Проведение обследования интонационной стороны речи

УДК 376 ББК 74.3

. Подписано в печать с готовых диапозитивов заказчика 19.01.2009.

Формат 84Х108!/32. Бумага газетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 11,76. Тираж 3000 экз. Заказ 338.

ISBN 978-5-17-057705-7(ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-271-23003-5(ООО «Издательство Астрель») ISBN 978-985-16-6806-5 (ООО«Харвест»)

t L.L. Шсвнов.1. Л.В. Забродина, 2008 © ООО «Издательство Астрель», 2008

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ................................................... 5

ГЛАВА 1

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИНТОНАЦИИ............................................ 6

1.1. Интонация как паралингвистическое средство общения............ б

1.2. История изучения интонации в различных дисциплинах.......... 8

ГЛАВА 2

ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ........................................................ 12

2.1. Понятие об интонации в лингвистике............................................ 12

2.1.1. Компоненты интонации.......................................................... 14

Мелодика............................................................................. 14

Ритм.................................... ~......................................................... 16

Темп....................................................... ,..................................... 18

Ударение............................................................................. 21

Пауза.,.............................................................................. ,. 23

Тембр................................................................................... 25

2.1.2. Понятие о синтагме.......................................................... 27

Синтагма.............................................................................. 28

Интонационные типы синтагм....................................... 31

2.2. Понятие об интонации в психолингвистике................................ 35

2.3. Понятие об интонации в психофизиологии и акустике............ 38

ГЛАВА 3

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.............................................. 44

ГЛАВА 4

ОСОБЕННОСТИ Г0Л0С00БРА30ВАНИЯ У РЕБЕНКА.......................... 49

ГЛАВА 5

НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ............................................................... 52

ГЛАВА б

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ.......................................................................................................... 55

Схема обследования интонационной стороны речи у детей.... 55

1. Обследование восприятия ритма................... .... 55

2. Обследование воспроизведения ритма................ ..... 56

3. Обследование восприятия интонации................ .' 57

4. проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru Обследование воспроизведения интонации........................... 60

5. Обследование восприятия логического ударения.................. 62

6. Обследование воспроизведения логического ударения....... 64

7. Обследование модуляций голоса по высоте........................... 66

8. Обследование модуляций голоса по силе......................... 68

9. Выявление назального (носового) тембра голоса............ 71

10. Обследование восприятия тембра голоса .'..................... 73

11. Обследование воспроизведения тембра голоса............. 75

12. Обследование речевого дыхания....................................... 77

13. Обследование темпо-ритмической организации речи........ 80

14. Обследование состояния слухового самоконтроля............. 83

ГЛАВА 7

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ

СТОРОНЫ РЕЧИ. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ 89

7.1. Дыхательная гимнастика (автоматизация

навыков нижнереберного дыхания)......................................... 89

7.2. Артикуляционно-мимическая гимнастика............................... 94

7.3. Голосовая и интонационная гимнастика................................. 96

7.3.1. Упражнения, направленные

на тренировку силы и высоты голоса....................................... 96

7.3.2. Интонационные упражнения............................................. 97

7.4. Логоритмические упражнения.......................................................... 97

7.5. Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизация речи 100

7.6. Формирование темпо-ритмической организации речи....... 102

7.7. Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи. (Образцы логопедических упражнений для преодоления нарушений

просодической стороны речи).................................................. 108

7.8. Схема индивидуального логопедического занятия
с использованием методов коррекции

просодических компонентов речи................................................. 118

ГЛАВА 8

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И НАВЫКА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ........................................................................128

Литература..................................................................................................220

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИНТОНАЦИИ

Только интонация убеждает Дельфина де Жирарден

Как устроена человеческая речь? Не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Основа устной речи — это ее фонетическая система, набор звуковых средств, из которых, как из кирпичиков, складываются более слож­ные элементы языка — слова. Из слов, в свою очередь, складываются высказывания, а из высказываний — тексты. Что же служит «раствором», объединяющим эти кирпичики в единое целое — связную, осмысленную устную речь?

Это — интонация.Она связывает слова в высказыва­нии, отграничивает одно высказывание от другого, раз-, граничивает слова и словосочетания внутри высказыва­ния. Она же объединяет высказывания в единый текст и отделяет один текст от другого. Интонация выделяет наиболее важные в смысловом отношении части выска­зывания и текста; передает подтекст сообщения, не вы­раженный словами; определенным образом характеризу­ет самого говорящего и его отношение к тому, о чем он говорит; делает речь выразительной, придает различным текстам различную художественную окраску. С по­мощью интонации говорящий передает свои эмоции — радость, удивление, грусть, возмущение, гнев — и сам оказывает эмоциональное и волевое воздействие на слу­шающего, интонационно выражая побуждение, просьбу, приказ, вопрос, приглашение, убеждение. Интонация необходима для того, чтобы могла осуществиться важ­нейшая функция речи — коммуникативная, чтобы речь действительно стала средством общения людей. Она об­ладает поистине волшебной силой, без которой общение невозможно.

проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru ГЛАВА 1

Юное.)

Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семанти-•нткими и синтаксическими средствами организации ш.н'казывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект. Например, в высказывании Приехал папа!» тот факт, что приехал именно папа, а иг кто-то другой, передается следующими средствами: » ново «папа» выделяется и синтаксически — с помощью ипнерсии (подлежащее идет после сказуемого), и инто­национно — логическим ударением, протяженностью, мелодикой (повышением тона на ударном слоге слова «папа»), замедлением темпа. Указательные слова (место­имения «тот», «этот», наречия «вот», «здесь», «там» и i.ii.) и усилительные частицы («же», «уж», «ведь» и т.п.) как правило, имеют особое интонационное оформление (мелодические изменения, ударение, изменение темпа), которое выделяет эти слова во фразе, подчеркивает их семантическую роль.

Кроме того, интонация может замещать отсутствую­щие члены предложения при эллипсисе — пропуске лег­ковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово за­мещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы. Благодаря этим интонационным средствам слушающий получает сигнал: «Внимание, в этом месте эллипсис», понимает, какой лексико-семантический элемент вы­сказывания опущен, и может без труда восстановить его.

проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru Не будь здесь интонационного выделения, все высказы­вание воспринималось бы как неправильное, незакон- ; ченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в под­тексте высказывания (Н.И. Жинкин, 1958).

Компоненты интонации

Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся; мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр. Рассмотрим их по порядку.

Мелодика

Основным компонентом интонации является мело­дика.Мелодика речи — это «изменение частоты основно­го тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990). Мелодика играет главную роль в осуществлении таких' функций интонации, как: 1) разделение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 2) связывание час­тей высказывания в единое целое; 3) различение комму­никативных типов высказывания; 4) выделение наиболее важной части высказывания; 5) выражение различных эмоций, подтекста, модальных оттенков; 6) выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит (иро­ническое, подчеркнуто серьезное и т.п.).

Важнейшие акустико-лингвистические характерис­тики мелодики речи:

1. мелодические диапазоны — разница между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона;

2. музыкальные интервалы — соотношение между высшей и низшей точками изменения частоты основно­го тона (например, октава, кварта, квинта);

3. мелодические пики;

4. степень крутизны повышения и понижения тона;

5. направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное движение);

6. уровень частоты основного тона (Торсуева, 1990).
Психолингвистические (аудитивные) характеристики

мелодики, предложенные М.В, Давыдовым, включают: 1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обыч-

ими, расширенный, суженный. Сюда относится также и mi.iii аудитивная характеристика, как уровень высоты «««па (она соответствует акустической характеристике -уровень частоты основного тона»). Различают четыре |ншия высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низ-М1 й, Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.

Мелодика высказывания основана на сочетании не­скольких мелодических мотивов. Мелодический мотив — мо минимальная единица мелодики, связанная с ритми­ческим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов, либо повторы одного и «ого же мотива.

К.С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой». Он считал ее неновой интонации. В уже упомянутой книге «Работа itiifcpa над собой...» (1938) он образно описывает раз­личные типы мелодики, которые отображаются на пись­мо с помощью разных знаков препинания.

«Знаки препинания требуют для себя обязательных тлосовых. интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им при­сущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего на-шачения. В самом деле, отнимите от точки ее финаль­ное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для не­го особое звуковое «квакание», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетиче­ская фигура — к ответу, восклицательная — к сочувст­вию и одобрению или к протесту, две точки — к внима­тельному восприятию дальнейшей речи и т.д. Во всех )тих интонациях — большая выразительность.

У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака препинания соответствующей инто­нации. Вспомните, что вам инстинктивно хочется сде­лать при всякой запятой? Прежде всего, конечно, оста­новку. Но перед ней на последнем слоге последнего сло­ва вам захочется загнуть звук кверху. После этого

проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воз­духе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Эти подымающиеся кверху фонетические линии получают самые разнообразные изгибы и высоты: на терцию, на квинту, на октаву, с коротким резким повышением, с широким плавным и невысоким размахом и пр. <...> Интонация по настроению может быть минорной или ма­жорной. Мы по своей национальной особенности склон­ны всегда говорить в миноре, в противоположность ро­манским народам, которые любят мажор» (Станислав­ский, 1938).

Мелодика речи значительно отличается от музыкаль­ной. Так, речевая мелодика редко и недолго сохраняет ровный тон — она постоянно меняет свое направление, скользит, то повышаясь, то понижаясь. Интервалы ее также часто меняются, тоны не имеют определенной длительности (в отличие от длительности музыкальных нот — целая нота, одна вторая, одна восьмая и т.д.). Она не укладывается в схему какой-либо музыкальной гам­мы. И, наконец, мелодика разговорной речи не имеет четкого повторяющегося ритма (такой ритм присутству­ет в поэтической и иногда в ораторской речи).

Ритм

Ритм — важный компонент интонации, необходи­мый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последователь­ное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И.Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художест­венного текста — стихотворного и прозаического». Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной про­зе, а меньше всего — в разговорных диалогах. Об этом различии говорит К.С. Станиславский: «...проза не сти­хи, совершенно так же, как обычные действия не танец. В них ритмические совпадения не могут быть строго ре­гулярны, тогда как в стихах и в танце они старательно и заблаговременно подготовляются и подстраиваются. У ритмичных людей больше случайных ударных совпаде-

*

мш(„ v менее ритмичных их меньше» (Станиславский,

Основная единица ритма — это ритмическая группа. ч^нн-тая ритмическая группа состоит из одного ударного ' it на и примыкающих к нему одного или нескольких *<>'«ударных слогов. Сложная ритмическая группа вклю-■i.itM несколько (два или более) ударных слогов, при чн»м разные ударные слоги несут ударение разной сте­пени (например, главное и второстепенное). Слоги в нпмичсской группе объединяются средствами мелоди-И1, и все ударные слова внутри одной сложной ритми-•((ской группы образуют тесное смысловое единство. В иро ншческой речи единицей ритма обычно является » пн сигма (она может совпадать с ритмической группой ими включать несколько ритмических групп). В стихо-i мирной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, анемическая группа, строка, строфа (Торсуева, 1990).

О значимости ритма в устной речи Станиславский и «корил следующее: «Аритмия в речи, при которой сло­ми или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает ...пьяного, а ско­роговорка — пляску святого Витта». И далее разъяснял: <<Торопливость, нервность, болтание слов, выплевыва­ние целых фраз не затушевывает, а совершенно уничто­жает их. Нервность говорящего только раздражает слу­шающих, неясное произношение злит, так как заставля­ет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли. Все это привлекает внимание слушающих, под­черкивает в тексте как раз то, что вы хотите стушевать. <...> Четкий ритм речи помогает четкому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания — четкой речи» (Станиславский, 1938).

Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередо­вание движения и остановок: «Наши действия и речь протекают во времени. В процессе действия надо запол­нять текущее время моментами самых разнообразных движений, чередующихся с остановками. В процессе же речи текущее время заполняется моментами произнесе­ния звуков самых разнообразных продолжителъностей, с перерывами между ними» (Станиславский, там же).

проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтак­сический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.

Темп

Темп — это скорость произнесения речевых элемен-|
тов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется 1
количеством элементов, произносимых в единицу вре-1
мени. Он может быть быстрым или медленным, уско- |
ряться или замедляться. Кроме того, темпом называют %
длительность произнесения речевых отрезков. В этом I
случае темп можно измерять средней длительностью ре- 1
чевых элементов — чаще всего средней длительностью I
слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы. .)
Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длитель- j
ность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговор- 1
ной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду. |

В высказывании темп выполняет следующие функ- t
ции. 1) Служит средством оформления интонационной 1
цельности высказывания. К концу высказывания темп |
речи замедляется. 2) Является средством противопостав- I
ления важного — неважного в высказывании. Речевые |
отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важ- Щ
ную в смысловом отношении информацию, произносят- Ц
ся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие |
второстепенную информацию (например, вводные слова 1
и предложения, некоторые уточняющие и пояснитель- 1
ные обороты), произносятся в ускоренном темпе (Све- 1
тозарова, 1990). 1

В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные j особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) со- | циальный статус говорящего (например, ускоренный | темп речи иногда может служить признаком низкой об­разованности, недостаточной культуры, низкого соци­ального положения); 3) эмоциональное состояние гово­рящего, (темп убыстряется при сильном волнении, воз­буждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.). | 4) отношение говорящего к слушающему, намерение со­здать определенное впечатление (например, если гово­рящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп 18

in речи замедляется); 5) ситуацию общения (спешка, iu мНходимость тянуть время и т.п.); 6) диалектные осо-нг-шюсти речи говорящего; 7) степень владения языком, Nil котором человек говорит; 8) сложность предмета, о <«иором идет речь, для понимания говорящего.

Станиславский считал, что темп речи влияет на ор­иентацию текста:

«Темп — скорость или медленность. Темп укорачи-Miu'T или удлиняет действия, ускоряет или замедляет

{ч'ЧЬ,

Иыполнение действий, произнесение слов требуют иремени.

Ускорил темп — отвел меньше времени для дейст-мия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить иыетрее.

Замедлил темп — освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможности еще лучше поделать и досказать важное» (Станиславский, 1938).

О темпе как выразительном средстве, передающем кмоции говорящего и усиливающем воздействие на слу­шающего, он говорил следующее: «Размеренная, звуч­ная, слиянная речь обладает многими свойствами и эле­ментами, родственными с пением и музыкой. Буквы, нюги и слова — это музыкальные ноты в речи, из кото­рых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром. mq. хорошую речь называют музыкальной. От такой звуч­ной, размеренной речи сила воздействия слова увеличи-мается» (Станиславский, 1938).

Сравнивая роль темпа в речи с его ролью в музыке, ом отмечал: «В речи, как и в музыке, далеко не все рав­но говорить по целым нотам, по четвертным, по вось­мым, по шестнадцатым или по квадриолям, триолям и проч. Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно по целым и полунотам:

"Я пришел сюда" (пауза), долго ждйл (пауза), не дождался (пауза) и ушел",

или сказать то же самое с другой длительностью и раз­меренностью: по восьмым, шестнадцатым, квадриолям и со всевозможными паузами разных длительностей:

"Я..... пришел сюда..... долго ждал..... не дождал­
ся.... и ушел..... "

проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru В первом случае — спокойствие, во втором — нерв­ность, возбужденность» (Станиславский, там же).

Выбор темпа влияет на ритм речи. Сочетание вре­менных характеристик речи (то есть темпа) с ритмиче­скими называется темпо-ритмом речи.

Вот как объяснял понятие темпо-ритма Станислав­ский: «...речевые звуки прослаиваются паузами и люфт-паузами самых разнообразных длительностей. Все это речевой материал, речевые возможности, с помощью ко­торых создается бесконечно разнообразный темпо-ритм речи. <...>

У многих актеров, небрежных к языку и невнима­тельных к слову, благодаря бессмысленной торопливос­ти речи просыпание концов доходит до полного недого-варивания и обрывания слов и фраз. В правильной и красивой речи не должно быть всех этих явлений... Пе­рерывы в словах должны соответствовать скорости или медленности речи с сохранением в них того же темпо-ритма. При быстром разговоре или чтении остановки короче, при медленном — длиннее... Правильная разме­ренность слогов, слов в речи, движений в действии, чет­кий ритм их имеют большое значение для правильного переживания»' (Станиславский, там же).

Он указывал, что темпо-ритм имеет большое значе­ние не только для временнбй и ритмической организа­ции речи, но и для эмоционального воздействия, а так­же для лучшей, более полной передачи информации: «...правильная размеренность слогов, слов в речи, дви­жений в действии, четкий ритм их имеют большое зна­чение для правильного переживания. <...> Если тем-" по-ритм взят верно, то правильное чувство и пережива­ние создаются естественно, сами собой. Но зато если темпо-ритм неверен, то совершенно так же, на том же месте роли родятся неправильные для нас чувства и пе­реживания, которых не исправишь без изменения не­правильного темпо-ритма. <...>

Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, со­здающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе. Военный марш, походка во время прогулки, похоронное шествие могут производиться в одном и том же темпо-ритме, но какая

i* isiiy ними разница в смысле внутреннего содержания, *« о i роения и неуловимых характерных особенностей! « пином, темпо-ритм таит в себе не только внешние

мниства, которые непосредственно воздействуют на на­шу природу, но и внутреннее содержание, которое пи-i им чувство. В таком виде темпо-ритм хранится в нашей

«ММЯТИ...

...В музыке мелодия образуется из тактов, а такты — mt нот разной длительности и силы. Они-то и передают l*miM. Что касается темпа, то он невидимо, внутренне, мкучитывается самими музыкантами или отбивается ди­рижерской палочкой. Совершенно так же и у нас, артис-нhi сцены, действия создаются из составных больших и ми пых движений разных длительностей и размереннос-1Н, а речь складывается из коротких, долгих, ударных и неударных букв и слогов. Они-то и отмечают ритм. Дей-» шия выполняются, а текст роли произносится под мысленный просчет нашего собственного «метронома», |-,пк бы скрытого внутри нас. Пусть же выделяемые нами унарные слоги и движения сознательно или подсозна-н»!1Ьно создают непрерывную линию моментов совпаде­нии с внутренним просчетом» (Станиславский, там же).

Ударение

Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение — это выделение одного элемента ре­чи (слога, слова) в последовательности подобных элемен-10» за счет изменения некоторых акустических характе­ристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или по­нижения тона при его произнесении).

Различают следующие виды ударения:

1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове.

2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный глас-ный.синтагмы.

3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово и синтагме. При этом выделенное слово произносится с (юлее сильным ударением, чем последнее слово в син­тагме, а если необходимо подчеркнуть именно послед­нее слово, на нем происходит изменение мелодики.





проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru 4) Фразовое — служит показателем завершения вы­сказывания.

А вот как говорил об ударении Станиславский:

«Ударение — это любовное или злобное, почтитель­ное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыс­ленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе.

Возьмите большой кусок проволоки, где-то изогните его, где-то чуть приподымите кверху, и у вас получится какая-то более или менее красивая, выразительная ли­ния, с какой-то вершиной, которая, словно громоотвод на куполе, принимает удар, а в остальной своей части создает какой-то рисунок. В такой линии есть форма, очертание, цельность, слиянность. Ведь это лучше, чем та же проволока, разорванная на мелкие огрызки, кото­рые разбросаны и валяются отдельно друг от друга. По­пробуйте изгибать звуковую линию слова... на разные лады. Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог.

...Перспектива в речи создается в большей мере с по­мощью ударений разной силы, которые строго коорди­нируются между собой. В этой работе важна не только сама сила, но и качество ударения. Так, например, важ­но: падает ли оно сверху вниз, или, наоборот, направля­ется снизу вверх, ложится ли оно тяжело, грузно, или слетает легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится. (Станиславский, 1938).

Он также подчеркивал, что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением, то есть фактиче­ски говорил о необходимости синтагматического, логи­ческого и фразового ударения: «Надо... научить снимать ударения там, где они не нужны. Я уже говорил, что это целое искусство и очень трудное! Оно, во-первых, осво­бождает речь от неправильных ударений, набитых в жиз­ни дурными привычками. На очищенной таким образом почве легче распределять одни правильные акцентуации. Во-вторых, искусство снимания ударения пригодится вам в будущем на практике и вот в каких случаях: при передаче сложных мыслей или запутанных фактов часто приходится напоминать для ясности отдельные эпизоды,

< . ||»пС)ИОСти того, о чем говоришь, но так, чтоб они не ниспали внимания слушающих от основной линии t-orkira. Эти комментарии надо излагать ясно, четко, им не слишком выпукло. При этом следует быть эко-нхмпым в пользовании как интонациями, так и ударе­ниями. В других случаях при длинных тяжелых фразах приходится выделять лишь некоторые отдельные слова, 1 метальные пропускать четко, но незаметно. <...> Сует-шжость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и мм-ц'ржка. Чтоб стушевать фразу, нужна нарочито нето-!»ш!1ивая, бескрасочная интонация, почти полное отсут-• шие ударений, не простая, а особая, исключительная ммцсржка и уверенность. Вот что внушает спокойствие ч уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово » пропускайте легко, четко, неторопливо то, что нужно in(Iи. для общего смысла, но что не должно выделяться. ...Фраза с ударениями на всех словах ничего не обо­значает. Она бессмысленна» (Станиславский, там же).

Пауза

Необходимым компонентом интонации является па-у №. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может ныть действительной — в тех случаях, когда звучание ре­чи действительно прекращается и на какое-то время на­купает тишина. Но она может быть и психологической — » тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва и тучании, а в действительности этого перерыва нет ( но несовпадение выявляется при аппаратных исследо­ваниях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асе­мантические.

Семантические паузы связаны со смысловой сторо­ной высказывания и выполняют следующие функции: I) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части {син­тагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмо­циональное воздействие на слушающего (такие паузы на­зываются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться





проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru как перед этим словом, так и после него (усилительные >, паузы). Асемантические паузы не связаны со смысловой! стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним! относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные' и физиологические паузы. Они появляются в следующих! случаях: 1) ритмические — отделяют друг от друга рит­мические стихотворные единицы; 2) артикуляционные^ паузы — возникают при произнесении некоторых звуко-: сочетаний; 3) ситуативные — способствуют замедлению \ речи в таких ситуациях, когда это необходимо говоря­щему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слуша­телям время записать произнесенный текст); 4) физиоло­гические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушения­ми деятельности центральной нервной системы.

Станиславский считал паузы очень важным сред­ством воздействия на слушателя — особенно синтагма­тические (которые он называл «логическими») и эмотив-ные (которые он называл «психологическими»). Вот как он говорит об их значении:

«Логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психо­логическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической па­узы речь безграмотна, то без психологической она без­жизненна. Логическая пауза служит уму, а психологичес­кая — чувству. Митрополит Филарет сказал: "Пусть речь твоя будет скупа, а молчание — красноречиво". Вот это "красноречивое молчание" и есть психологическая па­уза. Она является чрезвычайно важным орудием обще­ния. <...> Она заменяет их [слова — Авт.] взглядами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и под­сознательными средствами общения. Все они [психоло­гические паузы — Авт.] умеют досказать то, что недо­ступно слову, и нередко действуют в молчании намного интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержа­телен и убедителен не менее, чем словесный.

И паузе нередко передают ту часть подтекста, кото-i и идет не только от сознания, но и от самого подсоз­нании, которая не поддается конкретному словесному мп|1,!жению. Знаете ли вы, как высоко ценится психоло-«»<и*кая пауза? Она не подчиняется никаким законам, * f ti подчиняются все без исключения законы речи. Там, *'»\ казалось бы, логически и грамматически невозмож­ен сделать остановку, там ее смело вводит психологи-чп'каи пауза» (Станиславский, J938).

Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчер-> имам: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из цчшмх ее козырей» (Станиславский, там же).

Тембр

Гще один компонент интонации — тембр — в основ­ном способствует выражению эмоций. Тембр — это ин-шпидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для i идцого человека. Она образуется за счет обертонов, то iiiii добавочных тонов голоса, которые сопутствуют ос-нипному звуковому тону и зависят от особенностей t i роения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр i икоса может изменяться в зависимости от эмоциональ­ного состояния говорящего, в чем и проявляется его *iif ирессивная функция. Таким образом, говоря словами I ')растова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения !>!(утреннего содержания текста».

Разные исследователи выделяли различные виды ц'Мбра. Так, С.С. Суренский (1941) указывает на шесть нидов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр (цинического образа, образный тембр чтеца, подчерки-иапие гласных, фонетический тембр. Н.И. Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности мож­но свести к двум основным: интонационный (семанти­ческий) тембр и неинтонационный (асемантический) гембр.

Неинтонационный тембр — это индивидуальный гембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата (см. выше). Он настолько уникален, что, например, в Италии до появления фотографии указывался в паспорте как од-





проведение обследования интонационной стороны речи - student2.ru на из внешних примет человека. В то же время индиви­
дуальный тембр сам по себе не является средством пе­
редачи информации о чувствах и состоянии говорящего, j
то есть не несет смысловой (семантической) нагрузки.;
Поэтому он и считается асемантическим и не относится j
к компонентам интонации. |

Интонационный тембр — это изменение индивиду- |
ального тембра, передающее определенные элементы со- ]
держания высказывания. Что передает интонационный
тембр? 1) Информацию об эмоциональном или физичес- |
ком состоянии, в котором находится говорящий в мо- <
мент высказывания. 2) Информацию о чувствах говоря- '
щего, которые он хочет донести до слушающего. 3) В не-
которых случаях говорящий с помощью изменения тембра
старается передать свою волю — страстное желание, ;
приказ, просьбу, угрозу и т.п. Например, когда человек
отдает приказ, то у него в голосе «звенит металл»; когда
он произносит угрожающие слова, голос становится
хриплым, напряженным; во время просьбы голос звучит
мягко, вкрадчиво и т.д. Эти изменения тембра относятся
к модально-коммуникативному аспекту высказывания,
они усиливают эмоциональное воздействие на слушаю­
щего. |

По мнению. Л. К. Цеплитиса (1974), интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатоми­ческим строением речевого аппарата говорящего, а ин­тонационный тембр зависит от изменения формы неко­торых резонаторов речевого аппарата. Эти изменения формы резонаторов универсальны для всех носителей языка, благодаря чему по речи можно распознавать эмо­циональное состояние разных людей.

С помощью интонационного тембра можно выра­жать следующие чувства, виды эмоционального и физи­ческого состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, ве­селье, ликование, торжественность, восторг, восхище­ние, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие;

f 1 (шпость, почтение, чувство собственного достоин-«И:1, благородство, великодушие, возвышенность, вели-• м ценность; высокомерие, пренебрежение, презрение, >* иннисть, отвращение, омерзение; грусть, печаль, тоску, «««печь, скорбь; раздражение, досаду, возмущение, злость, >м»н, ярость; осторожность, боязливость, робость, страх, "Ининие; вялость, слабость, усталость, изнеможение, мишень; жизненную силу, резвость; резкость, грубость, нйпльство, наглость; своеволие, упрямство; сосредото-f» iшесть, серьезность, скрытность, угрюмость, хмурость; < любы, просьбу, мольбу; гордость, уверенность, храб-цинч'ь; лесть, заискивание; смех, иронию, насмешку, из-ппатсльство; угрозу, поучение, приказ, прощение (Цеп-ш гис, 1974).

Понятие о синтагме

Каким же образом «работает» интонация, как выпол­ня<

Наши рекомендации