина абсолютно голая. Она льнет к партнеру, как бы забыв обо всем, а, может, просто пьяна. Сексуальность ее тела гипертрофирована и подчеркнута преломляющим эффектом воды.
2.5.2. Телевизионный ролик той же фирмы: женщина, выпив «Мартини», удаляется, не замечая, что ее вязаное платье зацепилось и распускается на глазах у всех. Камера останавливает работу на самом пикантном месте.
2.6. Модельные прецеденты актуализации страха смерти:
2.6.1. Реклама солнцезащитных очков «5>ппе» делит журнальную страницу на две неравные части (Приложение, рис. 12). В верхней трети — лицо, видимо, колдуна или жреца древнего культа, превращенное ритуальной татуировкой в ужасающую маску, и аншлаг: «Ничего особенного». Ниже — мужчина, на груди которого вполне современная татуировка, приник ртом к голове женщины, а та в ужасе кричит, заслоняясь татуированной рукой, и второй слоган:
«Будь круче!»,
2.6.2. Только одна законченная и грамматически правильная фраза звучит в мельтешений болевых приемов и эмоциональных восклицаний, составляющих телерекламу «Бойцовского клуба»: «Что ты можешь знать о себе, если ты ни разу не дрался?».
2.7. Модельные прецеденты дискредитации самоидентичности:
2.7.1. Телереклама женского белья «От» как будто иллюстрирует комплекс нарциссизма и заканчивается слоганом: «Самая красивая женщина «От» — это Вы!».
2.7.2. На рекламном плакате фирмы «ИЛ5 УШТТОМ» женщина в нелепой и непристойной позе как бы поднимает с пола сумочку, которая по цвету и стилю настолько не подходит к ее платью и туфлям, что кажется чужой, найденной или украденной (Приложение, рис. 13).
2.8. Модельные прецеденты дискредитации групповой идентичности:
2.8.1. Применение в расширенном значении дневниковой записи крупного писателя «Патриотизм — последнее прибежище негодяев» для нужд политической рекламы.
2.8.2. Водка «Флагман» рекламируется под слоганом: «Есть чем гордиться!»
2.8.3. В рекламном ролике мятных пластинок «Рондо» женщины-служащие рассуждают, какой замечательный у
них начальник. Потом он появляется и требует поработать сверхурочно. Реакция подчиненных: «Ну, надо — так надо»; «Он просто душка!». Глядя вслед поспешившим на рабочие места женщинам, начальник достает еще одну пластиночку «Рондо» и выдает слоган: «Главное — этот подход к людям». 2.9. Модельные прецеденты цинизма:
2.9.1. Логотип фирмы МММ включал изображение трех бабочек над слоганом: «Из тени в свет перелетая».
2.9.2. Телевизионный ролик «Пепси-колы». На пляже девушка, увидев у мальчика-подростка баночку «Пепси», подходит, не знакомясь, целует его, получает напиток и намеревается удалиться, а мальчик вдогонку показывает ей, что у него есть еще целая бутылка... И слоган:
«Бери от жизни все!»
2.10. Модельные прецеденты кощунства:
2.10.1. Первый выпуск рекламного сериала жевательной резинки группы «\Уп§1у» представлял собою ни что иное, как римейк «Явления Спасителя народу»: масса людей на пляже в разнообразных позах и композициях вдруг потрясение застывают, подняв головы к горизонту, откуда торжественно наплывают по небу три гигантские пачки жевательной резинки...
2.10.2. Телевизионная реклама газовой плиты АЕО: Нежно-желтые и мягкие даже на вид утята с любопытством осматривают горелки, пробуют включать зажигание и даже катаются на противнях жаровни... Слоган: «АЕО — абсолютное качество из Германии». Между тем еще заповеди Моисея не только определяли взаимоотношения между людьми: «Не убий!», «Не укради!», — но и предостерегали от жестокосердия: «Не вари козленка в молоке матери его!»... Такой пикантно-кулинарный видеоряд в сочетании с таким слоганом способен пробудить ассоциации с газовыми печами Освенцима.
2.10.3. Рекламу льготных проездных билетов для школьников сопровождает фотография: плюшевый мишка, обряженный в черные кожаные трусы и черный кожаный ошейник, врастяжку, «за-руки-за-ноги» привязан к сидению пассажирского кресла черными ремнями
(Приложение, рис. 14). Великий Юнг считал архетип «Чудесное дитя» одним из важнейших проявлений коллективного бессознательного в психике человека. Благодаря ему люди в детях провидят общего Спасителя: ждут Единственного и любят всех. Это процесс бессознательный, но от того только более важный и для семейных отношений и для социального оптимизма. Садистская символика с использованием популярной игрушки в рекламе для детей — разрушительное вторжение в сакральные сферы личности, в духовность социума. Характерно и то, что жертвой садизма стал кукольный медведь, который был тотемным животным большинства европейских племен и до сих пор остается «геральдическим зверем» многих городов, местностей, общин и партий.
3. Как специфическая категория психотехнического анализа рекламы модельный прецедент, по сути своей, — неопровергнутое экспертное заключение, содержащее директивную оценку или толкующее спорный вопрос, достаточно авторитетное при решении любых аналогичных проблем. Он может утратить силу, если его отвергнет специальная экспертиза или суд. И как вообще в прецедентном праве, он допускает юридическую «свободу усмотрения», чтобы, избегая неуместной односторонности, придать контрольной практике деловую направленность, оптимальную как для защиты прав потребителя, так и для саморегуляции рекламы.
4. Приведенный Перечень ни в коем случае не следует считать исчерпывающим. Он должен пополняться все новыми модельными прецедентами, накапливаемыми во все новых эпизодах экспертизы психологической безопасности рекламы. Принципиально важно непрерывное пополнение банка данных. В то же время необходима и постоянная отбраковка материала. Какие-то из бывших модельных прецедентов придется потом удалять из Перечня как недостаточно характерные или устаревшие.
5. Перечень будет эффективным психотехническим инструментом контроля и саморегуляции рекламы, когда станет общеизвестным. Его следует широко обсудить в профессиональной и массовой печати. Растиражироватьдо уровня общедоступности, апробировать в публичной экспертизе одиозные эпизоды рекламного воздействия, чтобы любой новый модельный прецедент мог стать предметом особого комментария авторитетных специалистов и популярных лидеров мнений. В целом, это придаст Перечню общественный статус принятого свода правил техники психологической безопасности, а неопровергнутые модельные прецеденты обозначат признаваемые обществом критерии корректности рекламы.
VII