Источниковедческие и общекультурные барьеры.

Античная философия представляет собой не некое первозданное неисследованное пространство. Наоборот, она есть с самого своего возникновения сфера постоянной рефлексии. Поэтому изложение ее сталкивается с целым рядом препятствий, для неискушенного ума неожиданных.

В самом деле, с первыми изложениями предшествующей философской традиции мы сталкиваемся уже в самой античности, и уже в античности этих изложений много; вместе с тем, дошедшие до нас тексты античных философов представляют собой достаточно неравномерную выборку из значительно большего числа созданных в античности, причем выборку, произведенную как античностью, так и средними веками и Возрождением. Вот почему перед нами неизбежно встает проблема источников.

Другое — неожиданное, на первый взгляд, — затруднение состоит в том, что несмотря на неполноту наших источников мы знаем античную философию достаточно хорошо, и поэтому затруднительным оказывается ее исследование: действительно, трудно заставить себя исследовать то, что хорошо известно, и трудно этому известному удивиться; а без удивления нет не только философии (об этом мы знаем от Платона и Аристотеля), но, как оказывается, и истории философии, потому что история философии в такой же степени философская дисциплина, как и историческая.

Ещё от Аристотеля мы знаем, что история греческой философии начинается с Фалеса. Упоминавшийся уже Диоген Лаэртий, например, который опирается на достаточно длительную традицию, выделяет ионийскую, италийскую, платоновскую, аристотелевскую, стоическую и эпикурейскую школы, а ряд философов рассматриваются Диогеном отдельно — вне этих школ. Но мы знаем также, что такое деление на школы, в частности выделение четырех ведущих школ античности — Академии, Перипата, Портика и Сада — до известной степени отражает реальное положение в эпоху эллинизма, тогда как более ранний период оказывается представлен в данной классификации совсем условно, а на более поздний она естественным образом вообще не распространяется.

Ряд ранних философов были в 1903 г. объединены в собрании «Фрагменты досократиков», составленном знаменитым Германом Дильсом и впоследствии дополненном его учеником Вальтером Кранцем; шестое издание Дильса-Кранца вышло в 1951-1952 гг. и выдержало еще ряд репринтов, а сам термин досократики постепенно приобрел несвойственный ему смысл исторического понятия, за которым невольно начинают усматривать самостоятельную историческую реальность, некий особый, самобытный феномен.

Точно так же в XIX в. возникает понятие неоплатонизма, заменившее собою также условное понятие александрийской школы. Но те, кого мы называем неоплатониками, сами себя считали просто платониками — последователями учения Платона и почтительными

толкователями его сочинений: более всего они опасались упреков во введении новшеств, неведомых Платону и другим божественным мудрецам древности.

Возникшее в том же XIX в. понятие эллинизма, войдя в обиход, также обросло целым рядом ассоциаций, никак не предполагавшихся в исходном греческом слове: оно стало Противопоставляться эллинству и обозначать синкретическую культуру на просторах империи Александра Македонского, распавшейся на отдельные монархии. О том, что само слово (ελληνισμος) означало "подражание грекам" и "использование чистого греческого стиля речи", при размышлениях об эпохе эллинизма вспоминается редко.

Поколения философов, историков философии, филологов работали с этими категориями, далеко не всякий раз задумываясь об их историческом содержании. Сами древние вообще не были озабочены тем, что мы называем исторически корректным изложением истории философии: в такой форме задача просто не ставилась. Поэтому проблема классификации исторических фактов, разделения истории на периоды, именования того, с чем мы имеем дело, не должна превращаться в самоцель. Но наличие такой проблемы нужно иметь в виду, и при чтении того или иного изложения античной философии необходимо пытаться найти за схемами и терминами то, что характеризует автора схемы и термина, а что — историческую реальность. Сама же уверенность в том, что совершенно определенная историческая реальность действительно существовала и что при этом она доступна нашему познанию, — совершенно необходима историку философии.

Литература:
Шичалин Ю.А. Источниковедческие и общекультурные барьеры./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.18-19

Хронологические рамки

Несколько независимых друг от друга античных свидетельств единодушно утверждает, что первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор. Но, говоря об истории античной философии, мы безусловно должны иметь в виду ее предысторию. В связи с этим обратим внимание на несколько важных моментов.

Европейская цивилизация относится к числу письменных цивилизаций. Более того, греки впервые изобретают алфавитное письмо. Это произошло, вероятно, в IX в. до н.э., а уже в VIII в. великий Гомер создает первые великие письменные памятники — поэмы «Илиаду» и «Одиссею». Даже если мы не будем вместе со многими античными авторами возводить к Гомеру все науки, включая философию, факт создания этих поэм был безусловно конституирующим для всей греческой культуры, а сами они символизировали единство греков — первого европейского народа — на протяжении всей античности.

В 776 г. были учреждены всегреческие спортивные состязания — Олимпийские игры; второе значение вслед за Олимпийскими играми имели Пифийские игры. Для историка философии это небезразлично, поскольку в 582 г. на Пифийских играх были введены мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Так называемые семь мудрецов были названы здесь, и таким образом их мудрость получила всегреческое признание. Среди мудрецов — много законодателей и крупных государственных деятелей. Сама письменная фиксация законов началась в этот период — во второй половине VII — начале VI в. После 594 г. в Афинах проводит реформы и издает законы Солон. В середине — второй половине VI в. ведущим центром греческой цивилизации становятся ионийские города на. побережье Малой Азии. Один из крупнейших — Милет, родина Фалеса, предсказавшего солнечное затмение 25 мая 585 г., Анаксимандра; издавшего около 546 г. первое у греков прозаическое сочинение, Анаксимена, научившегося писать стилем простым и безыскусственным, и Гекатея, автора многочисленных прозаических сочинений по географии, этнографии, мифологии.

Пифагор перебрался с Востока в Италию и основал свою школу в 532г. до н.э. Ниже мы рассмотрим начало философии подробнее, сейчас же ограничимся этой датой в качестве исходной и зафиксируем один очень важный для понимания всей античной философии момент: возникновение у пифагорейцев прообраза философской школы. Приняв это к сведению, мы через тысячу с небольшим лет обнаруживаем завершение античного этапа европейской философии в 529 г. н.э., когда император Юстиниан издал Эдикт о закрытии языческих школ, и вскорости последний схоларх Академии Дамаский покидает Афины и с несколькими учениками и единомышленниками, в числе которых Прискиан и Симпликий, устремляется на Восток.

В 499 г. до н.э. Милет начинает ионийское восстание против персов, закончившееся разрушением города и захватом в 494 г. Примерно в это же время в результате заговора Пифагор перебирается из Кротона в Метапонт, где и умирает. В конце 60-х годов V в. в связи с развитием демократии в Южной Италии и Сицилии разгоняются аристократически ориентированные пифагорейские кружки и пифагорейцы лишаются политической власти: их дома сжигают, а самих изгоняют и убивают. В связи с тем же развитием демократии в городах Запада и в Афинах начинает интенсивно развиваться красноречие, появляются первые учебники и первые учителя красноречия — софисты. Среди них — Протагор из Абдер, выдвинувший тезис "человек есть мера всех вещей" и осужденный в Афинах за безбожие в 411 г. до н.э. и тогда же умерший в возрасте 70 лет; его младший современник Гиппий из Элиды, который специально занимался всем кругом дисциплин, необходимых для воспитания благородного юноши; Горгий из Леонтин, изобретатель показательных речей, приезжавший в Афины в 427 г. до н.э. испросить для родного города помощь против Сиракуз.

В 399 г. до н.э. афинские демократы казнят Сократа. После его казни во множестве возникают школы учеников Сократа в Афинах, Мегарах, Кирене, Элиде; среди них далеко не первой по времени возникновения, но безусловно первой по значению была школа, основанная Платоном около знаменитого гимнасия Академия в пригороде Афин. Школа Платона, возникшая после 387 г. до н.э., представляла собой самое заметное явление в духовной жизни Афин 366 г. до н.э., когда в Академии появляется Аристотель, будущий основатель Ликея.

Аристотель основывает свою школу через двенадцать лет после смерти Платона, вернувшись в Афины в 335 г. до н.э., и через тринадцать лет умирает. За год до него умирает его ученик Александр Македонский, а через пять лет после его смерти Афины захватывает македонский военачальник Кассандр и отдает город в управление ученику Теофраста Деметрию Фалерскому. После десятилетнего счастливого правления Деметрий был, тем не менее, осужден на смерть, когда Афинами в 307 г. до н.э. овладел Деметрий Полиоркет, но ему удалось бежать в Александрию. В 306 г. до н.э. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год этот закон был отменен, в Афинах так и остались четыре уже существовавшие к тому времени школы: Академия, Ликей, Портик и Сад.

Около 280 г. до н.э. в Александрии Птолемеем Сотером при участии уже упоминавшегося перипатетика Деметрия Фалерейского основываются знаменитые Музей и Библиотека. При Аттале Первом и Атталидах расцветает Пергам, чья библиотека уступала только Александрийской. Третьим центром эллинистической учености становится Родос.

В 156 г. до н.э. в Рим прибывает посольство из Афин, в составе которого — академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген из Вавилона. Римлян поражает диалектическая сила и риторическая отделка их речей, а также их моральная независимость. Римляне все больше входят в сферу греческого культурного влияния: греческая школа постепенно начинает определять все формы речи, мысли и письма римлян, о чем свидетельствуют уже сочинения Марка Порция Катона, написанные как раз в это время.

В 86 г. до н.э. Сулла во время похода против Митридата захватывает Афины. Среди прочих разрушений — гимнасий Академия с оливковой рощей и принадлежавший Платону дом с библиотекой. Но Афины остаются еще какое-то время центром философии: Цицерон — первый римский философ — в 79 г. до н.э. едет обучаться платоновской философии именно в Афины к Антиоху Аскалонскому, слушателем которого был также Марк Теренций Варрон, написавший во второй четверти того же I века «Науки в девяти книгах», где впервые представлен круг "семи благородных искусств" (грамматика, риторика, диалектика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка) вместе с медициной и архитектурой. К этому же времени получает распространение дошедший до нас корпус так называемых эсотерических (т.е. созданных для нужд школы) сочинений Аристотеля, изданных Андроником Родосским.

Одним из главных центров философии на рубеже двух эр продолжает оставаться Александрия: здесь представлены основные философские школы эллинизма, в частности энергично развивается объединяемый с пифагореизмом платонизм. Значительный корпус текстов этого периода дошел от Филона Александрийского. В то же время Рим, став центром мира, приобретает значение и центра философии. В первой трети I в. н.э. Трасилл, придворный астролог Тиберия, издает дошедший до нас корпус сочинений Платона, разбитых на тетралогии.

В 65 г., вскрыв себе вены по приказу Нерона, погибает римский философ-стоик Сенека. В 66 г. Нерон прибывает в Афины, где в это время у некоего Аммония из Александрии учится платоник и пифагореец Плутарх Херонейский. В 89 г. Домициан изгоняет философов из Италии: среди изгнанных из Рима — стоик Эпиктет. От всех троих дошли представительные тексты (в особенности обширен корпус сочинений Плутарха), по которым мы можем судить о стоицизме, платонизме и пифагореизме этого времени.

Вскоре после 120 г. умирает Плутарх и рождается Апулей, который учился в Афинах ок. 150 г. Между этими двумя датами пифагорейцы Никомах Геразский и Феон Смирнский восстанавливают математику в числе дисциплин, необходимых для философа-платоника. В середине века в Риме умирает философ-платоник Фаворин, с которым был дружен Плутарх; в Пергаме преподает платоник Гай, в Смирне — платоник Альбин, которых слушает философ-врач Гален, в Афинах — платоник Кальвен Тавр; к этому же времени относится «Учебник Платоновской философии» Алкиноя (вероятно, стоика) и «Анонимный Комментарий к "Теэтету"» Платона. На это же время приходится расцвет философа-платоника Максима Тирского, неопифагорейца Нумения из Апамеи, тогда же набирает силу Перипатетическая школа в Афинах.

Около 176 г. император Марк Аврелий, философ-стоик, уже начавший в это время писать по-гречески свои «Размышления», стал выплачивать жалованье профессорам четырех философских кафедр в Афинах (платоников, стоиков, перипатетиков и эпикурейцев). В это время создаются «Халдейские оракулы», а на рубеж двух веков приходится деятельность "второго Аристотеля" — Александра Афродисийского.

В 243 г. Плотин покидает Александрию и присоединяется к войску императора Гордиана в Месопотамии, надеясь попасть с ним на Восток и приобщиться мудрости персидских и индийских мудрецов; однако в феврале-марте 244 г. Гордиан был убит солдатами узурпатора Филиппа Араба, и Плотин водворяется в Риме) тысячелетие которого было отпраздновано в 247 г.; после десяти лет устных бесед в кружке учеников Плотин под влиянием Амелия начинает записывать свои сочинения. В 263 г. Порфирий приезжает в Рим из Афин, где он учился у ритора Лонгина, писавшего и философские трактаты. Диадохи платоновской школы в Афинах — Теодот и Евбул. В 268 г. Лонгин уезжает в Пальмиру к царице Зенобии, к нему присоединяется Амелий; Порфирий уезжает в Сицилию — по совету Плотина, отговорившего его от самоубийства; убит император Галлиен, покровительствовавший Плотину и намеревавшийся дать ему землю в Кампании для основания там города философов Платонополиса. Через два года — одинокая смерть Плотина.

В 301 г. Порфирий, в возрасте 68 лет, пишет «Жизнеописание Плотина» и издает его .сочинения в виде Книги (платонической Библии), состоящей из шести разделов, в каждом из которых по девяти трактатов. Ученик Порфирия Ямвлих ближайшие четверть века ведет школу платоновской философии в Сирии (вероятно, в Апамее). В оппозиции к нему — Феодор Азинский и его последователи. Под его влиянием находится школа в Пергаме и — через учеников и последователей — император Юлиан, приблизивший к себе, в частности, Максима Эфесского и Приска. После гибели Юлиана в 363 г. мы находим Приска в Афинах в 390 г., где последнюю четверть века жил также ученик божественного Ямвлиха — Ямвлих Младший. Здесь платонизм ямвлиховской разработки попадает в благодатную среду: начиная с Плутарха Афинского, его ученика Сириана наступает последний расцвет языческой Академии, давшей совершенный плод в лице Прокла.

Латинский Запад также оказывается в сфере влияния плотинопорфириева платонизма. Его представители: Марий Викторин — посредник между языческим платонизмом и Августином (который получил переводы Викторина на латинский язык сочинений Плотина и Порфирия в июне 386 г.); Макробий, около 400 г. написавший Комментарий ко «Сну Сципиона» Цицерона; Марциан Капелла, в V в. составивший знаменитый компендий семи благородных искусств. Но античная философия продолжала развиваться на Востоке.

Прокл родился 8 февраля 412 г. В возрасте 19 лет он прибывает в Афины и начинает учиться у Плутарха, который через год умирает; Прокл продолжает обучение у Сириана и, после смерти последнего, в возрасте 25 лет становится главой Академии — диадохом Платона. После полной прекрасных трудов жизни он умирает 17 апреля 485 г.

Другой ученик Плутарха, Гиерокл, ввел новый — находившийся под влиянием Плотина, Порфирия и Ямвлиха — платонизм в Александрию, где он начинает преподавать около 420 г. Другой представитель Александрийской школы — ученик Сириана Гермий. Один из наиболее выдающихся толкователей Аристотеля в Александрии, преподававший также курсы Аристотеля в Александрии, — сын Гермия и ученик Прокла Аммоний; между 475 и 485 гг. его слушал Дамаскии.

Дамаский возглавляет Академию, вероятно, около 515 г. Эдикт Юстиниана о закрытии языческих школ воспоследовал, как было сказано, в 529 г. Но философию продолжают преподавать, а тексты Платона и Аристотеля комментировать в традиционном духе еще достаточно долгое время. После 530 г. читает лекции и пишет свои комментарии Симпликий — возможно, в Харране (в Месопотамии, недалеко от Эдессы). В 564 г. написан один из комментариев преподававшего в Александрии Олимпиодора; в конце VI — начале VII вв. преподают Элиас и Давид. Вероятно, последний схоларх александрийской школы — Стефан Византийский. После восшествия на трон императора Ираклия в 610 г. Стефан Византийский перебирается в Константинополь, где преподает философию Платона, и Аристотеля, квадривиум, алхимию и астрологию. Но здесь — как у Кассиодора и Боэтия на Западе — мы скорее видим уже, как античная философская школа обосновывается в средние века.

Литература:
Шичалин Ю.А. Источниковедческие и общекультурные барьеры./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.19-24

Наши рекомендации