Благоприятное место: пять характеристик
Итак, самое первое из основных положений — это благоприятное место для развития шаматхи. Оно имеет пять характеристик. Первая характеристика: в этом месте должны быть легкодоступны пища и вода. Об этом говорится в «Украшении сутр».
Доступность пищи и воды
Наше тело нуждается в пище, поэтому на начальных этапах практики не надо уподобляться Миларепе и отправляться в те места, где вообще нет никакой пищи. Вы не сможете пробыть там долгое время и уже через неделю вернётесь, потому что у вас не получится выжить в таком месте. Единственное, чего вы достигните, — это разочарование, неверие в возможность развития шаматхи. Чтобы избежать этого, старайтесь быть очень практичными. Вот почему Будда и лама Цонкапа говорили, что наипервейшим условием, определяющим, что данное место благоприятно для практики, должна быть доступность пищи.
Если вы будете усердно заниматься практикой, и у вас будут все необходимые для развития шаматхи условия, вы сможете достичь результата либо за шесть месяцев, либо за год. Я думаю, что для вас реальнее сделать это за год. Поэтому рядом обязательно должен быть кто-то, кто будет снабжать вас пищей в течение года, пока вы находитесь в затворничестве. Не надо удаляться в необитаемое место и думать, что раз вы занимаетесь практикой, то будды и божества ниспошлют вам пищу. Не надо делать подношение сергим защитникам Дхармы и просить: «Пожалуйста, принесите мне что-нибудь на обед!» Если будете обманывать себя такими надеждами, то, когда они вам ничего не принесут, вы начнёте сердиться: «Они мне не помогают!» И получится, что вы медитируете не на шаматху, а на еду. Вашей главной мыслью будет: «Когда же у меня будет еда?!» Поэтому и говорится, что, не выполнив даже одного маленького условия, вы не сможете развить шаматху. Вначале не надо вести себя, как йогин, ведите себя в соответствии со своим уровнем, то есть естественно. Уже потом, на высоких уровнях, когда действительно будете йогином, вы сможете обходиться без пищи сколь угодно долго. Вот тогда и ведите себя, как йогин, а пока ведите себя как обычный человек.
Благословенное место
Второе важное требование: место должно нести на себе благословение великих мастеров прошлых времен. Это нужно для того, чтобы поблизости не было вредных, опасных духов, которые могли бы препятствовать вашей медитации. Не надо быть слишком самоуверенными в этом плане, не говорите: «Я могу заниматься шаматхой где угодно. В любом тихом месте я могу развивать шаматху!» Не говорите: «У меня есть посвящение Ямантаки, я неуязвим для злых духов».
Это не так. Если вы попадёте в место, где много вредоносных духов, то вначале сможете концентрироваться, но по мере того, как будете ослабевать, станете всё более уязвимыми для их воздействия. У вас будет возникать очень много препятствий, концентрация ослабеет, и вы не сможете заниматься там практикой. Поэтому так важно развивать шаматху в том месте, которое является святым, то есть несёт в себе благословение великих йогинов прошлого. Место, в котором медитировал ваш Духовный Наставник, — также благословенное. В таких местах злые духи превращаются в помощников в практике.
Есть два преимущества от второго условия. Первое заключается в том, что у вас будет меньше препятствий. Иначе вы немедленно будете атакованы вредоносными духами, которых в нашем мире очень много. Когда они видят, что человек пытается развить хорошие качества, начинают вмешиваться. Люди, отправлявшиеся в неблагословенные места, часто сходили с ума.
Второе преимущество места, благословлённого учителями, заключается в том, что появляются белые сабдаки[53], помогающие медитирующему. Мастера прошлого или ваш Духовный Наставник делали подношения духам местности, которые становились белыми сабдаками. Белые сабдаки — духи, которые дали обещание мастерам помогать и защищать в Дхарме. Например, духи будут вам помогать, если вы будете засыпать во время медитации. Буддийский наставник может попросить духов местности проследить за своими учениками. Если вы будете вести себя неправильно, то они немедленно вас накажут.
Если будете медитировать в том месте, которое не несёт благословения великих мастеров прошлого, вам будет трудно достичь реализации, чего-то вам будет недоставать. В вашем уме будет отсутствовать вдохновение. У вас будет чувство дискомфорта. Но, если вы будете медитировать в том месте, где ранее медитировали великие мастера, например в одной из многих пещер в Тибете, то ваши переживания будут совершенно другими. Мой друг, итальянский монах, несколько месяцев провёл в Тибете по туристической визе. Два из них он медитировал в одной пещере и сказал, что это гораздо лучше, чем медитировать целый год на Западе. Само место очень вдохновляет, там постоянно поддерживается возвышенное состояние ума. Также в благословенном месте гораздо легче достичь концентрации, ибо там нет никаких отвлечений.
Тибет — это место, специально предназначенное для медитации. В будущем, когда Тибет снова обретёт независимость и будет открыт для всех, вы можете с такой целью поехать туда. Правильно говорят, что Тибет — крыша мира, и экология там очень чистая. Там вы обретёте реализации гораздо быстрее, потому что это место благословлено. В каждом уголке мира, в каждом месте есть свой дух, свой охранитель или хозяин, властвующий над этой местностью. Эти духи невидимы, но, если они не буддийские духи, если не поддерживают практиков медитации, они могут причинить вам вред.
Безопасное место
Третье качество, третья характеристика благоприятного места: это место, где нет опасности для вашего тела, для вашего физического благополучия. Под этим подразумевается, что там не должно быть никакой опасности наводнений, землетрясений, диких зверей, — ничего того, что могло бы представлять угрозу для вашей жизни и здоровья. Но не стоит беспокоиться из-за комаров — они не представляют опасности для вас.