Римская поэзия золотого века: идеи и образы

В ходе подготовки к коллоквиуму студентам следует рассмотреть следующие темы:

1. Элегии Тибулла и Проперция в контексте элегической традиции античной литературы (для сравнения можно привлекать тексты древнегреческой элегии).

2. Сравнительно-исторический анализ «Буколик» Вергилия и «Идиллий» Феокрита, «Георгик» Вергилия и традиций древнегреческого дидактического эпоса (для сравнения достаточно использовать «Труды и дни» Гесиода).

3. Философия человеческой жизни в творчестве Горация (на примере «Од», «Эподов» и «Сатир»).

Литература:

Катулл. Тибулл. Проперций. М., 1963.

Тибулл. Проперций // Парнас. Антология античной лирики. М., 1980.

Тибулл. Проперций // Античная поэзия. Ростов-на- Дону, 1997.

Поэты-лирики Древней Эллады и Рима. М., 1963.

Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1958.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970.

ГорацийФлакк. Собрание сочинений. С.-П., 1993.

Грабарь -Пассек М. Е. Буколическая поэзия александрийской эпохи // Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М., 1958.

Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1967.

Старостина Н. А. «Буколика» Феокрита как действительность жанровой формы // Вопросы классической филологии. М., 1974. № 3-4.

Старостина Н. А. «Буколика» Вергилия. Некоторые особенности жанровой структуры // Вопросы классической филологии. М.,1973. № 3-4.

Преображенский П. Ф. Поэт золотой середины (о творчестве Горация) // Преображенский П. Ф. В мире античных идей и образов М., 1965.

Контрольные вопросы по курсу « Античная литература»

1. Античная литература как культурный и исторический феномен. Периодизация древнегреческой и римской литератур. География античного мира.

2. Сущность понятия «миф». Причины и предпосылки возникновения мифов. Признаки древнего мифологического мышления.

3. Основные этапы развития древнегреческой мифологии. Хтонический и классический (олимпийский) периоды древнегреческой мифологии и их основные особенности.

4. Сюжет и композиция «Илиады» Гомера.

5. Сюжет и композиция «Одиссеи» Гомера.

6. Характеристика образов Ахиллеса и Одиссея в поэмах Гомера.

7. Мировоззрение эпического поэта и стиль гомеровских поэм.

8. Дидактический и генеалогический эпос Гесиода («Труды и дни», «Теогония»).

9. Происхождение древнегреческой лирики. Декламационная лирика Древней Греции и ее основные представители (Архилох, Семонид Аморгский, Каллин, Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид, Ксенофан).

10. Общая характеристика сольной мелики. Творчество Алкея, Сапфо, Анакреонта.

11. Общая характеристика хоровой мелики: Своеобразие эпиникиев Пиндара, образ героя-олимпионика.

12. Происхождение древнегреческой трагедии. Роль культа Диониса в её создании. Устройство древнегреческого театра и организация драматических состязаний.

13. Идейно-художественное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».

14. Историческая тема в трагедии Эсхила «Персы».

15. Проблематика и художественное своеобразие трагедии Эсхила «Прометей прикованный».

16. Сущность трагического конфликта в «Антигоне» Софокла.

17. «Эдип – царь» Софокла как образец классической древнегреческой трагедии. Общая философия трагедии и ее художественное своеобразие.

18. Конфликт личной чести и государственной пользы в трагедии Софокла «Филоктет». Софистические корни образа Одиссея.

19. Культурологическое значение «века Перикла». Софисты.

20. Драма аффектов и разрушительных страстей у Еврипида («Медея», «Ипполит»).

21. Своеобразие «трагедии-интриги» в творчестве Еврипида («Ион», «Елена», «Алкестида» – на выбор). Философия судьбы и образ человека в трагедиях.

22. Проблема божественной воли и человеческой судьбы в поздних трагедиях Еврипида «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде».

23. Происхождение древнегреческой комедии и ее источники. Структура древнегреческой комедии. Основные этапы развития древнегреческой комедии.

24. Тема войны и мира в комедиях Аристофана. Её эволюция от «Ахарнян» и «Всадников» до «Лисистраты».

25. Тема воспитания и образования в комедии Аристофана «Облака». Критика софистики и Сократа.

26. Художественное своеобразие комедий-утопий Аристофана («Птицы», «Женщины на празднике Фесмофорий»).

27. Эстетические взгляды Аристофана и их отражение в комедии «Лягушки».

28. Греческая историческая проза (Геродот, Фукидид, Ксенофонт).

29. Греческое красноречие (Лисий, Исократ, Демосфен).

30. Загадка Сократа: личность философа, этический рационализм его учения, отражение основных положений философии Сократа в диалогах Платона.

31. Учение Платона об искусстве в свете теории идей. Художественная форма и способы изложения философской доктрины в диалогах Платона.

32. Учение о трагедии и трагическом очищении у Аристотеля.

33. Эллинизм – новый культурно-исторический этап в развитии древнегреческой литературы. Новые философские взгляды на природу человека и общества. Формирование новой системы взглядов.

34. Особенности новоаттической комедии. Комедии Менандра «Брюзга» и «Третейский суд».

35. Общее представление об александрийской поэзии. Характеристика творчества Каллимаха.

36. «Аргонавтика» Аполлония Родосского как образец эллинистической героической поэмы. Основные направления переосмысления гомеровской традиции.

37. «Идиллии» Феокрита как жанр эллинистической поэзии. Основные сюжеты и образы идиллий.

38. Авторская позиция и художественный метод античной биографии в «Сравнительных жизнеописаниях Плутарха».

39. Феномен «второй софистики» и диалоги Лукиана. Отражение традиций менипповой сатиры в творчестве писателя.

40. Источники и особенности древнегреческого романа. Буколический роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

41. Римская мифология и её основные особенности.

42. Римская комедиография. Организация римского театра и его истоки. Комедия тогата и комедия паллиата.

43. Проблематика и образы в комедиях Плавта «Псевдол», «Клад», «Хвастливый воин».

44. Театр Теренция и его отношение к традициям новой аттической комедии.

45. Ораторское искусство Цицерона. Роль Цицерона в истории мировой культуры.

46. Лирика Катулла.

47. Философская поэма Лукреция «О природе вещей».

48. «Буколики» и «Георгики» Вергилия. Авторская концепция мира и отношение Вергилия к греческим образцам «пастушеских» и «земледельческих» песен ( традиции Гесиода и Феокрита).

49. «Энеида» Вергилия - национальная поэма римского народа. Сюжет и образы. Образ Энея и его характеристика.

50. Отражение философии жизни человека эпохи Октавиана Августа в поэзии Горация (на примере «Эподов», «Сатир» и «Од»).

51. «Наука поэзии» Горация как эстетическая теория античности. Гораций и Аристотель.

52. Жизнь и творчество Овидия. Тема любви и изгнания в элегиях поэта («Любовные элегии», «Письма с Понта», «Скорбные элегии»).

53. Римская элегия в творчестве Тибулла и Проперция.

54. Мифологическая поэма Овидия «Метаморфозы»: жанровое своеобразие, основные сюжеты и образы.

55. Общая характеристика творчества Сенеки: сатирические произведения, трагедиография, «Нравственные письма к Луцилию».

56. Сатирическое воспроизведение действительности в романе Петрония «Сатирикон». Жанр произведения.

57. Общая характеристика римской историографии: Тит Ливий, Тацит, Светоний Транквилл (на выбор).

58. Отражение римской действительности в сатирах Ювенала.

59. Роман Апулея «Метаморфозы». Проблематика, образ главного героя, мистическое начало в романе и его интерпретация (культ Исиды и Сирийской богини).

60. Всемирно-историческое значение античной литературы.

Наши рекомендации