Понятие об интонации в психофизиологии и акустике
Все компоненты интонации, о которых уже говори лось в разделе 2.1.1. («Компоненты интонации»), в пси, хофизиологии рассматриваются с точки зрения физио логического механизма, обеспечивающего воспроизведе ние того или иного элемента.
Основной компонент интонации — мелодика — оп
ределяется повышением и понижением тона голоса. П_;
определению О.С. Орловой, «голос — это совокупности
звуков, производимых голосовым аппаратом человека,*
которые могут быть разнообразными. <...> Голос явля
ется структурным компонентом устной экспрессивной
речи, обеспечивает ее разборчивость, выразительность ц
эмоциональную окраску» (Орлова, 2008). .
Любой звук представляет собой распространение ко-: лебаний, или волн, в упругой среде — в воздухе, воде,; твердых телах и т.п. Колебание (волна) — это последовательное чередование сгущений и разряжений частицу той среды, которая проводит звук. Звук голоса — это ко-, лебание частиц воздуха, вызванное вибрацией органов, голосообразования. Вот как описывает О.С. Орлова процесс голосообразования: «Во время речи звуковые колебания проходят не только по воздушным путям в наруж- • ное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в головном и грудном резонаторах. Источником голоса служат голосовые складки человека, которые при сближении напряжены и начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периоди-
« пч сгущений и разряжений воздушной струи, промни них вследствие повышенного подскладочного
■очншя. Звуковые волны, возникнув в гортани, рас-"г-и i роняются по тканям, окружающим гортань, вниз и »>- пч по воздухоносным путям. Таким образом, они
■мин. частично выходят в наружное пространство через г-понос отверстие, и только часть звуковой энергии, " мцикшей в гортани, достигает в конце концов уха слу-»> шчш. Следовательно, говоря о человеческом голосе, »• мичодимо учитывать распространение звука не только ■■««мри организма, но и в наружном пространстве» {Ор--нц, 2008).
{'ила голоса — это уровень давления звука на бара-
"tiinyio перепонку. Субъективное восприятие человеком
«им звука — это громкость данного звука, в том числе
>< ntnoca. Сила голоса — это физическая характеристика
|«»ип измеряется в децибелах — дБ), а громкость голоса —
■ Hi пудитивная характеристика. Сила голоса определяет-
1 амплитудой (то есть размахом) колебания голосовых
i »ШДОк. Они сближаются во время выдоха и создают
ирг граду на пути выдыхаемого воздуха. Воздух, проходя i < мо »ь голосовые складки, заставляет их колебаться с миределенной амплитудой. Она возрастает по мере уве-(ичения подскладочного давления в гортани. Чем больше это давление, тем больше напор воздуха, который прорывается через голосовую щель (то есть простран-1 ню между голосовыми складками). Соответственно унеличивается энергия, с которой движутся частицы мн (духа, сгущаясь и разряжаясь, создавая тем самым ко-■м'онние. Увеличивается амплитуда колебания частиц ми (духа, увеличивается и их давление на барабанную перепонку. Возрастает сила звука и ее психофизиологичес-i ,1Я характеристика — громкость.
Голос является тоновым звуком. Тоновые звуки (тонн) —- это звуки, вызванные периодическими колебаниями » определенной частотой. Шумы, в отличие от тонов, — это (пуки, вызванные непериодическими колебаниями. Восприя-inc высоты звука связано с периодичностью колебания туковых волн, то есть ощущение высоты возникает тогда, когда человек слышит периодичный звук — тон. Непериодичные звуки — шумы — не вызывают ощущения определенной высоты. Высота — это аудитивная харак-
теристика звука; она зависит от частоты звуковых кол баний. Чем быстрее колеблется источник звука, тем ч ще совершаются колебания воздуха (то есть тем боль частота основного тона) и тем выше становится звук.
Высоту человеческого голоса определяет источни голосообразования — голосовые складки, их длина, та щина и напряженность. «Высота тона, — отмеча О.С. Орлова, — зависит от того, сколько смыканий размыканий осуществляют складки в процессе своих ко лебаний и сколько, соответственно, порций сгущенног подскладочного воздуха они пропустят. <...> Тонкая струна у гитары или скрипки издает высокий звук, а струна крупных размеров — низкий звук. Этим объясняется различие высоты детского и взрослого голоса. У ребенка голосовые складки короткие и тонкие, чем и объясняется высокий голос. Во время пубертатного периода длина голосовых складок увеличивается, в результате чего снижается тональность звучания. Понижение голоса в период болезни связано с отечностью голосовых складок и увеличением их объема» (Орлова, 2008).
Многие тоновые звуки, в том числе, и голос, пред-, ставляют собой сложные тоны, которые состоят из не-; скольких колебаний разной частоты. Среди этих тонов выделяется основной тон — «самая низкая составляющая, соответствующая частоте смыкания — размыкания голосовых складок» (Галунов, 1990). Основной тон создает ощущение высоты голоса. Он формируется в про-,' цессе прохождения воздуха через голосовые складки,^ глотку, гортань, ротовую и носовую полости. В этом процессе воздух встречает некоторые препятствия, меняет направление, попадает в полости различной формы с разными акустическими свойствами. В результате об- -разуются добавочные частичные тоны — обертоны, которые придают голосу дополнительную окраску — тембр. Таким образом, тембр с точки зрения акустики склады- ■; вается из суммы звучания обертонов. Вот что говорит об этом О.С. Орлова: «Тональность [курсив О.С. Орловой — Авт.] голоса определяется основным тоном, тембр — совокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, возникающих в процессе фонации. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах» (Орлова, 2008).
/'.' юцаторами служат полости, которые обладают
«litшами резонанса: они могут либо усиливать некото-
м!> частотные составляющие голоса (например, при
i"«и «несении гласных), либо подавлять эти частоты
i ■< «пример, при произнесении носовых и назализован-
'"«■.. шуков). С точки зрения акустики артикуляторный
"ширит человека представляет собой систему резонато-
t -is (Галунов, 1990). Роль резонаторов в речеобразова-
■■ и.ном аппарате играют: трахеи, бронхи, полости гор-
■ <ни и верхние надгортанные органы — глотка, полость
tit и полость носа с придаточными пазухами носа (Ор-
<мм,|, 2008; Лохов, Фесенко, 2000). Все резонаторы ус-
■Miiiio объединяются в две группы: грудной, или нижний
/ > тнатор (от него зависит сила голоса) и головной, или
■чршш резонатор (он обеспечивает чистоту и полёт-
Ч'*ппь голоса — его возможность быть слышимым на
(<и)|(лиих расстояниях при минимальных затратах усилий
»«торящего, — а также разборчивость речи).
Основной тон голоса может быть общим у многих милей, а вот тембр голоса у каждого человека свой. Не ' пучайно в Италии в прошлые века было принято наря-■«V с внешними приметами указывать в паспорте и тембр пшюса. Эта индивидуальность тембра зависит от строении и работы речевых резонаторов.
В целом мелодика в психофизиологии и акустике рассматривается как просодическая структура, «которая проявляется в виде изменения частоты основного тона ни премени, изменения длительности и интенсивности niментов» (Галунов, 1990).
Временные компоненты интонации — темп и ритм — физиологически обусловлены организацией речевого ды-%шшя.Сам по себе процесс дыхания достаточно ритмичен, он состоит из чередования периодических вдохов и иыдохов. Это чередование и способствует ритмичности произнесения речевых отрезков, задает определенную i корость их произнесения, вызывает необходимость де-иать остановки между речевыми отрезками — паузы. Но речевое дыхание отличается от физиологического — оно м пишется управляемым процессом. В норме речевой вдох — короткий и легкий, а речевой выдох — длительный и плавный; соотношение вдоха и выдоха — от 1:10 до 1:15 (Поварова, 1999). Речевой вдох совершается через рот
ГЛАВА 3
Продолжение табл.
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
На каком этапе речевого развития появляется интонация? Как изменяются по мере взросления ее функ- '> ции, ее оформление, механизмы ее воспроизводства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть этапы становления речи начиная с первых дней жизни ребенка. Возраст ребенка определяется в соответствии с принятой системой периодизации детского развития:
1) период новорожденное™ (0—10 дней) и младенчества (10 дней — 1 год);
2) период преддошкольного детства (1 год — 3 года);
3) период дошкольного детства (3 года — 6—7 лет);
4) период младшего школьного возраста (6—7 лет — 10-11 лет);
5) период пубертата (11 — 12 лет — 14—16 лет) (Винар-ская, Богомазов, 2005; Орлова, 2008).
Психофизиолог Е.Н. Винарская, ведущий специалист в области возрастной фонетики, составила таблицу «Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка», которая приводится в ее книге «Дизартрия» (Винарская, 2005). Приведем ее здесь.
Таблица 1 Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка
Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности | Фонетические формы языковых знаков |
Младенческие крики меняющейся громкости и производные от них голосовые реакции умеренной разговорной интенсивности | Динамические единицы логического выделения единиц текста (тема-рематического членения) |
нмкденные и приобретенные |.| их основе национально-специфические знаки шпопалыюй выразительности | Фонетические формы языковых знаков |
ции гуления и производит них знаки эмоциональ-ныразительности — вока-щии | Ударные и безударные гласные |
*ции лепета и производ-от них знаки эмоциональ-ныразителъности — сег-1 ы восходящей звучности | Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового контраста |
сгные псевдослова | Слоговые ритмические структуры фонетических слов |
пиши мелодический лепет | Мелодические конструкции коммуникативных типов синтагм: повествовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных |
Как считает Н.И. Жинкин (Жинкин, «Механизмы И'чи», 1958), просодические (интонационные) средства пыка появились раньше, чем вербальные (словесные). Подтверждением этому служат многочисленные наблю-ниия психофизиологов, неврологов, психологов, логопедов, лингвистов за звуковыми средствами коммуникации у младенцев и детей преддошкольного возраста.
Началом доречевого развития является первый рефлекторный крик новорожденного.В нем присутствуют инк голосовая составляющая, так и шумы. Частота основного тона первого крика составляет 425—440 Гц, что примерно равняется тону «ля» первой октавы (Лохов, Фесенко, 2000). Этот крик — недифференцированный, и нем нельзя выделить какие-либо членораздельные звуки или речевые элементы. В то же время крик каждого младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают определяться различные типы крика: крики, связанные е физическим дискомфортом (хочется есть — «крик го-
лода»; мокро, что-то болит — «крик боли») и крик связанные с психологическим дискомфортом (ребен не нравится, когда у него отнимают пустышку и т.п. «крик лишения»; хочется, чтобы его взяли на руки, при? ласкали, не хочется оставаться одному — «крик одино; чества»). «Крик боли», «крик голода» и «крик лишения; появляются сразу же, в первые три недели жизни мла; денца, а '«крик одиночества» — на третьей неделе жизн (Орлова, 2008). Мать ребенка быстро научается разли чать эти разные крики. Средством различения как раз служат компоненты интонации — изменения мелодики громкость, модуляции звука. Интонация младенческог крика сохраняется и затем воспроизводится в плаче у детей более старшего возраста и даже у взрослых.
К двум-трем месяцампоявляется гуканье (звуки наподобие «гы», «кхы»), а с третьего месяца — гуление (воспроизведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»).-Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хорошо модулированными и интонированными и начинают служить не только сигналом о неблагополучии, но и выражением удовольствия. В три-четыре месяцамладенец реагирует на интонацию взрослого, старается повто-; рить ее, активно усваивает типы интонации. Его общение со взрослым становится все более выразительным благодаря интонации и мимике.
В шесть месяцевпоявляется лепет — повторяющиеся открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т.п. С лепетом младенец осваива-* ёт ритмическую структуру речи. Как отмечает Р.В. Тонкова-Ямпольская, фонетическая деятельность ребенка активизирует слухоречевые и речедвигательные зоны коры головного мозга. Ребенок слушает не только речь окружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому, что произносит взрослый. Так происходит усвоение речи. При этом Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что интонационное поле речеслухового анализатора, которое отвечает за восприятие интонации, начинает формироваться уже на стадии гуления и полностью формируется уже к концу периода лепета (Тонкова-Ямпольская, 1968, 1970).
К шестому месяцужизни у младенца появляется не только интонация удовольствия, но и интонация радос-
•< фцдостное восклицание). На седьмом месяцепоявля-
< i уже и интонация просьбы.
Ни седьмом-восьмом месяцахжизни у младенца идет «i'Miiocc активного накопления звуков, артикуляция ста-чмнигся все более четкой, звуки — более дифференци-i оншпыми. В возрасте от семи-восьми месяцев до годаччткуляторный запас уже практически не расширяется
" формируется понимание речи. Вот как описывает этот •фмцесс Е.Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот «■» риод получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем
нщий контур слова. Общение осуществляется с помощью
< «щиональной интонации. Примерно к 11 месяцампо
йти ются активные лепетные цепи слогов. При этом ка-
* ий-либо слог выделяется длительностью, громкостью,
ищ'отой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия
фирмирования ударения» (Архипова, 2006).
В этот период младенец, воспринимая речь, ориен-шрустся на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже ишичает по этим признакам голос матери или голоса «ругих близких людей от голосов «чужих». Например, |п1)онок в восемь месяцевможет уже выработать реакцию на часто повторяющийся вопрос «Где мама?». Ус-ш.нмав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в *ч> сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же ноирос задает другой человек или даже мать, но с другой интонацией, привычной реакции не будет (Винарская, Ьогомазов, 2005). А вот если мать с той же интонацией произнесет другую фразу той же ритмической структуры (например, «Вот ляля?») или просто набор слогов с тем <кс ритмом (например, «Да-да-да?»), реакция ребенка Ьудет такой же, как при произнесении привычного вопроса «Где мама?».
Эти примеры показывают, что из всех речевых средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринимает и усваивает интонацию, а затем уже — вербальные «оставляющие речи (фонетику, лексику, грамматику). Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на ритмико-мелодические, а не смысловые компоненты ныеказывания. Подобным же образом воспринимают человеческую речь животные. Это доказывает, что и в филогенезе речь изначально возникла на основе интонации.
Дальнейшее развитие интонации в онтогенезе проис ходит следующим образом. На втором годужизни реб~' нок усваивает вопросительную интонацию. В это вре у него уже появляются первые слова. По данны А.Н. Гвоздева, первоначально вопрос в детской речи вь ражается только с помощью интонации, имитирующе интонацию окружающих. Примерно с одного года одив надцати месяцев,когда в речи ребенка появляются вад; сказывания из двух и более слов, он усваивает фразовс ударение. Примерно к двум годампоявляется интонаци перечисления, тогда как союзы перечисления возникаю в детской речи только к двум годам трем месяцам(Гвоз дев, 1961). И здесь интонация опережает вербальны средства (лексику и синтаксис). Как отмечают Лохов Фесенко, усвоение слов, их точное воспроизводство осу' ществляются «на базе усвоенной в течение первого год жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тре нировок лепетной речи. Нарушения механизмов освое ния ритмики и слога на первом году жизни приводят существенным и иногда трудно устранимым дефектап дальнейшего речевого развития на всех последующих его этапах» (Лохов, Фесенко, 2000).
Вопросы и задания
1) Кто занимался изучением онтогенеза интонации?
2) Как развивается речь ребенка в онтогенезе? Этапы речевого развития. На каком этапе появляется интонация? Какие средства общения у ребенка появляются раньше — интонационные или вербальные?
I ПАНА 4
<и ОБЕННОСТИ Г0Л0С00БРА30ВАНИЯ У РЕБЕНКА
I Го мере роста и развития ребенка растет и изменя-н'Я и его речевой аппарат, прежде всего — органы го-пиеообразования. При этом разные органы, входящие в - остав голосового аппарата, растут неравномерно, потому голос ребенка с возрастом изменяется по следующим показателям: по силе, высоте, тембру, диапазону, (нчиетрам.
Диапазоном голоса называется разница между минимальным и максимальным значением таких акустиче-i них характеристик голоса, как сила и высота голоса. I'tvucmp голоса, по определению Орловой, — «это ряд последовательно идущих по шкале звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания (тембру)» (Орлова, 2008). Различают три регистра: грудной, головной и смешанный.
При грудном регистре активно работают грудные резонаторы (грудная клетка). Ее вибрацию можно ощутить, если положить руку на область грудины. Голосо-иые складки при сближении плотно смыкаются, колеб-пются всей своей массой. В голосе присутствует большое количество обертонов, он звучит мощно и громко, тембр у него богатый, сочный.
При головном регистре работают в основном головные (верхние) резонаторы. Голосовые складки при сближении смыкаются не полностью, колебания проходят не но всей складке, а только в области ее свободного края (голосовая складка состоит из тела голосовой мышцы и края мышечной складки, которую еще называют «собственно голосовой связкой»). Обертонов в голосе меньше, громкость его также меньше, но зато голос звучит звон-
ко, обладает большой полётностью. При головном регистре голос выше, чем при грудном.
При смешанном регистре звучание грудного и головного резонаторов сочетаются. Если больше работают грудные резонаторы, голос будет ближе к грудному. Если больше работают головные резонаторы, голос будет приближаться к фальцету. Голосовые складки колеблются по свободному краю и прилегающему участку голосовой мышцы. Голос при смешанном регистре по высоте и диапазону занимает среднее место между" грудным и головным. Он выше и слабее грудного, но ниже и сильнее головного. Количество обертонов в нем также среднее.
Фальцетом называется неестественно высокий мужской голос. При фальцете голосовые складки очень натянуты, смыкаются не полностью, между ними остается щель веретенообразной формы. Колеблются только тонкие края складок, колебания совершаются не в поперечном направлении (как у других голосов), а в продольном. Голос слабый и очень высокий. Фальцетный голом преобладает у детей до периода мутации («ломки голоса»). У взрослых преобладает голос смешанного регистра (Орлова, 2008).
Голос в онтогенезе проходит различные стадии развития:
1) 'Голос новорожденных и грудных детей (младенческий голос). Высота голоса у всех детей примерно одна и та же — один-два тона а пределах «ля» первой октавы. По тембру голоса отличаются друг от друга; новорожденных на третий-четвертый день жизни можно различать по голосам.
2) Голос преддошкольников (детей младшего дошкольного возраста). Диапазон несколько расширяется по высоте: два-три тона в пределах «фа» — «ля» первой октавы. Сила голоса невелика.
3) Голос детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Отмечается заметное расширение
диапазона по силе и высоте (четыре-пять тонов).
4) Голос в период мутации. Мутация проходит в воз-ристе от 11 до 19 лет. В этот период голос становится нестабильным, он часто меняется по высоте, срывается. Диапазон голоса во время мутации: 250—680 Гц. В норме но окончании периода мутации фальцет уже исчезает, тлос приобретает взрослый (мужской или женский) юмбр (Орлова, 2008).
Вопросы и задания
1) Что такое регистр голоса? Какие бывают регистры?
2) Назовите стадии развития голоса в онтогенезе.
ГЛАВА 5______________________
НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ
Расстройства просодической (интонационной) стороны речи могут проявляться в нарушениях; темпа, рит^ ма, мелодики, акцентуации (восприятия и постановки ударений), паузации.
В главе 2.3 («Понятие об интонации в психофизиологии и акустике») уже говорилось о речевых расстройствах, связанных с нарушением темпа — тахилалиии брадилалии.Е.Н. Винарская и Г.М. Богомазов (Винар-ская, Богомазов, 2005) приводят данные о том, что эти "нарушения возникают на этапе развития паралингвисти-' ческих средств речи. В их основе лежит недостаточность подкорковых экстрапирамидных отделов мозга, и они обычно сочетаются с двигательными расстройствами. При тахилалии не только темп речи ускорен, но и вообще двигательная, психическая и речевая активность больных повышены. Больные много и суетливо двигаются, ведут себя беспокойно; внимание у них неустойчиво, мысли сбивчивы; речь торопливая, нечеткая, с многочисленными повторами, пропусками и перестановкой слогов. При брадилалии больные не очень под- ; вижны; все движения у них замедлены, отмечаются нарушения координации в движениях рук и в артикуляции; речь в целом замедлена, много ненужных пауз; мышление также замедлено. По мнению Винарской, эти нарушения связаны с состоянием вегетативной нервной системы и с особенностями эмоционально-волевой сферы больных. При коррекции этих нарушений полезно привлекать внимание больных к их речи, учить их контролировать себя. Необходимо осознание речевого дефекта и повышение эмоционального напряжения с целью преодоления дефекта.
При заиканиистрадают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и мелодика, и паузация, и
шьиматическое членение, и постановка логического и l г и шного ударения. Страдают также тембр, высота и . i >'ч кость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем,
• >■■< шикание — сложное речевое расстройство, при ко-
■ -мим затронуты многие слагаемые произносительной
«•(юны речи: и речевое дыхание, и голосообразование,
• • фшкуляция, что внешне проявляется в судорогах то-
нп'нч'кого, клонического или смешанного типа. Нару-
»<п Hiii также организация и координация движений,
к («иная и психическая активность больных. По мнению
ппиирекой, здесь имеют место стволово-подкорковые
..мцйжения, стойкое нарушение процесса саморегуля-
"»ш С возрастом, по мере осознания дефекта возникает
чифотизация, хронические стрессовые состояния. При
> «фрекции заикания эмоциональное напряжение и осо-
uiiiune дефекта приводят к усилению судорог. Коррек
ции осуществляется путем нормализации ритма и темпа
1«чи, выработки правильных интонационных моделей.
»«'(повременно проводится психологическая коррекция.
Интонационные расстройства отмечаются и при не-| мюрых типах дизартрии.Так, при мозжечковой дизартрииглавным симптомом служит нарушение ритма речи, f оторое проявляется в скандированности (то есть в нарушении плавности речи, когда больной говорит как бы ми слогам). У таких больных также страдает мелодика речи, происходит повышение тона на ударном гласном, присутствуют лишние паузы. Это приводит к трудностям нос приятия смысловой стороны речи (вопросительные фразы у больных звучат как восклицательные, а повестки нательные — как вопросительные). Речь звучит напряженно, недостаточно внятно. При экстрапирамидной ди-шптриитемп речи замедлен, мелодика вырождается, речь становится монотонной; нарушается структура син-ыгм; страдают паузация и акцентуация. В основе данно-ю расстройства лежит распад подкоркового фона рече-ных движений. При постцентральной апраксической ди-шртрииречь замедляется, становится неплавной и напряженной; просодические нарушения напоминают нарушения при заикании. В основе этого типа дизартрии лежит расстройство праксиса. Все эти виды подробно описаны Е.Н. Винарской в ее работе «Дизартрия» (Винарская, 2005).
Нарушения просодики нередко возникают при стер:/ той дизартрии у детей.Нарушаются: темп речи, ритм мелодика, акцентуация. Исследования Е.М. Мастюко вой, Л.И. Беляковой, И..З. Романчук и других показали что в этом случае страдает в первую очередь восприяти интонационных структур, а также способность владет ! своим голосом (больным не удаются модуляции голос по силе и высоте, голос звучит слишком тихо или слишком громко). Темп речи обычно ускорен, нарушаете, тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается инто национная структура высказывания. Большую трудность представляют воспроизведение ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов (Архипова, 2006). При коррекции различных типов дизартрии следует учитывать первичную причину дефекта. С этой целью необходимо проводить обследо-; вание интонационной стороны речи.
Вопросы и задания
1) При каких нарушениях речи возникают расстройства,-интонационной стороны речи? В чем они выражаются?
2) Различные способы коррекции интонационных рас-' стройств при различных нарушениях речи. Для чего \ нужно проводить обследование интонационной сто-, роны речи?
• ПАНА б __________________________________________
((ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ'
Схема обследования интонационной стороны речи у детей
1. Обследование восприятия ритма.
2. Обследование воспроизведения ритма.
3. Обследование восприятия интонации.
4. Обследование воспроизведения интонации.
5. Обследование восприятия логического ударения.
6. Обследование воспроизведения логического ударения.
7. Обследование модуляций голоса по высоте.
8. Обследование модуляций голоса по силе.
9. Выявление назального тембра голоса.
10. Обследование восприятия тембра.
11. Обследбвание воспроизведения тембра.
12. Обследование речевого дыхания.
13. Обследование темпо-ритмической организации речи.
14. Обследование состояния слухового самоконтроля.
1. Обследование восприятия ритмаОбследование чувства ритма необходимо, так как именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.
Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных ударов; б) серии простых уда-
'Программа обследования приводится по схемам, разработанным Е.Э. Артемовой (Артемова, 2005) и Е,Ф. Архиповой (Архипо-»ii, 2006).
ров; в) акцентированных ударов путем показа карточки'
с записанными на ней соответствующими ритмически
ми структурами. '
Материал для исследования: карточки с графическим
изображением ритмических структур: '
//, ///, ////, // //, IIIIIII/, III III, III/ III/, и/,
/U/U/ и т.д., где / — громкий удар, U — тихий удар.
1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов.
Покажи карточку, на которой изображено нужное коли
чество ударов».
— изолированные удары:
а)// ' б)/// в) ЦП г)////
2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, по
кажи нужную карточку».
— серии простых ударов:
а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///
3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были
удары, покажи нужную карточку».
— серии акцентированных ударов:
a)UU/ б)// b)//UU// г)/U//
Критерии оценки (единые для всех заданий):
4 балла — задание выполняется правильно и самостоятельно;
3 балла — задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла — задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
1 балл — для выполнения задания требуется активная помощь взрослого;
О баллов — задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.