Третий этап коррекционного обучения
Итак, на протяжении двух первых этапов коррекционного обучения" (10 циклов занятий) осуществляется формирование у заикающихся детей свободной межличностной коммуникации в процессе выполнения ими различных видов совместной деятельности. При этом у детей возникает целостное представление о деятельности общения и единой коммуникативной системе. Одновременно происходит развитие речи. Кроме того, коррекционное обучение способствует формированию адекватного взаимодействия между членами группы во время выполнения различных видов деятельности. Как видно из приведенных выше занятий, весь этот комплекс мероприятий осуществляется посредством постановки и решения усложняющихся коммуникативных задач в изменяющейся ситуации общения. Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Совокупность указанных мероприятий ведет к устранению проявлений заикания.
Как уже упоминалось, коррекционное воздействие реализуется в специфических условиях коллективной (групповой) деятельности. В ходе выполнения совместной учебной деятельности (предметных преобразований) заикающиеся школьники совершенствуют рациональные приемы умственной работы и овладевают способами решения коммуникативных задач. Именно в ходе и посредством решения этих задач в различных ситуациях общения и осуществляется коррекционное воздействие. Общеизвестна роль речи в организации предметной деятельности. Сформированность указанной деятельности приводит к свертыванию речи (это связано с переходом деятельности в умственный план); вместе с тем Сформированность речевой деятельности вызывает развернутость высказывания. Поэтому при формировании полноценной речевой деятельности в процессе коррекционного обучения объектом воздействия становится уровень самоконтроля (умение выделять главные этапы деятельности, опорные действия) и вербализации.
Успех формирования учебной деятельности зависит от соответствия средств и способов коммуникативных действий коммуникативной ситуации и задаче. Вот почему в ходе занятий учитель-логопед добивается соответствия коммуникативной техники содержанию предметных преобразований. С этой целью обучение заикающихся детей решению какой-нибудь новой (соответственно плану) коммуникативной задачи сочетается с обучением определенным умственным действиям. Так, например, выработка умения осуществлять доказательство сопровождается упорядочением мыслительной деятельности с целью формирования умения доказывать. Детей учат выполнять в определенном порядке следующие умственные действия: отыскивать и актуализировать необходимые для обоснования доказательства знания (поиск самого доказательства); логически правильно оформлять рассуждения (усвоение логического хода мыслей и структуры различных видов доказательств); обобщать наглядно-образные и словесно-логические компоненты доказательства (конструирование доказательства определенной формы). В ходе логопедических занятий каждый из этих этапов отрабатывается отдельно, так как они различаются между собой по составу осуществляемых мыслительных операций и конечному результату. По ходу работы составляются схемы и предписания к выполнению необходимых операций. Так постепенно у учащихся формируется умение не только решать мыслительную задачу, но и обосновывать это решение с помощью фактов, правил, законов. Рассуждения заикающихся учащихся становятся более упорядоченными и обоснованными, сокращается число лишних и ошибочных высказываний. Таким образом, соответствие мыслительной деятельности средствам и способам коммуникативных действий благотворно сказывается и на деятельности общения. В целом она протекает без заикания.
Как уже упоминалось, коррекционное воздействие на заикающихся учащихся предусматривает нормализацию их психических процессов. Речь идет об активном формировании психических процессов и определенных свойств личности. В течение второго этапа коррекционно-воспитательная работа проводилась в полном объеме. Большое внимание уделялось формированию контрольно-оценочных действий. Вначале отработка несущих функцию контроля действий осуществлялась в процессе предметной деятельности: фиксация полноты, последовательности и адекватности операций и действий. Позже предметом оценки становились сами учащиеся и их коммуникативная деятельность. Речь идет об оценке меры освоения тех или иных коммуникативных действий и способов решения коммуникативных задач. Формирование контрольно-оценочных действий осуществлялось в условиях постепенно усложняющейся предметной и коммуникативной деятельности.
Таким образом, в результате коррекционного обучения (первый и второй этапы) учащиеся получают представление о средствах и способах коммуникативной деятельности и овладевают навыками свободной (без заикания) коммуникации с целью информационного обмена и дифференцированного воздействия. Однако, как показывает опыт экспериментального обучения, формирование навыков и умений свободного от заикания межличностного общения требует длительного времени. Это обусловлено тем, что заикающиеся учащиеся должны накопить положительный опыт свободной коммуникации в различных условиях общения при взаимодействии разнообразных ситуационных факторов. Именно поэтому третий этап обучения коррекционного обучения посвящается закреплению умений и навыков свободной межличностной коммуникации с учетом различных аспектов общения (информационный, взаимодействия и саморегуляции). Иными словами, в этот период происходит совершенствование умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний и усвоенных навыков общения в целях адекватного взаимодействия при выполнении различных видов деятельности в различных жизненных ситуациях. На третьем этапе обучения проводится 15—25 занятий, составляющих 3—5 ступеней коррекционного воздействия.
Первая ступень
Основная задача — закрепление умений и навыков саморегуляции высказываний и речевого поведения в процессе воздействующего высказывания. Параллельно отрабатываются навыки построения текста (последовательность и сочетаемость одного предложения с другим, связанность текста). Иными словами, на этой подступени отрабатываются средства регуляции собственных высказываний и поведения; их активное использование предупреждает появление запинок во время общения.