Методика обучения детей с онр
РАССКАЗЫВАНИЮ
Каждый вид обучения рассказыванию как методформирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особе-нности работы по формированию связной монологической речистарших дошкольников с ОНР (третий и четвертый уровни речевого развития) в процессе разных видов занятий по обучению рассказыванию. Приводимые рекомендации к использованию методических приемов основываются на опыте работы с детьми в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.
Часть II. I. Занятия по пересказу
Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями как в общей дош-кольной, так и коррекционной педагогике ( 3, 17, 25, 34, 36, 45 и др. ). При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы ( второй период первого года обучения ) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить "Умей обождать" К.Д.Ушинского, "Скучная шуба" Л.Е.Улицкой, сказка "Рукавичка" и др. Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового( лексического и грамматического ) материала текста для обучаемой группы детей.
Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях ( в отдельных случаях, при усложнении выполняемых заданий - на трех ).
В общую структуру занятий входит: органи-зационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста
( "языковой" и "содержательный") / 1-е занятие /; пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов /2-е занятие /. Цель подготовительных упражнений - организовать внимание де-тей, подготовить их к восприятию рассказа ( отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др.). Текст прочитывается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении рекомендуется прием завершения детьми отдельных, не законченных педагогом предложений. Для этого выбираются предложения, содержащие обозначение вводимых в сюжетное действие рассказа новых персонажей, существенных предметов отображаемой обстановки, тех или иных действий, событий и др. С помощью того же приема внимание детей обращается и на возможные варианты изменения грамматической формы слова, нормативные правила оформления связи слов в словосочетаниях и т.д. Это способствует лучшему восприятию текста, направляет внимание детей на важные смысловые моменты и некоторые языковые особенности произведения. Разбор содержания произведения проводится в вопросно-ответной форме. Подготовленные педагогом вопросы должны быть направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение действующих лиц и наиболее значимых деталей повествования. В процессе разбора применяется иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия и др. Помимо разбора содержания, для детей с ОНР необходимо проведение специального языкового ( лексического ) разбора текста ( также в вопросно-ответной форме, с использованием наглядности ). Внимание детей сосредоточивается на языковом материале произведения. Лексический разбор включает: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов ("Что говорится в сказке о березе / речке / лисе?" и т.д.; "Вспомните, как сказано о ней, какаяона?"),а также выделение и воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов, действий, производимых с ними, т.е. ключевых в смысловом отношений слов, образующих основное "содержательное ядро" текста. Целенаправленный разбор лексического материала способствует лучшему осмыслению отраженных в тексте предикативных отношенийи способов их языкового выражения. Проведение такого разбора значительно облегчает детям с ОНР последующее составление пересказа. Второе занятие по пересказу ( с интервалом после первого не более двух дней ) начинается с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступают к его составлению. При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления рассказа ( пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем - отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей ). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года ( третий период обучения ) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал. Можно рекомендовать ряд специальных, вспомогательных и активизирующих приемов, способствующих развитию у детей с ОНР внимания, вербального восприятия, лучшему осмыслению и запоминанию текста, а также формированию навыков планирования развернутых высказываний. Рекомендуется, например, такая форма работы, когда пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа. Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда, на отдельном ( воспитательском ) занятии детям предлагается выполнить рисунок по выбору на сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка. Указанный прием рекомендуется, например, при обучении пересказу на материале сказки Г.М.Цыферова "Пушистый барашек", народной сказки "Хвосты", рассказов Л.Е.Улицкой, Е.А.Сахар-ного и др. При обучении пересказу в ряде случаев можно использовать "иллюстративное панно" с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения ( с.144-147 ). Такие "опорные" объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду соответственно последовательным эпизодам рассказа ( сказки ). Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно используется для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, иллюст-рирования ребенком пересказа ( в том числе соста-вляемого другими детьми ), а также для обучения планированию пересказа путем моделирования действий персонажей. В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения на втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными ( черно-белыми ) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующими каждому из последовательных фрагментов-эпизодов ( с.172-174, 159-161 ). Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.
Перечисленные методические приемы достаточно просты и доступны для практической работы с детьми с ОНР.
Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий: предварительное чтение текста; просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста ( чтение текста педагогом или магнитофонная запись ); просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы; пересказ текста по фрагментам. Используются приемы пересказа "по цепочке", выборочный пересказ и др. Для составления пересказа рекомендуются диафильмы по сюжетам народных сказок, сказкам братьев Гримм ( "Горшок каши", "Бременские музыканты" ), диафильмы из серии "Смешинка" и др.
В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Так, на первом году обучения ( II-III периоды ) особое внимание обращается на усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными ( в роде и числе ); развитие фразовой речи. Дети усваивают разные виды связи слов в предложении, в том числе согласование существительных и глаголов, прилагательных с существитель- ными в косвенных падежах и нормы глагольного уп-равления. Большое внимание придается практичес-кому овладению ими правилами согласования глаголов-сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Это реализуется в ходе разбора текста и самого пересказа, а также с помощью специальных ( лексико-грамматических ) упражнений, включаемых в занятия ( Практическая часть пособия, с.146- 148 и др.). К ним относятся: упражнения в словоизменении, подборе лексем и словоформ, например определений к данному педагогом слову при характеристике персонажей сказки; упражнения в дополнении предложений нужным по смыслу словом; воспроизведение конкретного лексического материала текста в форме игры- упражнения "Кто лучше запомнил?" и др. * Таким образом, у детей формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений.
Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:
* усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
* развитие внимания к "синтаксису языка", умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.
На первом году обучения отрабатываются следующие грамматические структуры: а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения; б) осложненные конструкции - с двумя однородными сказуемыми или дополнениями; в) сложносочиненные предложения с союзами "и", "а" и сложноподчиненные с придаточными времени ( с союзом "когда"), изъяснительными (с союзом"что"), причины, определительными ( с союзом "который"). На втором году обучения на занятиях по пересказу обращается внимание на овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места ( с союзом "где"), условия ( с союзом "если" ) и др.
Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста. Детям объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов, их закрепление происходит в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком.
При проведении словарной работы внимание детей акцентируется на словах, служащих для выражения временной и пространственной связи событий
(сначала, потом, утром, вечером, дальше, там, назад, обратнои др.),на употреблении предлогов с пространственным значением ( в, на, над, под, из-за и т.д.). Обращается внимание на слова, указывающие на характер действия (длительность, интенсивность), например: скоро, долго,медленно, громко и др. Усвоение таких слов - "маркеров" значительно облегчает детям составление связных высказываний.
По мере роста речевых возможностей детей
( второй год обучения ) при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений ( сказка "Зимовье" в обработке И.С.Соколова-Микитова; "Про Томку" Е.И. Чарушина и др.) дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени ( путем замены временных форм глаголов ). При этом выполняющий задание ребенок опирается на данный педагогом образец фрагмента рассказа. При пересказе других произведений ( например, "Три охотника" Н.Н.Носова ) можно использовать такой прием трансформации текста, как заменарассказа от первого лица рассказом от третьего лица. Приводим пример: