Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними.

Через рощу, журча по камням, пробегал ручей. Дети подбежали к ручью.

- Тебе уж точно нечего делать, - сказали ручью дети.

- Поиграй с нами!

- Как?! Мне нечего делать? - прожурчал сердито ручей. - Я пою водой людей и животных, я мою белье, верчу мельничное колесо, тушу пожары. Я работал днем и ночью.

Детям стало еще скучнее. Но тут мальчик увидел на зеленой ветке крошечную красивую птичку - малиновку. Малиновка спокойно сидела на ветке и насвистывала веселую песенку. - Послушай, веселая птичка! - крикнул мальчик малиновке. - Тебе-то уж точно кажется нечего делать. Поиг-рай же с нами.

- Как это мне нечего делать? - обиделась малиновка. - Я наловила много мошек, чтобы накормить своих милых птенчиков. Я так устала, что не могу поднять крылья. А теперь я убаюкиваю песенкой своих деток. А вы что делали сегодня, маленькие лентяи? В школу не пошли, бегаете по роще и мешаете другим дело делать.

Детям стало стыдно. Они побежали в школу и хотя опоздали, но учились хорошо, прилежно.

ХОД ЗАНЯТИЙ

З а н я т и е I

I. Организационная часть. Объяснение целей занятия. Вступительная беседа педагога с детьми проводится “по следам” ранее проведенных воспитателями тематических бесед “Скоро в школу” и “В нашем лесу” ( из цикла “Родная природа”).

II. Двукратное чтение рассказа-сказки с предвари-

тельной установкой на последующий разбор текста.

III. Разбор содержания сказки по вопросам педагога.

Примерные вопросы.

1. Куда должны были пойти дети?

2. Где проходила дорога в школу?

3. Что сказал брат своей сестре?

4. Что сделали дети?

5. Кого увидели дети в лесу? Кому они предложили поиграть с ними?

6. Чем занимались жук, пчела и муравей?

7. Кому еще дети предложили поиграть?

8. Чем были заняты белка и голубь?

9. Какую работу выполняет ручей?

10. Кого потом увидел мальчик?

11. Каким делом была занята малиновка?

12. Чем закончился рассказ о детях?

IY. Языковой ( лексическо-грамматический ) разбор текста.

Предлагаемые вопросы-задания.

а) 1-ая часть

1) Вспомните, что говорится в рассказе о роще,

какая она? / Актуализируются слова: прекрасная, тенистая (там много тени)./

2) Что увидели дети в роще? ( Что делали птички, белки и насекомые? )

3) Что сказали дети жуку? Дети сказали...

4) Что ответил детям жук?

5) Что ответила детям мохнатая пчела?

6) Почему не ответил детям муравей? ( Чем он был занят? )

7) Что ответила детям белка?

8) Что сказал детям голубь?

9) Вспомните, что говорится в рассказе о ручье?

10) Что сказал детям ручей о своей работе?

11) Что делала красивая птичка-малиновка?

12) Что сказал мальчик малиновке?

13) Что ответила ему малиновка?

14) Как назвала детей малиновка?

15) Почему детям стало стыдно после разговора с птичкой? Что они сделали?

б) 2-ая часть. Проводится в форме игры-соревнования ( кто больше даст правильных ответов ) с использованием фишек или разноцветных цветочков, представленных в виде плоскостных фигурок.

- Вспомни, что говорится в рассказе об обитателях рощи. Жук какой? ( золотой ); Пчела какая? ( желтая,

мохнатая); Какой хвост у белки? ( пушистый ); Малиновка какая? ( крошечная, красивая ).

- Что говорится о ручье? Ручей не просто течет, а жу... ( журчит ). Он какой ? ( журчащий ) и др.

Y. Составление пересказа текста по фрагментам с иллюстрированием рассказа с помощью предметных картинок.

З а н я т и е 2

I. Организационная часть. Объяснение цели занятия.

II. Повторное чтение текста с установкой на самостоятельное составление пересказа.

III. Составление детьми пересказа текста на основе выполнения различных заданий.

Рекомендуемые виды работы.

1) Работа с иллюстративным панно, изображающим основное место действия.

Повторный разбор содержания и предварительное планирование пересказа с помощью иллюстрирования сюжетного действия рассказа с комментариями детей. Пересказ текста по частям двумя-тремя детьми.

2) Игра-драматизация на сюжет рассказа-сказки.

3) Драматизация рассказа с помощью театра кукол. *

Примечание: основное внимание обращается на воспроизведение диалога-общения детей с различными обитателями леса.

4) Выполнение рисунков на сюжет прослушанного текста с последующим составлением коротких пересказов фрагментов текста ( с обязательным воспроизведением диалогов персонажей ).*

IY. Подведение итогов занятия. Оценка работы и речевых высказываний каждого ребенка.

Аналогично можно строить занятия по обучению рас-сказыванию ( пересказ, рассказы по аналогии и т.д. ) на материале других художественных произведений для детей: “Умей обождать”, “Утренние лучи” К.Д.Ушинского, “Кто чем поет?” и “Чей нос лучше?” В.В.Бианки, “Пушис-

тый барашек” Г.М.Цыферова, рассказы о животных Ю.Д. Дмитриева, Е.И.Чарушина, С.В. Сахарного и др. Как показывает опыт нашей работы, они могут быть успешно использованы для коррекционных занятий по формированию связной речи детей с ОНР.

Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. - student2.ru

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1971. Т.453.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.

8. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985.

9. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической-деятельности // Коррекционно-разви-вающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987.

10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. М., 1987.

11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994, № 4.

12. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988, № 3.

13. Долгова Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы. М., 1996.

14. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль, 1982.

15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

16. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.

18. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976.

19. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1984.

20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.

21. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И.Селиверстов. М., 1987.

22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.

23. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

24. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.М.,1982.

25. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, М., 1982.

26. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. 1985, №2.

27. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной

устной речи учащихся. М., 1975.

28. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М.. 1980.

29. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

30. Леонтьев А.А.. Психология общения. М., 1997.

31. Лосева Л.И. Как строится текст / Под ред. Г.Я.Солганика. М., 1980.

32. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов-на-Дону, 1998.

33. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1979.

34. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997.

35. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства об-

щения. М., 1974.

36. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П.Федоренко. М., 1984.

37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

38. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи.

( Описание, повествование, рассуждение. ) - М.. 1986.

39. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.- сост. С.А.Миронова, М.. 1987.

40. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Леви-ной. - М., 1968.

41. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина. М., 1989.

42. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984.

43. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи ( I - IY классы ). М., 1980.

44. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1986.

45. Тихеева Е.И. Развитие речи детей ( раннего и дошкольного возраста ) / Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1981.

46. УсоваА.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М., 1991.

47. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.

48. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.. 1999.

49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993. Ч. I, II.

50. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1979.

51. Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. М., 1978.

52. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

53. Шахнарович А.М. Проблемы психолингвистики. М., 1987.

54. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Уч. зап. МГПИ. М., 1971. Т.406.

55. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Раздел I. ( Введение.)

1. Дайте определение понятия “связная речь”. Назовите ее основные особенности.

2. Дайте определение диалогической и монологичес-кой форм речи. Укажите, в чем состоят их отличительные особенности.

3. Перечислите формы связной ( диалогической и монологической ) речи.

4. Охарактеризуйте различные виды монологической речи.

5. Объектом изучения каких наук выступает связная речь?

6. В чем состоит основное различие между ситуатив-ной и контекстной речью?

7. Приведите высказывания ведущих отечественных педагогов и психологов о связной речи.

8. Какое место занимает работа над связной речью

в общей системе формирования и коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста?

9. Каковы основные условия овладения детьми связной речью?

10. Раскройте вопрос о психологических и лингвистических основах формирования связной речи детей дошкольного возраста.

11. Раскройте понятие “коммуникативная функция речи”. Как осуществляется развитие связной речи коммуникативным методом?

12. Дайте характеристику основных звеньев и операций процесса порождения речевых высказываний; его роль в речевой деятельности.

13. Дайте определение общего недоразвития речи у детей. Назовите различные формы речевых нарушений, которые могут отмечаться у детей, входящих в эту группу.

14. Охарактеризуйте в сопоставительном плане уровни речевого развития. На каком уровне речевого развития начинается и проводится основная работа по формированию связной речи у детей с ОНР?

15. Какие психологические особенности отмечаются у детей с ОНР? Какое влияние оказывают они на возможности детей в овладении связной речью?

Раздел II.

1. В чем проявляются специфические особенности в формировании связной речи детей с ОНР?

2. Чем обусловлены особенности связной речи детей с ОНР?

3. Как проводится изучение связной речи детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возраста?

4. Охарактеризуйте словарный запас и состояние

фразовой речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

5. Какие задания используются для изучения словаря, грамматического строя и фразовой речи детей с

ОНР?

6. Подберите наглядный и речевой ( языковой ) материал для исследования состояния связной речи детей с ОНР дошкольного возраста.

7. Подберите игрушки ( предметы ) для описания их детьми ( при проведении логопедического обследования ).

8. Проведите обследование словаря и состояния фразовой речи у ребенка с ОНР с использованием метода наблюдений, изучения документации, экспериментальных исследований.

9. Проведите исследование состояния связной речи

одного-двух детей с ОНР с использованием серии заданий (№1-8) с последующим анализом и оценкой составленных высказываний.

10. При посещении коррекционного ДОУ соберите ма-териал, характеризующий состояние связной речи детей с различными речевыми нарушениями. Приведите примеры нарушений связности речи в высказываниях детей.

11. Присутствуя на логопедических и воспитательских занятиях, зафиксируйте примеры речи детей с ОНР разных нозологических групп ( дети с дизартрией, ринолалией, моторной алалией ).

12. Зафиксируйте и проанализируйте высказывания

детей в ходе свободной игры.

13. На конкретных примерах покажите различие между связными и несвязными, целостными и фрагментарными высказываниями.

14. На основании исследования связной монологичес-кой речи двух-трех детей с ОНР по серии заданий ( № 3-7 ) определите уровень выполнения каждого задания и составьте оценочный “профиль” состояния монологической речи.

15. Проведите обследование связной речи двух детей с ОНР по заданиям № 3, 4. Сделайте анализ отмечаемых нарушений связности повествования и аграмматизмов в высказываниях детей.

16. Проведите сравнительное исследование связной монологической речи двух-трех детей с ОНР и с нормальным речевым развитием. Сделайте сопоставительный анализ их рассказов, составьте “профили” состояния монологической речи.

17. Проведите изучение личностно-психологических особенностей двух-трех детей с ОНР. Составьте практические рекомендации по индивидуальному подходу к детям на занятиях по формированию связной речи.

Раздел III.

III.1

1. Каковы основные задачи работы по формированию связной речи детей с ОНР? Как возрастает сложность этой работы в разных периодах обучения?

2. Проанализируйте основные положения программы обучения и воспитания детей с ОНР дошкольного возраста по разделу формирования связной речи.

3. Перечислите основные методические требования к организации и содержанию работы над связной речью детей с ОНР.

4. Назовите формы и методические приемы логопе-дической работы, активизирующие речевую деятельность детей.

5. Сделайте краткий обзор основной литературы по развитию связной речи детей-дошкольников, имеющих речевое недоразвитие.

6. На основе конспектирования специальной литературы подготовьте рефераты на темы: “Состояние связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста”, “Методические приемы и формы работы с детьми с ОНР по формированию связной речи”, “Психологические особенности дошкольников с ОНР” и т.д.

III. 2

1. Как реализуется в работе над связной речью детей с ОНР принцип комплексного воздействия на формирование разных сторон речевой функциональной системы?

2. Как реализуется принцип дифференцированного подхода к детям на занятиях по формированию связной речи?

3. Раскройте роль игровых форм работы в формировании у детей с ОНР связных речевых высказываний.

4. Как используется предметно-практическая дея-тельность детей при формировании у них навыков связной речи?

5. На конкретных примерах покажите использование основных принципов дидактики в работе над связной речью детей с ОНР.

6. Какие оборудование и дидактический материал мо-гут быть использованы на занятиях по формированию связной речи?

7. Какова роль наглядности и моделирования в процессе формирования связной речи детей с ОНР?

III. 3

1. В чем состоит подготовительная работа к специальным занятиям по формированию связной речи детей с ОНР?

2. Назовите методы и приемы работы, виды упраж-нений по развитию связной речи в процессе работы над предложением.

3. Подберите речевые игры для развития навыков связных высказываний у детей в ходе подготовительного этапа обучения.

4. Подберите предметные и ситуационные картинки для составления детьми предложений, составьте серии таких картинок.

5. Расскажите об использовании экскурсий для развития связной речи детей с ОНР дошкольного возраста.

III. 4

1. Приведите примерную обобщенную структуру за-нятий по обучению детей пересказу. Каковы особенности данного вида занятий по формированию связной речи детей с ОНР?

2. Подготовьте методический материал к проведению занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию

( пересказ, занятия по картинам, рассказывание по аналогии и др. ) в соответствии с периодом обучения.

3. Подберите материалы ( текстовой и наглядный ) для занятий по обучению пересказу. Сделайте анализ выбранных текстов с учетом их доступности для детей с ОНР, обучающего значения и соответствия задачам обучения.

4. Составьте план-конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР на основе обучения пересказу текста.

5. Подберите ( составьте ) серии сюжетных картинок для составления рассказов по наглядной опоре.

6. Составьте конспект занятия по обучению расска-зыванию по наглядной опоре ( рассказу из опыта, рассказу-описанию ).

7. Составьте план-конспект занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества с использованием текстов для начала рассказа, приведенных в методической части пособия.

8. Предложите несколько тем для составления рас-

сказов из личного опыта.

9. Подберите материал для обучения детей навыкам планирования связных высказываний ( наглядный и текстовой материал ).

10. Составьте несколько вариантов начала рассказа для обучения детей с ОНР составлению связных законченных высказываний.

11. Составьте рассказы с пропуском “микротем” (“смысловые скважины”) для обучения детей приемам восполнения “деформированного” текста.

12. Какие умственные действия должны быть сформированы у ребенка в ходе работы по развитию связной речи?

13. Раскройте роль анализа и синтеза при обучении детей рассказу-описанию и рассказу по серии картин.

14. Составьте перечень игр и упражнений для развития восприятия и памяти у детей с ОНР. Подберите соответствующий картинный и языковой материал для занятий по формированию связной речи.

15. Проведите занятие с группой старших дошколь-ников с ОНР по обучению одному из видов рассказыва-ния с применением предлагаемого в пособии методического материала. Сделайте его анализ на одном из семинарских ( практических ) занятий.

Детям стало скучно. Они поняли, что все в лесу заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. К проблеме формирования связной речи у

детей с общим речевым недоразвитием . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Часть I. Обследование состояния связной речи детей с

ОНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Часть II. Методика работы по формированию связной

речи детей с ОНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

II.1 Занятия по пересказу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68

II.2 Обучение рассказыванию по картинам . . . . . . . . . . . . . .78

II.3 Обучение рассказу-описанию предметов . . . . . . . . . . . . 83

II.4 Обучение рассказыванию с элементами творчества. . . 95

II.5 Методические требования к занятиям по обучению

детей с ОНР рассказыванию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107

Часть III. Примерные планы и методический материал к

занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию. . . . . . 114

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182

Глухов В. П.

Особенности формирования

связной речи дошкольников с

общим речевым недоразвитием

Редактор: Е.П.Труханова,

Технический редактор:

______________________________________________

ЛР № 071334 от 22.08.96 г.

Подписано в печать Формат 60 х 90 1/ 16

Печать офсетная. Бумага офсетная №

Объем усл. печ.л. 12,20 Тираж 500 экз.

Цена договорная Заказ №

_______________________________________________

* - Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М., 1970. С. 9

* - Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967, с. 7.

* Краевская Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания: Дис. на соискание уч.ст.канд.филол.наук. М., 1984.

* Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989.

* - См.: Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Дис. на соиск. уч.ст.канд.филол. наук. Новосибирск, 1975; Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1978.

* Представленные задания апробированы в ходе экспериментальных исследований состояния связной речи детей с ОНР 5-7-летнего возраста и в практике логопедической работы с детьми в коррекционных ДОУ.

* Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Родная речь в картинках. - М., 1989.

* Могут быть использованы предметные или ситуационные картинки.

** Используется соответствующий картинный материал.

* Такие упражнения могут проводиться воспитателем по рекомендациям логопеда.

* Отмеченные виды заданий могут выполняться воспитателем.

* - Занятия могут проводиться воспитателем по плану логопеда.

* Лексический материал по теме предлагается родителям в качестве “домашнего задания” для работы с детьми.

* Упражнение на сравнение животных, а также повторение лексического разбора с первой ( более слабой ) группой детей может проводиться воспитателем по заданию логопеда.

* - Занятию по картине может предшествовать проведение воспитателем беседы по теме “Зима”, организация тематической прогулки.

* - В более слабой группе проводится на дополнительном занятии.

** - Заключительные этапы занятия могут проводиться воспитателем по заданию логопеда во второй половине дня.

* При необходимости дается образец начала ответа.

* * В случае необходимости используется прием подсказа начала слова.

** Может выполняться на воспитательском занятии.

*** - Данный вид работы может быть проведен воспитателем как подготовка ко второму логопедическому занятию.

* - Этот вид работы может проводиться воспитателем между первым и вторым логопедическими занятиями.

* - Текст сказки дается в несколько адаптированном вариан­те

( замена отдельных слов и речевых выражений ) в целях облег­чения детям восприятия и запоминания текстового материала

* - Рекомендуется на отдельном воспитательском занятии проведение игры - драматизации на сюжет сказки

* Продолжение рассказа составляется по одному или нескольким предложенным вариантам с учетом состава обучаемой группы.

* Данные виды работы могут проводиться на отдельных воспитательских занятиях.

Наши рекомендации