Философия древней Индии и Китая.
1.Философия Древней Индии 2.Философия Древнего Китая
1вопрос.
Основой многих философских систем Древней Индии явилась ведическая литература и связанная с ним древняя религия брахманизм (по имени Верховного Бога - Брахма). Веды считаются в Индии священным писанием или откровением, которые записали древние мудрецы. Тексты Вед представляют собой собрание изречений, религиозных гимнов, песен и заклинаний, философские комментарии (Упанишады). Многие философские проблемы затрагивались в поэмах Древней Индии - эпосах Махабхарата и Рамаяна. Например, впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Философские школы Индии делятся на две группы: Ортодоксальные, признающие авторитет Вед - это веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.
Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед, это - чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.
В VI-V вв. до н.э. в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама, получивший духовный титул «Будда» - Просветленный (560-483 гг. до н.э.). Его прозвали Шакьямуни (отшельник из рода Шакьев), сын царя, живший в достатке, но осознавший непостоянство жизни, наполненность ее страданиями, отказавшийся от дворцовой роскоши, ставший отшельником. Спустя много лет, скитаясь, он достигает Озарения и раскрывает причину человеческих страданий, а также другие тайны человеческого бытия. До конца своих дней Гаутама проповедует дхарму - учение о преодолении земных страданий и достижении нирваны. Свое учение он излагал в устной форме - в беседах, притчах, наставлениях, которые позже были записаны его учениками и составили «Трипитаку» («Три корзины учения») - собрание буддийских канонов.
Главные идеи философии Будды.
Четыре «благородные истины»
1. Истина страдания:рождение есть страдание, болезни и смерть есть страдание, разлука с милым есть страдание, соединение с немилым есть страдание. Все в жизни есть страдание.
2. Истина причины: основная причина страданий - это наши желания: нам постоянно чего-то хочется, но мы не получаем желаемого.
3. Истина освобождения:чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Как только мы избавляемся от каких-то желаний, нам уже не приходится страдать из-за того, что это желание не исполняется.
4. Истина пути:чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды:
1.Правильные взгляды - знание о четырех благородных истинах и буддийского учения в целом. 2.Правильная решимость - твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением. 3.Правильная речь - воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров. 4.Правильное поведение - отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний. 5. Правильный образ жизни - обеспечение жизни только честным путем. Даже ради спасения жизни нельзя прибегать к нечестным источникам дохода.
6.Правильные усилия - постоянное стремление оставаться на истинном пути, искоренение старых дурных мыслей и наполнение своего ума новыми хорошими.
7.Правильное направление мысли - постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело - преходящи: мое тело - еще не Я. Тело состоит из костей, крови, жил и т.д., оно смертно и превратится в гниющую массу. И нечего жалеть о нем и об утрачиваемых вещах. 8. Правильное сосредоточение -
- наслаждение ума радостью, отрешенностью и чистым мышлением; - осознание радости и покоя; - совершенная невозмутимость, освобождение от ощущения телесности и осознание этой невозмутимости и освобождения; - избавление от сознания невозмутимости и освобождения, состояния совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения.
Теория причинности (нет поступков и деяний в жизни, которые не имеют последствий, потому что все в мире взаимосвязано и имеет свою причину). Непостоянство элементов (в мире нет ничего постоянного - все изменяется, это значит, что нет гарантии благополучия, избавления от страданий; человек сам - причина этих страданий). «Срединный путь» (Будда призывал к умеренности во всем, и избегать крайностей).
Философия Йоги
Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).
Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы - физическими и психическими. Философия йоги требует систематического усилия над собой,подавления самопроизвольного течения мыслей. Разум, воздействуя на тело, с его помощью достигает новых духовных уровней. Для реализации этого разработан свой восьмеричный метод. Он включает в себя последовательную смену ступеней самоконтроля и самоорганизации. Первая ступень – яма (воздержание). Она запрещает воровство, ложь, насилие, ненависть к людям; пропагандирует умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Вторая ступень – нияма (соблюдение правил). Она включает в себя внешнее и внутреннее телесное очищение, самообуздание, самодисциплину. На этой ступени нельзя употреблять бранные слова, кричать на людей. Необходимо молчать один день в неделю, регулярно изучать литературу по йоге, философии, физиологии. Третья ступень – асана (положение). Она представляет собой физическую поддержку со стороны тела состоянию сосредоточенности. Специфические позы помогают добиться большей концентрации внимания. Чтобы размышлять, нужно, кик минимум, усесться в удобной позе. Йога придает этому большое значение. Четвертая ступень – пранаяма (регулирование дыхания). Она включает в себя упражнения по дыханию. Особое внимание уделяется задержке дыхания, во время которого в организм усиленно поступает жизненная энергия - прана. Пятая ступень – пратьяхара (удаление чувств). Она предполагает сосредоточенность на самом себе. При этом "рассудок должен быть радикальным образом лишен всех впечатлений извне". Достигший этой ступени должен построить келью в своем сердце и удаляться в нее ежедневно. Шестая ступень – дхарана (фиксирование внимания) Она предполагает активную концентрацию внимания на объекте. В обычной жизни идеи появляются и исчезают, но не задерживаются надолго. Нужно удержать на них внимание. Седьмая ступень – дхьяна (созерцание). На этом этапедостигается проникновение в сущность объекта сосредоточении Восьмая ступень – самадхи (сосредоточение). Это – вершина и цель йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни