Игра 2.2.3. «Из-за леса, из-за гор»

Цель. Учить соотносить темп речи и движений.

Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленно)
Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках. (очень быстро)

Упражнение 2.2.4. «Еду-еду к бабе, к деду»(2-3 года)

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Воспитатель: Каляда-калядка,

Ехала лошадка –

С вороною холкой,

Золотою челкой,

Такая благородная,

Но очень уж голодная!

Так и бьют копыта:

Приятного аппетита!

(Ю.Кушак)

Покажем, как лошадка скакала.

Еду-еду К бабе, к деду На лошадке В красной шапке, Дети ходят шагом, высоко поднимая колени.
По ровной дорожке На одной ножке, Прыгают на одной ножке.
В рваном лапоточке По рытвинам, по кочкам, Ходят топающим шагом.
Все прямо и прямо, А потом вдруг… в яму! Прямой галоп.
Бух!.. Приседают.

Русская народная потешка.

Игра 2.2.5. «Санки»

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи со смыслом высказывания.

Описание. Воспитатель: У серебряной дорожки,

Лишь наступит Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки, летая,

Птицы весело свистят.

(З.Александрова)

Садитесь, дети, на санки, поедем к этой елочке.

Наши детки в санки сели, Громко песенку запели, (медленно) Дети встают парами. Один стоит спиной к другому, протягивает руки назад, а другой сзади берет его за руки.  
Покатились далеко, Не догонит их никто. (умеренно) Дети парами бегут по залу. (умеренный темп)  
За веревочку взялись И помчались с горки вниз. (быстро) Продолжают бег парами.  
Вдруг салазки на бок – хлоп! – Все попадали в сугроб. Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй, Все попадали в сугроб. На слове «хлоп» падают.
Ну, вставай, вставай, дружок, И отряхивай снежок. Снова в саночки садись, С горки весело катись. Встают, «отряхивают снежок» и меняются ролями.

Игра 2.2.6. «Угадай»

Цель. Развитие понимания ребенком связи темпа речи со смыслом высказывания.

Описание. Учитель читает на “коровьем языке” известное детское стихотворение А. Барто, например, “Наша Таня”. Дети должны угадать, какое?

РИТМ

Упражнение 3.1.1. «Кегли и мячи»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. «Кегли» и «мячи», вырезанные из картона, фанеры или пластика.

Описание.

1-й вариант. Объяснив детям, что «кегли» (К) обозначают сильные удары, а «мячи» (м) – слабые, педагог на доске пишет (прикрепляет) определенную последовательность, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер),

или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмичного рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. Сначала проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.

2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с определенным ритмом, например: Та-та-Та-та-Та-та… или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают «мячи и «кегли» в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

Упражнение 3.1.2. «Осенний дождь»

Цель. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Описание. Поздней осенью часто идет дождь. Дождь стучит по крышам. Послушай, как стучат капли дождя, и попробуй повторить.

Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и:

А. назвать количество ударов.

Б. «Прохлопать» предложенный ритм.

Например: / / / / / ; / / / / ; / / / / / / .

Упражнение 3.1.3. «Узоры»

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка.

Описание.

1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.

Наши рекомендации