Философия как явление культуры

Занятие первое

1. Культура в системе общества. Культура и мировоззрение. Философия и мировоззрение.

2. Возникновение философии как феномена культуры. Предпосылки, условия и детерминанты генезиса философии.

3. Предмет и основные функции философии.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Мир философии. – Ч. 1. – M., 1991. – С. 12-13 (Аристотель); 24-26 (Р. Декарт); 49-50 (Ф. Шлегель); 67-75 (В. Виндельбанд); 76-82 (Э. Гуссерль); 124-125 (М. Хайдеггер).

2. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? Лекция V / Х. Ортега-и-Гассет // Что такое философия? – М., 1991. – С. 95-108.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Балаклеец, Н. А. Практикум по философии / Н. А. Балаклеец, В. Т. Фаритов. - Ульяновск, 2011. с.7-10.

2. Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. / Д. И. Грядовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. Гл. 1-2.

3. Косарев, А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев. – М., 2000. Раздел первый. Гл. 3; Раздел второй. Гл. 4.

  1. Липский, Б. И. Что такое философия? / Б. И. Липский // Философские науки. - 2010. - №№5-7.
  2. Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991. Разд. II.
  3. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. Изд. 6-е, стереотипное. - М.: Академический проект; Деловая книг. 2008. Часть первая. Гл. I.
  4. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 1. Античность / Д. Реале, Д. Антисери. – C-Пб., 1994. Часть первая.
  5. Степин, B. C. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М., 1992. – С. 16-47.
  6. Трубецкой, С. Н. История древней философии / С. Н. Трубецкой. - Жуковский, М.: Кучково поле, 2005. Гл.II.

Культура в системе общества.

В ходе первого занятия следует рассмотреть специфику философии как феномена культуры и способа осуществления мыследеятельности, понять потребность культуры в философии, уяснить существо ее предмета и функций. Поэтому естественным представляется начать движение мысли в пространстве поставленных проблем с раскрытия сущности культуры.

Культура представляет собой систему социально значимых программ, норм, эталонов, парадигм деятельности, поведения и общения, которые состыковывают междусобой единичные, дискретные акты этих сфер и тем самым обеспечивают целостность социальных подсистем и общества в целом. С одной стороны, программы культуры выполняют функцию нормировки деятельности и поведения, являются средством различения должного и недолжного, допустимого и недопустимого, с другой, – обеспечивают сцепление разведенных в пространстве и времени поведенческих и деятельностных актов.

Формами существования культуры выступают: нравственные нормы и предписания, представляющие ядро массива культурных программ; профессиональные кодексы (например, клятва Гиппократа и т. п.); технические (в широком смысле этого слова) инструкции, ГОСТы, ОСТы, уставы; система невербальных средств коммуникации; обычаи, обряды, традиции, выражающие глубинный пласт народной жизни; этикет и др. Культурные программы имеют знаковую природу и, тем самым, нуждаются в расшифровке. Они не даются изначально как биологические программы и требуют особых механизмов, обеспечивающих их освоение (игра, овладение языком, обучение, образование, деятельность, самодеятельность и др.).

Предназначение культуры в обществе состоит в накоплении, сохранении и передаче последующим поколениям социально значимого опыта. Благодаря этому обеспечивается развитие общества во времени.

Культура и мировоззрение.

Все многообразие культурных программ, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организовано в целостную систему и несет на себе печать принадлежности к определенному времени. Они покоятся на предельных основаниях, характерных для каждой исторически определенной культуры и представленных мировоззренческими универсалиями (См.: Степин, B. C. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М., 1992. – С. 32), которые в своем единстве задают целостный, обобщенный образ мира. Система мировоззренческих универсалий, лежащая в основании культуры, выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления об основных сторонах человеческой жизнедеятельности: о природе и организации ее объектов, о месте человека в мире и смысле его жизни, о духовной жизни и ценностях человеческого мира и т. п., – и тем самым предстает как исторически определенное мировоззрение[1]. На примере универсалий культуры («пространство», «время», «причинность», «человек», «красота», «добро», «свобода» и т. п.) раскройте их связь со временем и формы воздействия на деятельность человека определенной эпохи.

Каждая универсалия (категория) культуры несет в себе аспекты осмысления, объяснения и переживания мира. Тем самым образ мира, задаваемый мировоззрением, всегда окрашен в тона переживания и воспринимается человеком либо как близкий, родственный, либо как чуждый, враждебный ему.

Наши рекомендации