Политическая сфера жизни общества.

Политика как особая сфера деятельности и отношений людей связана со всеми другими сферами их разносторонней деятельности в обществе. Политическая деятельность всегда направлена на изменение, преобразование или сохранение условий сохранения целостности общества и продолжения его во времени, она служит удовлетворению потребности людей в регулировании и управлении общественными процессами. Главным вопросом политики является вопрос о власти. Социальная философия занята выяснением источников власти и способов ее реализации в обществе, оснований сохранения властных конструкций и закономерностей их изменения. Власть понимается как отношения между людьми, в основе которых лежат нормы и правила, регулирующие отношения господства и подчинения.

Основным элементом политической сферы является организация. Она включает в себя следующие компоненты:

а) объединение людей, социальный субъект;

б) форма бытия, действия, целеполагания этого субъекта;

в) определенные нормы, принципы, правила структурирования, координации, субординации, совместного действия, отношения к другим субъектам;

г) определенный материальный субстрат – финансы, здания, оргтехника и т. д.);

д) идейно-духовное начало (общая цель, общий интерес, мотивы деятельности, обоснование своего места и роли в обществе, политическая воля и т. д.).

Содержанием политической сферы жизни общества выступает совокупность институтов общественного управления, которая охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические организации и движения и т.д.). Политическая сфера общества включает политическую систему и область общественного управления.

Вопрос о государстве, является одним из самых сложных и противоречивых. Существует много разнообразных концепций и взглядов относительно определения его природы и сущности. Одни требуют его немедленного упразднения, другие, наоборот, полагают, что государство необходимо человеку и обществу. Происхождение государства и определение оснований его существования и развития – еще одно проблемное поле социальной философии.

Задание 9. Какие функции выполняет государство? Является ли его образование необходимым и неизбежным результатом развития общества? Возможно ли устранение государства как способа организации общественной жизни? Ответ аргументируйте.

Между различными политическими организациями существует система связей, отношений, зависимостей, что и образует целостную политическую сферу общества. Она подчиняется своим законам функционирования и имеет на вооружении принципы, в соответствии с которыми решаются стратегические и тактические задачи. Особая роль здесь принадлежит политическим партиям.

Задание 10. Какие еще политические организации и институты Вы знаете?

При рассмотрении политической сферы следует обратить внимание на разграничение понятий «государство» и «гражданское общество». Гражданское общество не тождественно обществу в целом, оно представляет собой совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Оно является способом самореализации свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. Прямое вмешательство и произвольная регламентация деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти ограничена законом. Гражданское общество призвано обеспечить удовлетворение потребностей и интересов граждан негосударственными и неполитическими методами. В истории мы наблюдаем разнообразные соотношения политического общества (государства) с гражданским обществом. При тоталитарном режиме происходит подавление государством гражданского сектора, гармоничные отношения гражданского общества и государства предполагает демократическое устройство социума.

В целом, политическая сфера – это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Основными подсистемами политической сферы являются государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т.п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения партий) и т.п.

2.4. Духовная жизнь общества.Ради удовлетворения потребности людей и общества в целом в создании и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира и т.д.) совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. Среди функций духовного производства прежде всего можно выделить совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Духовная сфера обладает сложной структурой. Она включает в себя разнообразные представления людей об окружающем мире - философские, научные, религиозные, художественные, правовые, политические, этические и другие воззрения, имеющие разнообразные формы существования в культуре: теории, мифы, традиции, обычаи и др. Слитность форм, типов общественного сознания с профессиональной деятельностью, общественная институционализация этой деятельности образуют особую подсистему общества с собственными законами развития и функционирования – духовную сферу жизни общества в целом.

Задание 11. Продумайте, каким образом связаны проявления и явления духовной жизни с деятельностно-производственной и над-деятельностной компонентами бытия человека.

Общественное сознание является выражениемдуховной стороны жизни социума. Онасвязана с разными уровнями его организации и выполняет различные функции: ориентационную, благодаря которой человек определяется в способах деятельности и поведения в социуме; интегративную, благодаря которой возможна нормативная база человеческого общежития; контрольно-управляющую, благодаря которой осуществляется скоординированная жизнедеятельность микро- и макросоциальных общностей; ценностную, благодаря которой в духовной жизни кристаллизуются нравственно-этические приоритеты, обеспечивающие сохранение и приумножение положительного опыта собственно человеческого жизнеосуществления.

К формам общественного сознания относятся: политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Содержание их определяется как предметом отражения (природа, общество, отношения между классами, государствами и т. д.), так и способами их выражения. Исходя из этого, дайте характеристику названных форм.

Общественное сознание выступает не просто как отражение общественного бытия. Оно есть его факт и одновременно акт человеческой жизнедеятельности. Оно есть форма и способ духовной включенности людей в общество. Оно тем самым обладает особым статусом бытийного образования.

Многокачественность и взаимопереплетение компонентов общественного сознания требуют и многопланового выявления связей его форм проявления, ибо они функционируют в различных структурах человеческой жизнедеятельности и выполняют различные функции.

В качестве проявлений общественного сознания дадим характеристику обыденному сознанию, идеологии, морали.

Обыденное сознание – это совокупность знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Оно не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии. В современной философии не признается жесткое разделение этих такие онтологических регионов бытия человека и общества, как повседневное и неповседневное. Полагается, что эти реальности различны постольку, поскольку представляют разные типы опыта.

Особой формой общественного сознания является мораль, которая представляет собой совокупность представлений о высших ценностях и нормах долженствования. Главными функциями морали являются направляющая, регулятивная, ценностная, воспитательная, коммуникативная и др.

Основными понятиями морали являются «добро» и «зло», «справедливость», «правильное» и «неправильное», «честь», «долг», «стыд», «совесть», «счастье» и др. В истории общества содержание категорий морали менялось, люди по-разному понимали, к примеру, что такое «добро» или «счастье». Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения); принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность; будучи предельно обобщенными, они отражают глубинные слои бытия человека, его сущностные потребности.

Нормы морали получают выражение в общих представлениях о должном. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) общества, истории, человека и его бытия. К специфике морали относится то, что она опирается не на внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данном обществе представления о добре и зле, справедливом и несправедливом.

Задание 12. В чем, на Ваши взгляд, заключается различие морали и нравственности. Присуща ли человеку изначально нравственная установка?

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Идеология всегда носит общественный характер, ее разработчиками являются специалисты – идеологи тех или иных социальных групп, отражающие в такой теоретической форме групповые интересы и потребности.

Задание 13. Когда в обществе начинается формирование идеологий? С чем это связано? Какую общественную функцию выполняет идеология? Являются ли философия, религия, наука формами идеологии?

ТЕСТЫ

I. Какой тезис выражает суть философского подхода к пониманию общества (социума)? Общество – это:

1. совокупность различных общностей (коллективов) людей;

2. определенным образом организованная жизнедеятельность;

3. специфический вид отношений между людьми;

4. обособившаяся часть природы, в которой проявляется сознание;

5. состояния жизнедеятельности людей, в которых имеет место постоянные преобразования самой этой жизнедеятельности.

II. Какое положение выражает суть материалистического взгляда на общественную жизнь?

1. духовные явления лежат в основе всех изменений в общественной жизни;

2. определяющим фактором общественной жизни выступают независимые от сознания и воли людей отношения;

3. все содержание общественного сознания определяется материальными факторами естественного и социального происхождения;

4. все, что есть в духовной жизни, есть и в общественном бытии.

III. Исторически необходимое в общественной жизни определяется и выражается:

1. стихийным действием «слепых» общественных сил;

2. независимостью хода истории от сознательной деятельности;

3. подчинением деятельности людей установленным в обществе законам;

4. независимостью законов общественного развития от воли и сознания людей;

5. подчинением человека законам природы.

IV. Что понимается под социальной структурой общества?

1. основные социальные группы данного общества;

2. система экономических структур и политических организаций;

3. отношения между социальными группами и слоями общества;

4. система базисных (определяющих) и надстроечных (определяемых) явлений;

5. неформальные отношения между людьми.

V. Специфика общественной жизни определяется и выражается:

1. самореализацией личностных свойств и качеств человека;

2. формами и способами реализации идейных (духовных) устремлений людей;

3. совокупным результатом многообразных форм деятельности;

4. зависимостью деятельности людей от естественных условий их существования.

VI. Социальное бытие человека определяется прежде всего:

1. сложившимися в данном обществе связями и отношениями;

2. осмыслением своего места в социальном мире;

3. утверждением своей независимости от внешних обстоятельств;

4. наличием сознания и свободной воли;

5. совокупностью наследственных задатков (способностей, таланта, склонностей и т. д.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что значит дать научное объяснение общественной жизни?
  2. Какое значение имеет картина общества для сознания и практической жизни людей?
  3. Возможна ли несоциальная философия?
  4. Когда мы говорим о взаимоотношениях общества и личности, что (кто) подразумевается под обществом?
  5. Как реализуются социальные законы? Зачем людям знать законы общественной жизни?
  6. Как развитие промышленности меняет характер социальных связей?
  7. В чем заключается принципиальное различие эволюционных и синергетических концепций понимания общества?
  8. Возможно ли предвосхищение будущего общества на основании синергетического подхода?
  9. К чему приводит деидеологизация общества?
  10. Какова роль сознания в (а) становлении (б) и функционировании связей социального бытия?

СЛОВАРЬ

Идеология –система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержание целей (программ) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих социальных отношений.

Коммуникация –общественно значимый, содержательный и смысловой аспект социального взаимодействия, в ходе которого с помощью определенных средств (например, языка, текстов) достигается взаимопонимание участников-коммуникантов.

Общество– динамическое системное образование, представляющее собой изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая реализуется в функционировании социальных институтов, организаций, общностей и групп в их историческом изменении.

Социальная общность– сообщество людей, объединяемое устойчивыми связями и отношениями и характеризуемое социокультурными параметрами (язык, обычаи, традиции, интенции сознания, склад характера и т.п.).

Социальное(социальность) – качественная характеристика человеческого бытия, выражающая совокупность свойств и особенностей общественных отношений и связей, в которые включен человек и носителем которых он выступает; характеристика социальной реальности, фиксирующая связи и отношения различных дискретных ее образований.

Социальное познание– творческая активность человека, направленная на духовное освоение общественного бытия и на выражение последнего в тех или иных формах знания.

Социология– наука о закономерностях функционирования исторически определенных общественных образований и механизмах действия законов в жизнедеятельности людей.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для существования человека и общества, - всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, обща всем формам общественной жизни.

Формация («общественно-экономическая формация») – в философии К. Маркса, конкретно-исторический тип общества, ступень развития истории, представляющая систему общественных отношений, функционирующих и развивающихся на основе способа производства материальных благ.

ТЕМА VI

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Понятие истории. Философия истории: методология, концепции, учения. Специфика исторического познания. Философская интерпретация смысла истории.

2. Модели исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

  1. Мир философии. Книга для чтения. – Ч. 2. Раздел 6. И. Кант, В. Гумбольдт (146-153), Г. В. Плеханов, Ф. В. Шеллинг (196-201), В. С. Соловьев (208-216), М. Элиаде (227-231).
  2. Философия истории: Антология. – М., 1995. Статьи: Ф. Ницше. О пользе и вреде истории для жизни (131-143). К. Ясперс. Смысл и назначение истории (187-219). Ю. Хабермас. О субъекте истории. Краткие замечания по поводу ложных альтернатив (283-289).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Маслов, В. Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу / В. Ф. Маслов // Вопросы философии. - 2010. - №7.
  2. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997. – Раздел 2. Глава 3.
  3. Ивин, А. А. Введение в философию истории / А. А. Ивин. – М., 1997.
  4. Золотухина-Аболина, Е. В. Страна философия / Е. В. Золотухина-Аболина. – М., 1995. Глава 5.
  5. Губин, В. Д. Философия истории: учебное пособие / В. Д. Губин, В. И. Стрелков. - Москва, Воронеж, 2010. - Раздел I, III, IV.
  6. Старжинский, В. П. История и теория: на пути преодоления непредсказуемости прошлого / В. П. Старжинский, А. С. Табачков // Вопросы философии. - 2010. - №1.

Понятие истории.

Слово «история» широко используется в повседневной речи людей, в различных, порой исключающих друг друга смыслах («случилась история», «влип в историю»). Общенаучный смысл термина «история» означает последовательную смену состояний любого объекта, способного развиваться во времени (история Вселенной, история болезни и т. п.). В науках об обществе термином «история» именуют: – а) минувшую социальную действительность, события прошлой общественной жизни людей; б) знания о прошлой жизни во времени, область познания, устанавливающую, классифицирующую и интерпретирующую свидетельства о прошлом; в) социальную реальность вообще и общество как организационную форму ее существования, включая современное ее состояние как историю «здесь–и–сейчас». Категория «общество» конкретизирует понятие «социум», понятие «история» конкретизирует понятие «общество». Понятие «общество» и «история» органически связаны друг с другом: они характеризуют социальную реальность, совместную деятельность людей, которая предстает перед нами как «общество». При этом мы отвлекаемся от множества конкретных событий и рассматриваем ее сущностные, повторяющиеся черты, где она и становится «историей». Когда же социальная реальность берется в ее конкретном индивидуально-личностном, пространственно-временном континууме «настоящего», то и само понятие истории становится иным. «История» в этом случае является (в буквальном смысле) сотворяющейся реальностью, главным содержательным моментом которой выступает смыслотворение. Одна из задач данного занятия и состоит в том, чтобы выяснить условия и содержание смыслообразующего характера жизнедеятельности людей.

Наши рекомендации