Ii принцип корректности рекламы
1. Развитие рекламы сегодня связано с разработкой все более утонченных методов воздействия, с одной стороны, и усилением контроля за соблюдением прав личности, с другой. Эти процессы в известной степени реципрокны, то есть изменение в одном направлении немедленно влечет за собой изменения в другом. Так, наращивание силы воздействия рекламы вызывает необходимость защиты личности, а усиление защиты потенциирует разработку новых, неизвестных ранее методов давления. Таким образом, возникают новые стратегии, использующие глубинные закономерности регуляции поведения, способные повлиять на психофизиологический статус человека. Многие из этих стратегий могут причинить значительный вред психическому и физическому здоровью. Это ставит во главу угла принцип корректности рекламы.
2. Корректная реклама не нарушает прав человека, т. е. не наносит вреда личности, имуществу и здоровью человека, включая психическое здоровье.
3. Корректная реклама также не нарушает права организаций (например, конкурирующих фирм) и отдельных социальных групп (например, возрастных или этнических) в той степени, в какой эти организации и группы не противоречат фундаментальным правам человека.
4. Корректная реклама соответствует:
4.1. Законодательству о рекламе и рекламной деятельности;
4.2. Качеству рекламируемых товаров, т.е. действительным характеристикам товаров и услуг (в противном случае реклама квалифицируется как недостоверная согласно ст. 7 Федерального закона о рекламе)
4.3. Этике, т. е. принятым в обществе нормам гуманности и морали (в противном случае реклама является неэтичной согласно ст. 8 Федерального закона);
4.4. Психологической безопасности человека, т. е. она не должна провоцировать психогенные нарушения поведения, общения и сознания или вызывать ухудшение физического состояния.
5. Первые три уровня соответствия регулируются федеральным Законом о рекламе и рекламной деятельности (ФЗР), положениями Международного кодекса рекламной деятельности (МКРД), Сводом правил и обычаев делового оборота рекламы на территории Российской Федерации (СВОД).
6. Четвертый уровень в целом соответствует духу и букве ФЗР, МКРД и СВОД, где не допускается «принуждение потребителей к приобретению рекламируемых товаров под угрозой оказаться дискредитированными в случае их неприобретения» или «злоупотребление доверием физических лиц или недостатком у них опыта и соответствующих знаний» (ст. 6 ФЗР), а также предусматривается «защита тайн» и полное исключение каких-либо «заявлений или визуальных изображений, способных нанести умственные, моральные или физические травмы» (МКРД), и подчеркивается, что «проверяя соответствие заявленным свойствам, требуется установить: имеет ли целевая аудитория профессиональные знания о предмете рекламы?» (СВОД). Однако необходимо конкретизировать общие положения ФЗР, МКРД и СВОД до уровня описания и классификации возможных нарушений как опасных для психики, чтобы создать специальную методику по идентификации этих нарушений в реальной рекламной практике. Иначе трудно отслеживать скрытые формы психического давления, так как существующая система категорий рассчитана на обнаружение явных нарушений прямым сопоставлением конкретного случая с нормой, образцом.
7. Иными словами, ФЗР, МКРД И СВОД позволяют достаточно эффективно контролировать соответствие рекламы таким требованиям, как достоверность, правила деловой конкуренции, нормы гуманности и морали, принятые в обществе. Однако они не обеспечивают подлинной психологической безопасности личности в рекламном пространстве в силу того, что деструктивные факторы могут быть недоступны прямому визуальному наблюдению, а наносимый ими ущерб, в том числе связанный с необратимыми или критическими изменениями психологического статуса, как правило, не сразу осознается человеком.
8. Принцип корректности рекламы требует в практической плоскости ставить вопрос о разработке методики по выявлению случаев нарушения психологической безопасности, а также о гарантиях защиты психического здоровья как фундаментального права человека.
III ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Реклама не должна приводить к нарушениям поведения, сознания, а также к ухудшению физического состояния человека.
Реклама не должна оказывать морального давления с целью побудить потребителя к неконтролируемым действиям, противоречащим его интересам и ценностям, использовать методы «программирования поведения», элиминирующие функции сознания, делающие невозможным сознательный выбор.
Реклама не должна направляться на изменение системы убеждений и структуры ценностей индивида. В противном случае это не реклама, а идеологическая или религиозно-коммерческая деятельность.
2. Психологическая безопасность рекламы в критических случаях (массовое поветрие типа финансовых пирамид, стойкие изменения в психике конкретного индивида и др.) может стать предметом законодательной деятельности и юридической практики. Поэтому так важно, чтобы принцип корректности рекламы был заблаговременно признан и поддержан рекламной индустрией, а мониторинг проблем психологической безопасности рекламы взяли на себя общественные организации саморегулирования.
3. Необходимость «внешней» защиты личности со стороны общественных организаций саморегулирования и объединений потребителей обусловлена тем, что определенные психические механизмы в принципе безусловны и вступают в действие автоматически при соответствующих условиях, подобно расширению зрачка при наступлении темноты. Отменить их действие невозможно и даже жизнеопасно. Это делает их исключительной мишенью и безотказным каналом недобросовестного воздействия.
4. Потребитель должен прежде всего знать, что и для чего говорится и делается в рекламном сообщении. Принцип «осведомленного согласия клиента», который действует в практической психологии, должен соблюдаться всеми, кто работает с применением психотехнологий. Но знание механизма вредного «агента» еще не защищает психику от деструктивного влияния, пока этот «агент» продолжает экспонироваться и работать. По-ообно тому, как знание о вреде серной кислоты для кожных покровов не остановит ее действия, пока она остается в соприкосновении с голыми руками. Знание, однако, позволяет предусмотрительно не приводить в соприкосновение кислоту и кожу до того, как люди почувствуют и увидят нанесенный вред. Отсюда следует, что для надежной гарантии психологической безопасности рекламного воздействия общественность должна иметь возможность прекращать экспонирование рекламы, наносящей ущерб психическому равновесию личности.
5. Обычная демагогия на тему предвзятости и подкупа в данном вопросе типа: «Кто будет решать, что опасно, что безопасно?», «Где объективные критерии?», «Это цензура и мракобесие» и проч. — неизбежна. Но ей можно и должно противопоставлять жесткую картину реальных последствий некорректной рекламы, психотехнический анализ рекламной продукции и четкую процедуру общественной экспертизы.