По обучению детей с ОНР рассказыванию

При проведении всех занятий по обучению детей с ОНР рассказыванию следует уделять большое внимание подготовительной работе ( подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядно представленного на картине сюжета - с выделением важных смысловых звеньев. последовательности событий и др; специальный языковой разбор текста для пересказа или речевого образца; речевые - лексическиеи грамматические упражнения; игровые приемы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребенка ).

При составлении и применении речевого образ-ца и наглядного материала специальное внимание уделяется задаче формирования у детей грамматических представлений и обобщений. В занятия включаются упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов и словоформ при повторном чтении и разборе текста для пересказа, при воспроизведении детьми образца рассказа по картине и т.д. Выполнение таких заданий способствует овладению детьми различными средствами построения связных развернутых высказываний в процессе осознанных речевых действий с ними. Большое внимание уделяется овладению обучающимися навыками планирования связных высказываний различного типа.

На всех этапах обучения необходимо обращать внимание на такой вид работы как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются такие качества рассказов, как полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети ( по замечаниям педагога ) вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки - в оформлении отдельных высказываний, употреблении слов и словосочетаний. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

На занятиях широко используется ряд технических средств обучения: магнитофон и видеокамера (для записи и анализа детских рассказов и других элементов занятия ), диапроекторы, настольные фильмоскопы “ДЭФИ”, магнитограф ( магнитная доска для размещения иллюстраций, плоскостных фигурок ) и др. Использование магнитографа позволяет свободно оперировать средствами наглядности при разборе содержания текста, планировании рассказа и др. При обучении планированию развернутых высказываний с помощью различных наглядных опор, в том числе наглядного моделирования сюжета составляемого рассказа, может быть эффективно использован компьютер.

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка. На основании данных логопедического обследования дошкольников с ОНР, а также последующих динамических наблюдений, рекомендуется выделять две группы в зависимости от степени сформированности связной речи и навыков рассказывания.

К первой группе относятся дети, у которых в ходе обследования выявлены стойкие и выраженные затруднения в построении отдельных ( фразовых ) высказываний, а также значительные трудности при выполнении заданий на составление рассказов; отсутствуют навыки самостоятельного рассказывания; отмечаются значительные нарушения связности и последовательности в изложении событий; выполнение заданий с элементами творчества оказывается недоступным.

Вторую, более сильную, группу составляет дети с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний. Они проявляют больше самостоятельности при составлении развернутых сообщений. Нарушения связности и последовательности повествования не имеют резко выраженного характера. Наибольшие трудности возникают у детей при составлении рассказов с включением творческих заданий.

Для детей первой группы следует увеличивать объем подготовительной работы, количество тренировочных упражнений, использовать разные виды помощи со стороны педагога. В большей степени применяются облегченные формы заданий ( составление рассказа по вопросам, фрагментам, с использованием вспомогательного иллюстративного материала ). Ус-ложнение заданий, с переходом к самостоятельным формам рассказывания следует относить на более поздние сроки обучения.

Малогрупповой метод проведения занятий позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний ( трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированность навыков контроля за построением рассказа, характер отмечаемых аграмматизмов ). Это принимается во внимание при оказании индивидуальной помощи ребенку ( направленное употребление вспомогательных вопросов, речевого образца, средств наглядности и т.д.), при определении очередности и степени участия детей в коллективных формах работы, заданиях на подбор языковых средств ( лексем и словоформ ), упражнениях, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти и др. Необходимо учитывать также выраженность нарушений просодической стороны речи, которые часто отмечаются у данной категории детей. В процессе обучения связной речи уделяется внимание использованию просодических средств оформления высказываний

( интонационное выделение фраз, слов, несущих ос-новную смысловую нагрузку; смысловое паузирование и т.д. ). Педагог добивается эмоциональной передачи детьми текста рассказа ( при воспроизведении речи персонажей, средств образной выразительности - эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкатель-ных названий предметов и др. ). Поощряется использование в речевых высказываниях средств экспрессивно-оценочного характера.

Коррекционное обучение предусматривает тесную взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей групп. При этом принимаются во внимание методические рекомендации, имеющиеся в специальной литературе ( 26, 47). Воспитателем может проводиться подготовительная работа к некоторым занятиям логопеда ( беседы и чтение литературы по теме, проведение экскурсий и т.д. ). На воспитательских занятиях закрепляются навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи

( словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксических конструкций и т.д. ). Ряд занятий по обучению рассказыванию проводится воспитателями под руководством логопеда. Им же даются рекомендации по организации воспитательских занятий, применению речевых заданий и упражнений, словарного материала, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики отмечаемых речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.

При планировании логопедической работы учитывается принцип тематической взаимосвязи, пре-дусматривающий сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или иной тематики ( в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР ). Например, в связи с темой “Домашние животные”, обучение пересказу по серии рассказов Ю.Д.Дмитриева ( “Дети всякие бывают” ) целесообразно сочетать с занятиями по описанию животных - по муляжам, игрушкам, а также с рассказыванием по картине “На птицеферме”, проводимым воспитателем. Занятие по пересказу на материале произведения Л.Е.Улицкой “Скучная шуба” может предшествовать составлению рассказа по картине “Зимние забавы” и т.п.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых ( прежде всего, грамматических ) обобщений и практическому усвоению ( по образцу, наглядной опоре ) лексических, грамматических и эмоционально-выра-

зительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Значительное место отводится работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

В заключительной части пособия приводится методический материал к проведению занятий по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Часть III.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЙ

Наши рекомендации