Игра 1.2.1. «Помоги Маше одеться»
Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.
Материал. Карточки с изображением девочки и осенней (зимней) одежды.
Описание. Ребенку предлагается ответить на вопросы:
Какую одежду наденет Маша?
Что Маша наденет на руки?
Какой головной убор наденет Маша?
Зачем Маша наденет шарф на шею?
Какую одежду ты надеваешь осенью?
Игра 1.2.2. «Собираемся на прогулку»
Описание. Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:
Например: Ты наденешь куртку?
Ты носишь перчатки?
Ты наденешь шарфик? И т.п.
Ребенок повторяет вопросы, а затем сам придумывает и задает их взрослому.
Важно. Чтобы правильно передать интонацию вопроса, нужно резко повышать высоту голоса в интонационном центре высказывания.
Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?
Игра 1.2.3. «Что с чем?»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др.
Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением.
Например: Суп едят из тарелки.
Цветы поливают из лейки.
Игра 1.2.4. «Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.
Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».
Например: У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик.
или У лисички пушистенький хвостик.
Игра 1.2.5. «»
Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.
Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник».
Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят.
Для Маши он приготовил красивую куклу.
- Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла!
Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина.
- Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня.
А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов.
- Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша.
- Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята.
· Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему?
· Какие подарки приготовил детям Дед Мороз?
· Почему обрадовались Маша и Ваня?
· Почему удивился Паша?
Игра «Похвали подарок»
Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.
Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!
Ах! Какая машина! Большая пожарная машина!
Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!
Игра 1.2.6. «Почемучки»
Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом.
Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос.
А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов:
Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая?
Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения:
Кто пришел? Как его зовут? Что он принес?
В. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в середине, в конце высказывания:
У почтальона какая сумка? Это что?
В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре.
Игра 1.2.7. «Просьба»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспресивной речи.
Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.
Игра 1.2.8. «Качели»
Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).
ТЕМП
Упражнение 2.1.1. «»
Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.
Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит? Что болит?
Ну, что споём? Ну что, споём?