Эразм Роттердамский(1469-1536).

Сыграл ведущую роль в развитии Северного Возрождения. Эразма называют «христианским гуманистом». Главное в его творчестве – выявление морального содержания христианства, возрождение подлинного духа и простоты первых веков христианства. Он сближал античные и христианские морально-философские идеалы - Сократ был практически приравнен им к Христу. Эразм был противником философии как схоластической системы. Считал, что философия – это скорее философствование, рассуждение, практическая мудрость. Свое учение чаще всего называл «философией Христа». Считал, что не надо усложнять истину Евангелия, подобно тому, как это делают схоласты, и проповедовал возврат к раннему христианству. Блистательный сатирический памфлет «Похвала глупости» снискал ему в наши дни имя Вольтера XVI в. Главная цель, которую он здесь ставил – критика схоластического мудрствования. Глупость - это антитеза схоластической мудрости. Глупость имеет бесконечное число проявлений – от самых низких ее форм, которые осуждаются Эразмом, до христианской простоты. Это скорее не глупость, а безумие. Такие люди кажутся безумными окружающим: не обращают внимание на обиды, позволяют себя обманывать и т. д. Такое безумие он восхваляет.

Большое внимание уделял теме морального совершенствования человека. Этой проблеме посвящено его произведение «Оружие христианского воина». Все внутренние разлады и проблемы, с точки зрения Эразма идут от несоответствия между божественной душой и бренным телом. От телесных желаний невозможно избавиться, но с помощью разума можно и должно держать их в соответствующих рамках.

Заслуга Эразма также состоит в том, что он осуществил новый латинский перевод Нового Завета и ратовал за перевод Священного писания на народные языки, тем самым подготавливая идейную почву для приближающейся реформации.

Томас Мор (1478-1535)

Был другом и последователем Эразма. Бессмертную славу принесла Мору его «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Дословно в переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». Хотя уже Платон говорил об «утопическом государстве», термин этот был введен именно Мором. В идеальной стране, которую он описывал, отсутствовала частная собственность, разделяющая людей; все граждане были равны между собой; работали не весь день, оставляя время для развлечений; вели здоровый образ жизни; были миролюбивы и религиозны, но при этом отличались религиозной терпимостью. «Утопия» Томаса Мора была не социальной программой, а скорее мечтой, но ее ценность состояла в том, что она, во-первых, указывала на социальные недостатки – в форме намеков автор впервые дал развернутую критику существующего строя; во-вторых, определяла те принципы, которым надо следовать, чтобы избавить общество от недостатков.

В учении Мора проявился оптимизм, свойственный Гуманизму, вера в то, что люди, следуя разуму, могут избежать зла и создать идеальное общество.

6. Реформация как один из путей западноевропейского возрождения.

Реформация –это движение, направленное против католицизма, и имеющее целью исправление христианства, его возвращение к первоначальным идеалам.

Признанными лидерами реформации были Мартин Лютер (в Германии), Жан Кальвин (в Швейцарии). Началом Реформации считается 1517 г., когда М. Лютер прибил к воротам церкви 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями - отпущениями грехов, которые практиковала католическая церковь. Реформаторы считали, что в течение средних веков в католицизме появилось много бесполезного и даже вредного. Перевес оказался на внешних формах почитания Бога. По мнению сторонников Реформации необходимо было вернуть христианству ощущение живой личной веры, характерное для раннего христианства. Надо отметить, что в отличие от Гуманизма, который был элитарным явлением, и его влияние распространялось в основном на ученых-интеллектуалов, Реформация была движением всенародным и всколыхнула все слои населения. На протяжении нескольких десятилетий в Европе шли религиозные войны между католиками и сторонниками Реформации - протестантами.

В результате Реформации возникла третья христианская конфессия – протестантизм.

Особенности протестантизма.

1) Протестантизм признает только Священное Писание (Библию), все созданное людьми (Священное Предание - учение отцов Церкви) является истинным только в той мере, в которой соответствует Писанию. Отсюда вытекает возможность критики и изменения основных христианских догматов.

2) Каждый человек имеет право по-своему понимать Священное Писание.

3) Спасение достигается не с помощью молитв, обрядов, не посредством Церкви, а только личной верой в Бога.

4) Между Богом и людьми не может быть никаких посредников. Посредническая роль Церкви отрицается. Нет веры в святых и богородицу.

5) Поскольку каждый имеет право толковать Библию по своему, протестантизм оказывается расколотым на множество течений и сект.

6) Богослужение упрощено, храмы в большинстве случаев лишены каких бы то ни было изображений. Вера, чисто духовное общение человека с Богом противопоставляется внешним формам религии.

Реформация, в результате которой возник протестантизм, означала обновление, возрождение религиозной жизни, и повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Причем главная роль здесь, также как и в Гуманизме отводилась личности, личной связи человека с Богом. Спасение представлялось зависящим именно от внутренних усилий личности, а не от исполнения обрядов. В связи с этим Реформацию и Гуманизм можно рассматривать как два пути западноевропейского возрождения. При этом нельзя забывать, что Реформация содержала и много противоположного Гуманизму. По сути дела она была протестом не только против католической церкви, но и против вольнодумства гуманистов. Реформаторы были солидарны с гуманистическим признанием индивидуального человеческого «я», но категорически отвергали родовое возвышение человека и его обожествление. Признавалось, что человеческая деятельность, человеческий опыт очень важны, но все равно это лишь опыт существа, способности которого принципиально ограничены, несравнимы со способностями Бога. Возражая гуманистам, Реформация подчеркивала, что Бог трансцендентен по отношению к миру и несоразмерен конечному греховному человеку.

Утверждавшееся новое мировоззрение породило контрреформацию – идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. В 1542 г. папа Павел III благословил святую службу – суд инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Усилению католической реакции особенно способствовал Тридентский собор (1545-1563), на котором были преданы анафеме учения протестантов, введена церковная цензура, ужесточены церковные правила. В целях борьбы против распространяющегося протестантизма в 1540 г. Игнатием Лойолой был создан орден иезуитов. Гонениям стали подвергаться не только выдающиеся мыслители возрождения (Д. Бруно, Т. Компанелла), но и многие простые люди – в Европе развернулась охота на ведьм.

Такова эпоха возрождения, прославившаяся своими культурными достижениями, и в то же время полная суеверий; эпоха свободомыслия и в то же время эпоха реакции, гонений, насилия над личностью.

7. Влияние философии Возрождения на развитие медицинских знаний.

В эту эпоху культура и наука постепенно приобретают светский характер. Рассматривая взаимосвязь философии Возрождения с медицинскими знаниями, целесообразно обратиться к характеристике основных направлений научной мысли данного периода; борьбе со схоластикой; утверждению опытного метода в науке. Идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanus — человеческий). В центре мировоззрения гуманистов был человек.

В широком кругу разнообразных интересов и знаний выдающихся людей эпохи Возрождения медицина занимала почетное место. Крупные деятели этой эпохи интересовались медициной. Врачи, в свою очередь, обладали самыми разнообразными знаниями.

Внимание к человеку, превращение его в основной объект научного интереса породило живой интерес к строению человеческого тела. Следует отметить, что бурное развитие анатомии и физиологии в XVI-XVII вв. (А.Везалий, У.Гарвей и др.) происходило именно как следствие возросшего интереса к человеку (а не из потребностей медицинской практики). Недаром столь серьезно занимались анатомическими исследованиями крупнейшие представители изобразительного искусства: Л. да Винчи (1452-1519), М.Буо­нарроти (1475-1564), Р.Санти (1483-1520) и др. Развитие анатомо-физиоло­гических знаний происходило в противостоянии с галенизмом, ставшим важнейшим компонентом схоластики в медицине. Так, А.Везалий (1514-1564) вскрыл более 200 ошибок в галеновской анатомии, М.Сервет (1509-1553) и У.Гарвей (1578-1657) правильно описали кровообращение. Их открытия подверглись жесткой критике со стороны консервативной университетской профессуры, прежде всего медицинского факультета Парижского университета.

Огромную роль в познании человеческого тела и окружающего мира сыграл микроскоп, изобретенный в 1595 г. З.Янсеном, благодаря которому появилась новая ученая специальность – «микроскопист». Микроскопистами XVII в. были сделаны многие фундаментальные открытия в биологии и медицине: клетка (Р.Гук, 1635-1703), простейшие, бактерии, сперматозоиды, эритроциты (А. ван Левенгук, 1632-1723), микроскопическое строение кожи и внутренних органов человека, а также животных и растений (М.Мальпиги, 1628-1694).

Развитие теоретической медицины было в этот период тесно связано с идеологической борьбой. Так, в 1553 г. испанский философ-богослов и врач М.Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения именно в своей богословской книге «Восстановление христианства», многие положения которой входили в противоречие с догматами церкви. При этом для подтверждения своих философских воззрений Cepвет использовал современные ему достижения естествознания. Книга была объявлена еретической, а ее автор был отправлен Ж.Кальвином на костер вместе со своей книгой. А.Везалий был обвинен в ереси (так как утверждал, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер). Позднее он за свои исследования был по инициативе католической церкви осужден на смерть; впоследствии этот приговор был заменен паломничеством в Иерусалим, ко гробу Господню. На обратном пути в результате кораблекрушения Везалий погиб.

Так как гуморальная теория Гиппократа перестала удовлетворять врачей, появились попытки объяснить работу живого организма с позиций физики (механики) и химии (алхимии) – ятрофизика (ятромеханика) и ятрохимия. С позиций ятромеханики, организм подобен машине (сердце – насос, конечности – рычаги, теплота – за счет трения и т.п.), а все жизненные процессы можно объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения этого учения четко изложены в сочинениях итальянских физиологов Дж.А.Борелли (1608-1679) «О движении животных» и С.Санторио (1561-1636) «О статической медицине».

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), который во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три основные задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии.

Современник Бэкона, французский ученый Р.Декарт (1596-1650) был не только выдающимся философом и математиком, но также выполнил ряд физиологических исследований. Так, он в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт изучал также физиологическую оптику.

Ятрохимики, в свою очередь, считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Наиболее выдающийся ятрохимик Т. фон Гогенгейм, более известный как Парацельс (1493-1541) считал весь мир химической лабораторией, управляемой Великим алхимиком, т.е. Богом. Организм – микрокосм – устроен так же, все жизненные процессы носят химический характер, а управляет ими архей (душа) с подчиненными ему силами (энсами). Основа здоровья – правильное соотношение в организме трех начал: серы, соли и ртути. Большое значение имела борьба Парацельса за освобождение медицины от галенизма, схоластики, за утверждение опытного метода в познании и медицинском образовании.

Важным событием в медицинской науке стала первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Дж. Фракасторо (1478-1553) – итальянским врачом, физиком, астрономом и поэтом. Он сформулировал учение о «контагии» – живом размножающемся специфичном заразном начале, передающимся от больного организма к здоровому; по Фракасторо, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Он также впервые выделил в особую группу заразные болезни.

Противоречивый характер носили взгляды врача, изобретателя и философа Дж.Кардано (1501-1576), находившегося под влиянием Эмпедокла с его учением о любви и вражде и Николая Кузанского: он признавал существование вечной одушевленной первоматерии, сочетал идею развития сложных организмов из простых с принципом креационизма, возможность сливаться с Богом в состоянии экстаза – с понятием о математике как единственном пути достижения истины.

Темы докладов и рефератов.

1. Возрождение как синтез античности и средневековья.

2. Гуманисты о человеке, его достоинствах, природе и назначении.

3. Человек и Бог в учении Николая Кузанского.

4. Соотношение политики и морали в философии Н.Макиавелли.

5. Особенности мировоззрения Леонардо да Винчи.

6. Ренессансный неоплатонизм: Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

7. Философский натурализм Джордано Бруно.

8. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения.

9. Особенности гуманистического движения в Северной Европе.

10. Гуманизм и Реформация: два пути западноевропейского возрождения.

11. Особенности теологии Мартина Лютера.

12.Специфика медицинского знания в эпоху Возрождения.

13. Борьба со схоластическим подходом в медицине Возрождения.

14. Развитие представлений о строении и функциях организма человека и их связь с религиозно-философскими проблемами XV-XVII вв.

Литература к занятию, докладам, рефератам.

Источники.

Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2.

Бруно Джордано. Избранное. Самара: Агни, 2000.

Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли. М., 1989.

Гарвей У. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных.–Л.,1948.
Данте А. Божественная комедия. М.: Художественная литература, 1977. Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве. М., 1994.

Коперник Н. О вращении небесных сфер. М., 1994.

Кузанский Н. Соч. в двух томах.–М.,1979–1980.

Макиавелли Н. Избран.соч.–М.,1982.

Монтень М. Опыты.–М.,1979.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Леонардо да Винчи. Суждения. М., 2005.

Лютер М. Избранные произведения. - СПб, 1997
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.).–М.,1985.

Эразм Роттердамский. Философские произведения.–М.,1986.

Исследования:

Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. ст. М., 1984.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.–М.,

1989.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М., 1979.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV века). М., 1983.

Брагина Л. М., История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. спец. –М.2001

Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории.–Волгоград,1988

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М.2009.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.–М.,1986.

Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание.–М., 1989.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.–М.,1978.

Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. М., 1979.

Осиновский И.Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978.

Перевезенцев С. В., Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М. 2001

Ревякина Н. В., Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново. 2000

Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры.–М.,1986. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978.

Типология и периодизация культуры Возрождения: Сб. ст. М., 1987.

Утопический роман XV-XVII вв. М.: Художественная литература, 1971.

Философия эпохи Возрождения и Реформации. Хрестоматия . СПб. 1996

Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.

Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

Приложение.

Наши рекомендации