Четыре способа вхождения в состояние концентрации

Кроме того, существуют четыре способа вхождения в состо­яние концентрации. Они очень важны, потому что нужно знать, на какой стадии и каким образом входить в состоя­ние сосредоточения.

Первый способ называется «вхождение с усилием». На пер­вой и второй стадиях вам приходится входить в состояние меди­тации с усилием, приходится себя подталкивать. Не следует слишком расслабляться. Второй способ — «вхождение с преры­ванием» — применяется на третьей — седьмой стадиях. Преры­вающими медитацию факторами на этих этапах служат умствен­ные блуждание и притуплённость. Третий способ называется «вхождение без прерывания». Он становится возможным на восьмой стадии. Четвёртый способ называется «спонтанное вхождение» и относится к девятой стадии.

Итак, первый способ вступления в медитацию — вхождение с усилием. На первых двух стадиях следует входить в состояние медитации с некоторым усилием. В середине пути к шаматхе ваше сосредоточение будет прерываться, поэтому необходимо применять противоядие. В конце, нужно вступать в состояние медитации в расслабленном состоянии ума. Среди этих четы­рёх способов два имеют наибольшее значение. В самом начале вы применяете усилие для вступления в состояние медитации; в конце, когда достигаете девятой стадии, вы входите в медита­цию расслабленно. Эти два способа очень важны. Если люди не знают, как входить в состояние медитации, и в самом начале пытаются сделать это в расслабленном состоянии ума, они совершают ошибку и ничего не добиваются. Из-за того, что в России не было подобных наставлений, некоторые люди в самом начале медитации пытались парить в небе, подобно орлам. Нахо­дясь на земле, они распускали свои «крылья» и расслаблялись. Это очень глупые полёты!

Четыре способа вхождения в медитацию придуманы не мной, они позаимствованы из «Абхисамаяаланкары», первоисточника, записанного со слов Будды Майтреи. Пока что ваш ум не находится даже на первой стадии. Поэтому возьмите в качестве примера орла: когда он взлетает с земли, ему нужно взмахивать крыльями, чтобы подняться в небо. Так и вам вначале нужно приложить усилия. Когда орёл уже поднимется в небо, ему нет нужды махать крыльями. Поэтому в конце необходимо вспомнить о четвёртом методе вступления в медитацию. После чего вы, находясь в полностью расслабленном состоянии ума, входите в состояние сосредоточения спонтанно.

Итак, если вы уже на первой и второй стадиях шаматхи попытаетесь пребывать в свободном полёте, в расслабленно­сти, то уподобитесь орлу, который широко расправил крылья и «парит», сидя на земле. Поймите, что на первой и второй стадиях приступают к медитации с сильной внимательностью, с сильной бдительностью и с сильной решимостью, то есть ни о какой рас­слабленности, ни о какой спонтанности тут речи быть не может. Миларепа, когда только начал развивать шаматху, ставил себе на голову масляный светильник. Он был нужен, чтобы не рас­слабляться, чтобы поддерживать в себе бдительность; стоило Миларепе чуть-чуть наклонить голову вперёд, как светильник слетел бы.

В практике шаматхи длительность медитации не столь важна, самое главное здесь — качество. Даже если вы медитируете крат­кое время, но делаете это с ясным и острым умом, с хорошей вни­мательностью и бдительностью, прогресса достигнете быстро. А если вы долго сидите в позе медитации, но в это время пребы­ваете в полусонном состоянии, наполовину медитируете, напо­ловину спите, клюёте носом, плюс какая-то часть ума блуждает взад-вперёд и думает об объектах желаний, то вы можете меди­тировать хоть десять лет, и никакого прогресса у вас не будет.

Второй способ вступления в медитацию — вхождение с пре­рыванием — применяется с третьей стадии по седьмую включительно. Но при этом на этих стадиях остаётся актуальным и первый способ, то есть вступление в медитацию должно проис­ходить с применением усилия, хоть и не столь большого, как на первых двух стадиях, но всё-таки по-прежнему необходимого. Медитация с перерывами не упоминается на первой и второй стадиях, потому что на них длительность сохранения концентра­ции, пребывания в медитации ещё слишком мала.

Но, когда вы медитируете в течение длительного времени, тог­да можете сказать: «А теперь я прервусь на некоторое время и отдохну». Когда же вы способны сохранять концентрацию все­го одну или две минуты, а всё остальное время ваш ум блуждает, то о каких перерывах в медитации можно говорить? Итак, с тре­тьей по седьмую стадии наша медитация называется медитацией с прерыванием, потому что она продолжается, хотя в ней всё вре­мя возникают перерывы.

Третий способ вступления в медитацию — вхождение без прерывания. Здесь имеется в виду, что на восьмой стадии необходим некоторый энтузиазм, небольшое усилие, чтобы при­ступить к медитации. И этого небольшого энтузиазма в начале медитации уже достаточно, вам больше не требуется применять противоядия. Вам необходим только этот небольшой порыв вна­чале, небольшой энтузиазм, а затем можно расслабиться.

И последний способ вступления в медитацию — спонтанное вхождение — применяется уже на девятой стадии, когда отпада­ет необходимость в противоядиях. На девятой стадии вы должны быть спонтанны, естественны, как орёл, который парит высоко в небе. Подобная медитация приведёт вас к реализации шаматхи.

Наши рекомендации