Философия в мире человека и ее роль в обосновании перспектив человечества.

При рассмотрении этого вопроса семинара следует исходить из того, что современное человечество как никогда заинтересовано в философском анализе перспектив своего развития. Философия во все времена, будучи прочно связанной с культурой (см. тему I), выстраивала прогноз будущих состояний социальных взаимодействий, общественных форм организации жизнедеятельности людей, разрабатывала новую шкалу ценностей.

Обратитесь к анализу новых социокультурных реалий, опираясь на которые философия выявляет и обосновывает новые ценностные установки, составляющие новую стратегию деятельности человека в мире. К числу этих реалий можно отнести следующие:

- появление и все большее распространение человекомерных систем, конструирование и нормальное функционирование которых невозможно без включения антропологических параметров;

- обнаружение и исследование наукой объектов Вселенной и её параметров, свидетельствующих о необходимости использования их для понимания антропных представлений и принципов;

- развитие процессов глобализации, развертывающейся в экономической, политической, информационной сферах и оформляющейся в модели многополюсного, интегрированного мира, в котором, образно говоря, нет первых и последних.

- выявление наукой и практикой сверхсложных, саморазвивающихся систем, которые имеют нелинейный характер развития и способны в определенных точках приводить к срыву в состояние хаоса.

Покажите, как на основе этих новых реалий формируются новые ценности человеческого бытия в мире: ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и космосом и т.п. Философия задает и обосновывает критерии оценки развития общества. В зависимости от того, что выбрано в качестве мерила развития, оценивается состояние и перспективы дальнейшего развития общества, его динамика. Какие критерии могут быть избраны для оценки состояния общества и перспектив его развития?

Оценка развития общества с точки зрения соответствующего критерия и дает возможность констатировать либо прогресс, либо регресс в общественном развитии, выстроить пессимистический или оптимистический прогноз.

На основе избранного Вами критерия общественного развития попытайтесь построить модель будущего, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость остальных компонентов общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. “Машина и техника наносят страшное поражение душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации” (Н. Бердяев). Покажите, каким образом машинная цивилизация ведет к угасанию чувственно-эмоциональной стороны человека.

2. “Перед нами, как неясный еще мираж, манящий и соблазнительный, и в то же время полный угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека. (А. Печчеи). Нарисуйте возможные модели будущего, к которым может прийти “безраздельная империя человека”.

3. А. Печчеи говорит о том, что корень современных затруднений “во внутреннем кризисе самого человека, его разладе с реально существующим миром, - миром, как никогда стремительно и радикально меняющимся прямо на глазах”.

В чем, с Вашей точки зрения, проявляется этот кризис и как он может быть преодолен?

4. Чем совершеннее техника, тем больше нуждается в ней человек и подчиняет ей свое существование, что, в свою очередь, ограничивает свободу и достоинство человека. Нужно ли человеку делать все, на что способен его технический гений? Какую роль в решении этого вопроса может сыграть философия?

ТЕСТЫ

I. Сущность цивилизационного подхода к обществу раскрывает понятие:

1. базис

2. культура

3. классы

4. надстройка

II. Выберите правильное суждение:

1. цивилизация – это смерть культуры

2. цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства

3. цивилизация – это целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах

4. цивилизация – это совокупность людей объединенных единством религии

III. Укажите на черту, не являющуюся содержательной характеристикой космогенной цивилизации:

1. высокая степень зависимости общества от природы

2. признание ценностей стабильности и порядка, традиционализма и консерватизма

3. подчиненность индивида социальной группе (роду, сословию)

4. верность идеям прогресса, инноваций, динамического развития

IV. К целям и ценностям техногенной цивилизации можно отнести:

1. науку

2. религию

3. традицию

4. стабильность

V. Технологическим выражением эры информатизации является:

1. автомобиль

2. персональный компьютер

3. химический синтез

4. электричество

VI. Ценностями какой цивилизации являются ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и космосом:

1. космогенной

2. техногенной

3. антропогенной

СЛОВАРЬ

Цивилизация– состояние общества, базирующееся на программах деятельности, посредством которых люди стремятся достичь общественных целей, которые заданы в свою очередь оформившимися универсалиями и фундаментальными символами культуры.

Информационное общество– понятие, обозначающее состояние современного общества, основным ресурсом которого является информация, обеспечивающая свое расширенное воспроизводство на основе компьютерной технологии, массовое производство когнитивного систематизированного знания, использование ее (информации) и его (знания) в целях оптимизации процессов во всех сферах общественной жизни.

Антропный принцип– один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянная Планка, скорости света, массы и заряда протона и электрона).

Глобальные проблемы современности– совокупность жизненно важных проблем современного человечества с обобщенной характеристикой важнейших направлений развития общества и его будущего.

Экологический кризис– понятие (термин, концепт) для обозначения переходного состояния экологических систем и биосферы в целом, вызванного факторами естественного и антропогенного происхождения.

Экстремальная ситуация– понятие (термин, концепт) для обозначения и выражения радикально и часто внезапно изменяющейся обстановки, в которой возникают неблагоприятные и угрожающие человеческому существованию факторы; совокупность данных условий и обстоятельств создают высокую напряженность и риск в реализации целесообразной деятельности человека.

Цивилизация риска– концепция, возникающая в 80-е годы ХХ века, согласно которой современному обществу присуща большая рисконасыщенность, проявляющаяся в экспоненциально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф, вызванных разрывом между могуществом технологии, с одной стороны, и невозможностью абсолютного контроля за последствиями воздействия ее на природу и человеческие общности, с другой стороны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, первое знакомство с философскими темами и проблемами Вами осуществлено! Авторы данного учебного пособия надеются, что дальнейшее приобщение к миру философии, философскому образу мышления, философской культуре продолжится в форме самостоятельного духовного поиска и размышлений над жизненно важными для Вас вопросами.

Опыт самостоятельной интеллектуально-мыслительной деятельности, обретенный при освоении дисциплины под названием «Философия», безусловно, сыграет положительную роль в повышении Вашего духовного потенциала, который может реализоваться при решении профессиональных задач, определении жизненной стратегии и обретении новых смыслов.

Авторы будут благодарны за предложения и пожелания по совершенствованию учебного пособия.

Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ НЕФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ)

Подписано в печать

Формат 60×84/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 9,53. Тираж 500 экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027, г.Ульяновск, ул. Сев. Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, г. Ульяновск, ул. Сев. Венец, 32.

[1]Выделенные курсивом понятия представлены в словаре, расположенном в конце каждой темы.

[2] здесь необходимо вспомнить платоновскую концепцию, где идея трактуется как инвариантный закон построения предмета

Наши рекомендации