Общее представление о медитации
Чтобы укротить свой ум, сделать его здоровым, важно не только получать учение по философии, но и медитировать. Медитация — очень важный инструмент, который применяли для укрощения ума мастера прошлого. Только лишь получая учение и обдумывая его, вы, безусловно, обретёте некоторый результат, хотя он будет не слишком большим.
Но без должных знаний лучше вообще не приступать к этому занятию. Не имея представления, где в машине находится педаль газа или тормоз, лучше вовсе не садиться за руль. Вождение машины будет опасно. А если вы не знаете дорожных знаков, проблемы возникнут не только у вас, но и у многих других людей. Вождение автомобиля — это очень просто. Но даже для этого важно выучить теорию, изучить дорожные знаки, узнать, как отремонтировать машину в случае аварии. И только когда все эти причины собраны, можно претворять знания в практику — садиться за руль и давить на газ. Зачем нужны все эти сложные приготовления? Чтобы предотвратить множество проблем.
Буддийская медитация — не какое-то духовное приключение. Это техника, с помощью которой вы можете укротить свой ум. Медитация — это работа по устранению ошибок в уме, а не просто сидение в строгой позе или контакт с иными вселенными. Когда ум начинает «летать» — это очень опасно. Занимайтесь подлинными медитациями, которые в прошлом практиковали великие мастера Индии, Тибета; лишь тогда вы обретёте их реализации. А если вы будете выполнять странные медитации, которыми не занимались йогины прошлого, вы достигнете реализаций, которых они не достигали, и это весьма опасно. У вас расширятся глаза, вы не сможете общаться с людьми — это признаки того, что ум стал совсем ненормальным. «Телевизор» вашего ума будет показывать каналы, которые другие люди видеть не могут. Это называется шизофренией.
Прежде, чем приступить к медитации, надо узнать, что такое медитация и как правильно медитировать. Если вы этого не знаете, не стоит даже начинать. Люди ведут себя довольно странно: когда они не знают, что такое медитация и как медитировать, они очень хотят медитировать. А затем, когда постепенно узнают обо всём этом, у них пропадает желание. У вас должна быть обратная реакция. Если вы не знаете, что такое медитация и как правильно медитировать, у вас не должно быть и желания медитировать. А когда вы соберёте достаточно знаний, тогда должно возникнуть желание этим заниматься.
В прошлые времена в Тибете духовные наставники не разрешали своим ученикам сразу приступать к медитации. Сначала ученики долго изучали философию, потом получали полную систему знаний о медитации, только после этого им говорили: «Сейчас пришло время медитировать». Если вы без подготовки приступите к медитации, то ваша голова, которая и без того не в порядке, станет работать ещё хуже.
По-тибетски медитация называется «гом», что означает «привыкание». Речь идёт о привыкании к позитивному образу мышления. Мы тоже занимаемся этим, но чаще всего мы привыкаем к негативному образу мышления. Это можно назвать негативной медитацией. Для неё нам вовсе не требуется сидеть в строгой позе. Наш ум знаком с негативным образом мышления, поэтому он нездоров. Основную часть времени мы мыслим негативно: относимся к людям враждебно или с недоверием, думаем, что нас никто не любит. Но то, какими являются окружающие, — отражение наших собственных действий. Поэтому важно, чтобы наш ум привык к позитивному образу мышления. Это тоже является медитацией.
В настоящий момент мы не можем постоянно быть добрыми, если не владеем медитацией. Все эти вещи на первый взгляд кажутся простыми, но, изучая их более подробно, вы обнаружите, что на практике осуществить это вовсе не просто. В нашем мире сохранилась высокая мудрость — знание о том, как сделать наш ум полностью здоровым, излечив его от болезни омрачений, и как развить весь благой потенциал ума, любовь, сострадание.
Представьте такую ситуацию. Вы смотрите телевизор, а кто-то заходит и говорит: «Твоя подруга сказала о тебе то-то и то-то». У вас начинается «медитация». Вы уже не видите телевизор. Вы однонаправленно сосредоточены: «Три месяца назад она сказала то-то, а до этого говорила так-то. Что же я плохого ей сделал? Я ведь делал ей так много хорошего! Она неблагодарный человек! Может быть, в будущем она сделает мне ещё хуже?» Ваша аналитическая «медитация» прошла удачно, если ваше лицо стало красным, а от головы пошёл пар. Это проявилась своеобразная «реализация». Пусть даже в это время по квартире бегают дети, вы их не замечаете. Когда же занимаетесь позитивной медитацией, вы постоянно жалуетесь: «Геше-ла, меня отвлекают дети, соседи». Но это лишь оправдание. Ведь во время негативной медитации вас ничего вокруг не беспокоит. А это значит, что умение медитировать у вас есть, но вы используете его для негативных помыслов.
Ваше отношение должно измениться. Если вам дают много негативного материала, объясняют ситуацию со всех сторон, скажите, что это вас не интересует. А если получите небольшой позитивный материал, сразу говорите: «О, это великолепно!» Всесторонне обдумывая такую ситуацию, вы сделаете свой ум здоровым. К примеру, вы можете, всесторонне обдумывая, вспоминать доброту своих родителей. Вспоминайте всё хорошее, что сделали для вас друзья. В самом начале старайтесь размышлять о том, что ваш ум способен понять.
У нашего нездорового ума есть привычка хорошо запоминать плохое, а всё хорошее быстро забывать. Нам нужно изменить этот механизм, научиться забывать мелочи и ошибки. Христиане это называют прощением. Самое простое в прощении — понимать, что живые существа допускают ошибки из-за неведения. Просто перестаньте помнить эти ошибки. Этот яд отравляет вас всё больше и больше, затем происходит взрыв, после которого возникают всевозможные умственные проблемы, затруднения в семье — да что угодно!
Я знаю, что у вас есть представление об этом, но сейчас объясняю для того, чтобы у вас возникла стопроцентная убеждённость. Если вы десятки лет держите зло на кого-то, то кроме негативной кармы ничего себе не зарабатываете. Если вы потеряли ногу из-за кого-то, то убивать этого человека нет смысла. Нога от этого не вырастет. Незачем к физической боли добавлять ментальную боль. Это несложно понять, но вы забываете об этом, когда попадаете в такую ситуацию. А всё потому, что занимаетесь негативной медитацией. Если вас кто-то ударит, вы реагируете на это так же, как и раньше. Это и есть результат привычки помнить плохое. Вот почему так важно помнить всё доброе и забывать весь вред, который причинили вам другие. Напоминайте себе об этом снова и снова.
Вы привыкли копаться в своих прошлых несчастьях и тем самым доводить себя до депрессии: «У меня нет этого и того. Как жить дальше?» Необходимо остановить эту негативную медитацию. Без этого заняться позитивной медитацией будет очень сложно. Первая основная практика — не позволять своему уму думать неправильно.
Можно привести такой пример: на вашей руке рана, она чешется. Почесав её, можно на время успокоить зуд, но потом рана увеличится и станет болеть сильнее. Если же перетерпеть этот зуд, рана вскоре заживёт и перестанет чесаться. Поначалу ваши негативные мысли подобны зуду. Потом становятся похожими на привычку к курению или наркотикам. Когда человек пытается бросить курить, его тянет к сигарете даже при запахе дыма. Но он говорит себе: «Нет, не надо, не хочу!» Такой же должна быть ваша практика: любую пришедшую в голову негативную мысль надо пресекать.
Предупредите своих друзей: «Не надо мне рассказывать, кто о ком злословит. Мне надоело это слушать». У вас ведь всё происходит наоборот — стремитесь узнать все сплетни, которые о вас ходят. Ужиная, к примеру, вы вдруг задумываетесь: «А что обо мне говорят там-то?» И, хватаясь за телефон, звоните подруге, спрашиваете, какие слухи о вас ходят. У вас немедленно начинается медитация на гнев: вы припоминаете, как о вас сплетничали до этого. Вы становитесь несчастным, и даже еда перестаёт радовать. Всем вокруг тоже становится неприятно: когда исчезает внутренний покой, это нарушает и внешнюю гармонию. Друзья больше не могут оставаться в вашем доме, они уходят. В семье иногда доходит даже до битья тарелок. Это результат нездорового образа мыслей.
Я сейчас не говорю о глубокой буддийской философии, пустоте, заботе о других больше, чем о себе. Для начала необходим просто здоровый образ мыслей. Здоровое мышление подобно нектару: если хотя бы одна такая мысль придёт в голову, ваш ум сразу поменяется. И это отразится даже на внешнем виде: вы будете выглядеть счастливым. Если вы едите с таким настроем ума, вы даже начинаете тоньше чувствовать вкус. При нездоровом же мышлении ваше тело настолько «закрыто», что толком не способно ничего ощущать.
Аналитическая медитация
Как мы помним, различают два вида медитации: аналитическая медитация и однонаправленное сосредоточение. Первая не требует строгой позы — ваш повседневный образ мышления также может стать аналитической медитацией. Цель аналитической медитации — обучить свой ум позитивному образу мышления. Если свой нынешний нездоровый образ мыслей вы замените здоровым, это и будет называться аналитической медитацией. Она позволит вам обдумывать любую ситуацию со здравых позиций. Например, вы можете практиковать это и во время просмотра телепередач, и за трапезой: «Мне сегодня повезло вкусно поесть. Но многим людям в нашем мире не хватает еды. Пусть все живые существа получат такую вкусную еду. Пусть никто не страдает от голода!»
Посвящайте своё счастье всем существам, от этого оно будет только возрастать. Каждый раз, когда вы счастливы, делайте посвящение: «Пусть все живые существа будут так же счастливы, как я». Получая драгоценное учение, каждое слово которого открывает ваши глаза, осознавайте, что такое событие в жизни — большая редкость: «Пусть все обретут такой же чудесный шанс, какой выпал сегодня мне. У многих людей в мире отсутствует мудрость. Пусть все обретут океан мудрости!»
В мире нет существ, плохих по природе. Но все существа в сансаре страдают от неведения. Из-за отсутствия мудрости они злятся. А мы, видя их внешние омрачённые проявления, считаем их порочными. Но по природе они добры, их ум чист. Люди с тяжёлым характером обладают больным умом. Но ведь больной туберкулёзом кашляет не потому, что хочет вам досадить, а потому, что страдает, у него нет выбора. Злая речь также подобна кашлю. Вам должно быть жаль раздражённого человека. Он болен гневом и сам усугубляет свою ситуацию. Если думать так, у вас не возникнет гнева по отношению к людям. Их слова влетят в одно ухо, вылетят из другого — и вам не будет больно. Вы посмотрите на человека с жалостью, сочтя его ненормальным.
Вам бывает больно только потому, что вы принимаете слова других людей близко к сердцу. «Он мне такое сказал! Я раньше ему помогал, а он вот как со мной обошёлся!» Не стоит так реагировать — от этого и вы становитесь ненормальным. А когда встречаются двое ненормальных, это опасно. Когда жена злится, муж тоже становится ненормальным; эти двое ненормальных могут разрушить весь дом. Они бьют посуду, а утром удивляются: «Зачем мы это сделали?»
В вашей семье достаточно одного ненормального, не становитесь такими оба. Когда другие реагируют на вас гневно, развивайте к ним сострадание — это очень важно для вас. В этот момент вам необходима аналитическая медитация, то есть здоровое мышление. Когда вас ругают, вспомните об этом и попытайтесь понять, почему разгневанные люди так поступают. Вы придёте к выводу, что они больны и достойны сострадания. «Как я могу им помочь?» — станете думать вы. Когда у вас появляется жалость, их злые слова влетают в одно ухо и вылетают из другого, не причиняя вам боли. Даже если вам скажут, что вы толстый и некрасивый, эти слова пролетят мимо.
Но как только у вас появляются неправильные мысли, вам сразу становится больно. Омрачённые мысли создают рану в вашем сердце, из-за которой даже маленькое слово причиняет боль. Постарайтесь в такие моменты пресечь поток негативных мыслей. Сострадательные мысли не позволят проявиться гневу. Вы будете думать лишь о том, как помочь тому, кто разгневался. Ведите себя в соответствии с ситуацией. Иногда нужно быть строгим, но без гнева, а иногда лучше говорить мягко. Я не буду приводить конкретные примеры — решайте сами, в какой ситуации как себя вести. Но в любом случае внутри вы должны оставаться добрыми.
Что может подарить вам счастье? Во внешнем мире — ничего. Да, если вам холодно, тёплая одежда согреет вас. Да, если вы голодны, то пища может наполнить ваш желудок и сделать ваше тело более здоровым, но не больше. Настоящее же счастье вы обретаете, когда ваш ум освобождается от омрачений. Источник вашего счастья — здоровый образ мышления. А чтобы его обрести, нужно иметь много материала для позитивного образа мышления. Для этого очень важно изучение философии и получение духовных знаний.
Каков нездоровый подход к драгоценной человеческой жизни? Вы принимаете это тело, вашу жизнь, как нечто обыденное. Какая-нибудь дорогая одежда, которую вы носите, воспринимается вами как нечто особенное. А в самой вашей жизни как будто ничего особенного нет. Чтобы сохранить эту одежду, вы готовы пожертвовать своей жизнью или убить того, кто захочет отнять еёу вас. Здоровое мышление — это когда вы понимаете, что ваша драгоценная человеческая жизнь обладает восемнадцатью характеристиками, которые не имеет большинство людей, а также обитателей других миров сансары. Вы осознаёте, какая драгоценность у вас есть, понимаете её значимость и редкость.
Таким образом, в Ламриме существует подробное объяснениетого, что является здоровым образом мышления, а что нездоровым. Если вы развиваете здоровый подход, описанный в Ламриме, ваш ум становится очень счастливым. И это счастье будет прочным.
Чем больше у вас накопится материала, тем более эффективной станет ваша медитация. Почему в настоящий момент негативная аналитическая медитация у вас проходит очень успешно, а позитивная получается гораздо хуже? Существует множество причин, одна из которых заключается в том, что вы привыкали к негативной медитации долго, с безначальных времён. Вторая причина состоит в том, что у вас собран богатый материал для негативного образа мышления. Третья причина: у вас нет терпения. Из-за отсутствия терпения омрачённые эмоции возникают очень быстро.
Чтобы эффективно выполнять позитивную аналитическую медитацию, с этого момента начните привыкать к позитивному образу мышления. Это первая практика. Второе: собирайте больше материала для позитивного образа мышления. Третье: развивайте терпение. Тогда вы будете меняться день ото дня.
Итак, существует формальная и неформальная аналитическая медитация. Первая подробно объясняется в учении Ламрим. Если вы занимаетесь такой формальной аналитической медитацией, через какое-то время неформальная медитация будет получаться у вас спонтанно.