Действительно ли мир таков, каким он нам кажется?

Обычно мы даже не задумываемся о том, что наше восприятие мира и сам мир как таковой могут между собой отличаться. Многие философы остерегают нас от предвзятости, пытаются в нас пробудить более гибкое, критическо-пытливое отношение к самому процессу познания мира, осмысления жизненного опыта, чтобы мы не принимали желаемое и удобное за действительное. Другие мыслители и вовсе утверждают, что познание мира таким, какой он есть, вне его производности, зависимости от особенностей нашего восприятия, невозможно.

С одной стороны, данные наук подтверждают, что такое сомнение, такой критический анализ познавательного процесса вполне обоснован. Например, человек видит, слышит, обоняет и осязает далеко не всё, что вокруг него находится. Наши органы чувств воспринимают ощущения лишь в определённом диапазоне волновых частот, а то, что выходит за его пределы, мы не воспринимаем. Мы видим все привычные нам цвета радуги, но не видим инфракрасного и ультрафиолетового излучения. В то же время определённые насекомые, например, муравьи, пчёлы, ночные бабочки видят ультрафиолетовое излучение, что некоторыми мыслителями выдвигается как аргумент в пользу того, что наша видимая картина мира неполна и не может претендовать на более точную, даже чем у насекомых. Однако насекомые не видят многих других цветов, их зрительное восприятие менее полное и чёткое, чем у человека. Они воспринимают только то, что важно для их выживания и жизнеобеспечения.

Точно также человек не воспринимает все звуковые волны, наш слух ориентирован на восприятие лишь определённого их диапазона. Человек сильно уступает животным в восприятии запахов (достаточно вспомнить собак-ищеек). Некоторые животные и птицы используются в предсказании повышения сейсмической активности или перемены погоды. Действительно, в этом отношении человеческое восприятие уступает животным, но можно ли поэтому говорить о том, что картина мира человека неадекватна?

Известно, что человек воспринимает внешний мир не как абсолютную его копию, а субъективно, в «очеловеченной» форме. Однако эта субъективность нашего внутреннего мира, нашего способа восприятия содержит в себе достаточную информацию об объективном мире. Хотя объективные свойства вещей и явлений в сознании преломляются через призму особенностей нашего восприятия и осмысления, тем не менее, информация о них не утрачивается, а содержится в нём в субъективной форме.

Неполнота восприятия человеческими органами чувств всей действительности и субъективность процесса её осмысления не является серьёзным недостатком для человека. Эволюция создала нас такими, что мы воспринимаем всё жизненно необходимое, наиболее важное для нас. И этого достаточно чтобы мы были способны достоверно судить о процессах, которые вокруг нас происходят. Ведь человек познаёт и такую свою ограниченность, а значит, благодаря разуму, он способен преодолевать её, находить те ниточки, которые подводили бы его к пониманию самой сути происходящего. Нам незачем знать как выглядит ультрафиолет, у нас нет необходимости чувствовать запахи каждого вещества, слышать волны космического масштаба, видеть электроны и кварки, – все эти упущения нашей природы восполняются разумом, способным благодаря тонкому, творческому анализу разрабатывать и совершенствовать научную методологию для обнаружения и познания всего того, что бы могло пригодиться в общечеловеческой практике.

В то же время тот факт, что мы не видим слишком малые объекты и не воспринимаем очень тонкого плана волны, вибрации и энергии, поднимает проблему экстрасенсорики как возможности существования людей, обладающих необычно развитой чувствительностью неизученной до конца природы. Хотя большинство учёных относятся к этому феномену предвзято негативно (и это неудивительно в силу распространённости шарлатанства), в то же время многие из демонстрируемых необычных способностей вполне могли быть объяснимы свойствами квантовой реальности как энерго-информационного поля (например, эффектом нелокальности, квантовой запутанности) и способностью через него считывать нужную информацию об объекте.

К другим философским проблемам, которые наиболее волнуют умы мыслителей с давних времён, относят такие вопросы как: В чём заключается сущность человека? Существует ли у него душа? В чём сущность любви, каковы её виды? Что есть добро, а что есть зло? Существует ли объективный критерий их различения? В чём заключается оптимальная формула справедливости? Каким должно быть наилучшее общественное и государственное устройство? Возможно ли в принципе создать совершенные условия для жизни общества? Существует ли какой-либо предел делению вещества на составляющие или не существует ничего неделимого, каждая частица бесконечно делима? Вечен ли наш мир? И если мир вечен, то что означает эта вечность, как её понимать? Быть может всё повторяется, когда-то уже было, т.е. мир развивается по неким циклам? В чём сущность жизни и как она зародилась? И многие другие.

Круг вопросов философской проблематики неисчерпаем. Чем более меняется и усложняется жизнь, чем больше в науке совершается открытий, тем больше возникает поводов для вдумчивого осмысления и дискуссий.

Вопросы и задания

1. В чём заключается научная формулировка основного вопроса философии?

2. Каковы три смысла понятия первичности?

3. Какие подходы возможны к решению вопроса о первичности материи или сознания?

4. Какие три основных монистических решения вопроса о первичности? В чём их суть?

5. Кто такие агностики и в чём их отличие от нигилистов?

6. К какому решению основного вопроса философии вы бы себя отнесли? Аргументируйте вашу позицию.

7. Как вы понимаете, в чём заключается случайность?

8. Как вы понимаете определение свободы как познанной необходимости?

9. В чём, как вы считаете, заключается смысл жизни? Аргументируйте свой ответ.

10. Какие философские проблемы вам наиболее интересны и почему?


Наши рекомендации