Философские проблемы науки и техники

Философские проблемы науки и техники

Учебно-методическое пособие для магистрантов

Красноярск 2017

Философские проблемы науки и техники: учебно-методическое пособие для магистрантов / сост. Л.П. Завьялова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017.- 21 с.

В пособие включена тематическая программа курса, планы семинарских занятий со списками литературы, темы для самостоятельной работы, а также вопросы для подготовки к итоговому контролю знаний.

Пособие предназначено для обучающихся по программам магистратуры направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Укрупненная группа 08.00.00 «Техника и технология строительства».

Введение

Учебно-методическое пособие имеет целью помочь магистрантам в усвоении знаний, необходимых для общего и глубокого понимания закономерностей развития науки и техники. Философский подход позволяет увидеть тесную связь между научным познанием, технической деятельностью и социально-культурными процессами. Это способствует формированию определенных образовательным стандартом профессиональных и общекультурных компетенций, а также развитию профессиональных знаний, умений и навыков.

Современное общество ставит перед учеными и инженерами новые задачи, ориентируя их на разработку высокотехнологичных, инновационных проектов. Новая техника и технологии создаются на основе не только специальных технических знаний, но также знаний естественных и социогуманитарных наук; ключевое значение придается экологическим и гуманитарным аспектам проектов.

Профессиональные качества современного инженера предполагают овладение специальными научными знаниями, а также формирование определенной системы ценностей. Базовыми основаниями ее должны служить философские и нравственные принципы сохранения природы, культуры и человека. Поскольку инженерная деятельность в наше время приобрела невиданный размах и мощь, постольку именно профессиональное сообщество должно выработать строгий нравственный императив, не допускающий возможности уничтожения жизни на нашей планете.

Пособие предназначено магистрантам, обучающимся по строительному направлению. Важно понимать значимость работы инженера-строителя в формировании гуманитарной и экологической среды города и использовать современные научные методы, чтобы решать технические задачи в комплексе с проблемами экономическими, социальными и экологическими.

Данное пособие содержит тематическую программу учебного курса, планы семинарских занятий со списками литературы, указания и темы для самостоятельной работы. Обсуждаемые вопросы предполагают не только теоретическую подготовку на основе учебной литературы, но и обращение к практическому опыту строительства, осмысление актуальных проблем.

Тематическая программа курса

Тема 1. Наука и техника как предмет философского исследования.

Актуальность философского анализа современных проблем научно-технического развития. Роль науки и техники в техногенном обществе.

Предмет философии науки. Формирование проблемного поля философии науки: позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Становление философии техники как области философского знания. «Философствующие инженеры» (Э. Гартинг, И. Бекман, Ф. Рело и др.). Концепция «органопроекции» Э. Каппа. Программа развития философии техники П.К. Энгельмейера. Осмысление проблем техники в философии ХХ в.

Тема 2. Понятие науки. Специфика философских проблем науки.

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.Основные функциинауки в жизни современного общества.

Особенности научного знания. Наука и другие формы познавательной деятельности (мифология, религия, искусство, обыденное познание). Научная рациональность и ценности науки.Наука и философия. Философские основания научного знания. Специфика философских проблем науки: теоретико-методологические, онтологические, социальные аспекты.

Планы практических занятий

Литература

1. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учеб пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.–608 с.

2. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

3. Основы философии науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.

4. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

5. Философские вопросы развития науки и техники (Методологические проблемы науко­ведения и техниковедения) / Под ред. В.А.Дмитриенко. Томск: Изд-во Томского госу­дарственного университета, 1982.

Литература

1. Барышев, М.А. Философия техники: учеб. пособие /М. А. Барышев, В.П. Каширин, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007.- 156 с.

2. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учеб. для вузов/ В.Г. Горохов. – М.:Гардарики, 2009. - 336 с.

3. Горохов, В. Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале ХХ столетия /В.Г. Горохов. – М.: Логос, 2010. – 376 с.

4. Митчем, К. Что такое философия техники?/К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 149 с.

5. Негодаев, И.А. Философия техники: Учебное пособие /И.А. Негодаев. – Ростов н/Д: «Центр ДГТУ», 1997. – 562 с.

6. Розин, В.М. Философия техники /В.М. Розин.- М.:Изд-во Эксмо, 2001. - 512 с.

7. Степин, В. С. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов /Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. – М.:Контакт-Альфа, 1995. - С. 291-377.

Литература

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

2. Кравченко, А.Ф. История науки и техники / А.Ф. Кравченко. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. – 435 с.

3. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учеб пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.–608 с.

4. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

5. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

6. Черникова, И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 352 с.

7. Черняк, В.З. История и философия техники: пособие для аспирантов/ В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2014. – 572 с.

Литература

1. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

2. Основы философии науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.

3. Рузавин, Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2912. – 287 с.

4. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. /В.С. Степин. – М.: Наука, 2000. – 744с.

5. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 551 с.

Литература

1. Кун, Т. Структура научных революций /Т. Кун. – М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 310 с.

2. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ /И. Лакатос. – М.: Медиум, 1995. – 236 с.

3. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

4. Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания /К. Поппер. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004. – 638 с.

5. Степин, В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. /В.С. Степин. – М.: Наука, 2000. – 744 с.

6. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 542 с.

Литература

1. Кедров, Б.М. Классификация наук /Б.М. Кедров. – М.: Мысль, 1985. – 543 с.

2. Кеттер, Р. К отношению технической и естественнонаучной рациональности// Философия техники в ФРГ. – М.: Прогресс, 1989. С.334-353.

3. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования/Б.И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 248 с.

4. Кохановский, В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания)/ В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 320 с.

5. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

6. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

Литература

1. Горохов, В.Г. Введение в философию техники: Учеб. пособие/ В.Г. Горохов, В.М. Розин. - М.: ИНФРА-М, 1098. – 224 с.

2. Грязнова, Е.В. Философские вопросы технических наук: Учеб. пособие /Е.В. Грязнова. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. – 140 с.

3. Иванов, Б.И. Философские проблемы технознания/ Б.И. Иванов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – 156 с.

4. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования/Б.И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 248 с.

5. Чешев, В.В. Техническое знание/ В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 267 с.

Литература

1. Горохов, В. Г. Знать, чтобы делать: История инженерной профессии и ее роль в современной культуре / В.Г. Горохов. – М.: Знание, 1987. – 176 с.

2. Митчем, К. Что такое философия техники?/К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 149 с.

3. Корнилов, И.К. Основы инженерного искусства / И.К. Корнилов. – М.: МГПУ им. И. Федорова, 2014. – 370 с.

4. Крыштановская, О.В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы / О.В. Крыштановская. – М.: Наука, 1989. – 144 с.

5. Негодаев, И.А. Философия техники: Учебное пособие /И.А. Неодаев. – Ростов-н/Д.: «Центр ДГТУ», 1997. – 562 с.

6. Орешников, И.М. Философия техники и инженерной деятельности: Учебное пособие / И.М. Орешников. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. -109 с.

7. Хунинг, А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989. – С. 404-419.

8. Шаповалов, Е.А. Общество и инженер: Философско-социологические проблемы инженерной деятельности /Е.А. Шаповалов. – Л.: Наука, 1984. – 184 с.

Литература

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.

2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Мн.: Беларусь, 1994. – 479 с.

3. Буш, Г.Я. Рождение изобретательских идей /Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 2007.–126 с.

4. Морозов, А.П. Методы научно-технического творчества: Учебное пособие / А.П. Морозов, А.П. Коптев. - Магнитогорск: Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова, 1999.- 240 с.

5. Мюллер, И. Эвристические методы в инженерных разработках / И. Мюллер. – М.: Радио и связь, 2008. – 144 с.

6. Френкель, В.Я. Эйнштейн – изобретатель / В.Я. Френкель, Б.Е. Явелов. – М.: Наука, 1982. – 160 с.

7. Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П.К. Энгельмейер. –М.: Либроком,2010.-. 208 с.

Литература

1. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 416 с.

2. Корнилов, И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство / И.К. Корнилов. – М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996. – 159 с.

3. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

4. Мирский, Э.М. Научная политика XXIвека: тенденции, ориентиры и механизмы /Э.М. Мирский, П.М. Барботько, В.В. Борисов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.pandia.ru/803205/

5. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность /В.П. Старжинский, В.В. Цепкало. – Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.- 327 с.

6. Тодосийчук, А.В. Наука как фактор социального прогресса и экономического роста/А.В. Тодосийчук.– М.: НИИЭНиО, 2005.–428 с.

7. Указ Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» № 899 от 7 июля 2011г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www. kremlin.ru/news/11861/

Самостоятельная работа студентов

В соответствии с программой курса предусмотрен большой объем самостоятельной работы по изучению материала. Основные формы самостоятельной работы студентов:

1. Изучение источников в ходе подготовки к семинарским занятиям и анализ вопросов плана обсуждения темы.

2. Самоподготовка студентов к промежуточном и итоговому контролю знаний.

3. Выполнение исследовательской работы в форме доклада, статьи или реферата по одной из тем. В работе необходимо раскрыть суть проблемы, показать актуальность ее решения. Важно проанализировать не только теоретические материалы, но и практические аспекты проблемы, постараться привести свои примеры.

Примерные темы исследовательских работ

(доклад, статья, реферат)

1. Наука и вненаучные формы знания.

2. Научное знание и заблуждение.

3. Понятие научной картины мира.

4. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания (на примере отдельных направлений).

5. Продуктивность и эффективность научной деятельности, способы их измерения и оптимизации.

6. Наука как основа инновационной системы современного общества.

7. Философско-правовые аспекты регулирования научной деятельности.

8. Главные изменения в подходе к научной политике в XXI в.

9. Мотивация деятельности ученого.

10. Проблемные ситуации в науке. Постановка проблемы, подходы к ее решению.

11. Роль гипотезы в научном поиске.

12. Метод моделирования в научно-техническом исследовании.

13. Природа и технология в современной научно-технической кар­тине мира.

14. Основные закономерности развития техники.

15. Границы преобразования природы посредством техники, пре­делы расширения техносферы.

16. Техни­ческое знание в системе культуры.

17. Специфика методов научно-технического исследования (на примере отдельных технических дисциплин).

18. Возникновение проблемных ситуаций в технических науках.

19. Фундаментальные и прикладные исследования в структуре научно-технического знания.

20. Инновационный потенциал технических наук и социально-экономические проблемы его реализации.

21. Роль интуиции и воображения в научно-техническом творчестве.

22. Роль и место эвристики в научно-техническом творчестве.

23. Этические вопросы научно-технического творчества.

24. Техническая задача и ее реше­ние как форма творчества (анализ примеров из отдельных технических дисциплин).

25. Особенности творческого мышления инженера в процессе создания новой техники.

26. Теория решения изобретательских задач Г.С. Альшуллера.

27. Теория технического творчества П.К. Энгельмейера.

28. Экологизация техники и развитие экологических технологий.

29. Гуманизация техники и технологии.

30. Культурно-исторические особенности становления инженерии в России.

31. Особенности инженерного проектирования в строительстве.

32. Специфика инженерно-строительного образования в XXI в.

33. Инженерная этика. Этические кодексы профессиональных инженерных сообществ.

34. Архитектура и строительство как форма технического творчества.

35. Социально-экологическая экспертиза инженерных проектов.

36. Проблема комплексной оценки технических проектов.

37. Критерии научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.

38. Технические эксперты и общественность в оценке научно-технических и хозяйственных проектов: проблемы коммуникации.

Вопросы к итоговому контролю знаний

1. Наука в системе культуры. Оценка роли науки в современном мире: сциентизм и антисциентизм.

2. Понятие науки. Наука и другие формы познавательной деятельности (мифология, искусство, религия, обыденное познание).

3. Философия и наука. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.

4. Особенности научного познания. Основные критерии научности знания.

5. Становление и развитие науки: основные исторические этапы.

6. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки. Смена типов научной рациональности.

7. Проблема систематизации и классификации наук. Специфика естественнонаучного, социогуманитарного и научно-технического знания.

8. Структура и методы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

9. Динамика научного знания (модели развития науки: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд). Традиции и революции в науке.

10. Проблема классификации наук. Взаимосвязь естественных, социогуманитарных и технических дисциплин в системе научного знания.

11. Философия техники как особая область философского знания.

12. Понятие техники. Сущностные характеристики техники.

13. Исторические этапы и закономерности развития техники. Обусловленность технического развития природными и социальными факторами.

14. Специфика технического знания и технических наук. Объект и предмет технических наук.

15. Структура научно-технического знания. Эмпирические и теоретические исследования в технических науках.

16. Техническая и инженерная деятельность. Основные виды и формы инженерной деятельности.

17. Становление и развитие инженерной деятельности. Связь инженерии и науки. Отличие научного и инженерного стиля мышления.

18. Инженерная этика. Проблема социальной ответственности инженера в современном мире.

19. Особенности технического и научного творчества.Цель и структура научно-технического творчества.

20. Феномен изобретения и открытия. Соотношение субъективного и объективного, новаторства и традиции в техническом творчестве.

21. Место и роль техники в системе в системе производительных сил общества.

22. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.

23. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы современности.

24. Доминанта техногенного фактора в современном обществе. Техницизм и технофобия в футурологических проектах будущего человечества.

Список основной литературы для самоподготовки

1. Барышев, М.А. Философия техники: учеб. пособие /М. А. Барышев, В.П. Каширин, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007.- 156 с.

2. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 416 с.

3. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учеб. для вузов/ В.Г. Горохов. – М.:Гардарики, 2009. - 336 с.

4. Кохановский, В.П. Основы философии науки: Учеб пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.

5. Мареева, Е.В. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 333 с.

6. Митчем, К. Что такое философия техники?/К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995.- 149 с.

7. Негодаев, И.А. Философия техники: Учебное пособие /И.А. Негодаев. – Ростов н/Д: «Центр ДГТУ», 1997. – 562 с.

8. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) /А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

9. Основы философии науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 544 с.

10. Розин, В.М. Философия техники /В.М. Розин.- М.:Изд-во Эксмо, 2001.- 512 с.

11. Старжинский, В.П. Методология науки и инновационная деятельность /В.П. Старжинский, В.В. Цепкало. – Минск: Новое знание: М.: ИНФРА-М, 2013.- 327 с.

12. Степин, В.С. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

13. Черникова, И.В. Философия и история науки: Учебное пособие/ И.В. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 352 с.

14. Черняк, В.З. История и философия техники/В.З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2014. – 572 с.

15. Чешев, В.В. Техническое знание/ В.В. Чешев. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2006. – 267 с.

16. http://www.philosophy2.ru/iphras/library/filtech.html

17. www.bibl.nngasu.ru/.../philosophy/4581_Gryaznova_Fil_voprosy_teh.p...

Содержание

Ведение……………………………………………………….3

Тематическая программа курса………………………….4

Планы семинарских занятий……………………………..8

Самостоятельная работа студентов…………………….16

Примерные темы исследовательских работ

(доклад, статья, реферат)……………………………….16

Вопросы к итоговому контролю знаний………………18

Список основной литературы для самоподготовки…20

Философские проблемы науки и техники

Учебно-методическое пособие для магистрантов

Красноярск 2017

Философские проблемы науки и техники: учебно-методическое пособие для магистрантов / сост. Л.П. Завьялова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017.- 21 с.

В пособие включена тематическая программа курса, планы семинарских занятий со списками литературы, темы для самостоятельной работы, а также вопросы для подготовки к итоговому контролю знаний.

Пособие предназначено для обучающихся по программам магистратуры направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Укрупненная группа 08.00.00 «Техника и технология строительства».

Введение

Учебно-методическое пособие имеет целью помочь магистрантам в усвоении знаний, необходимых для общего и глубокого понимания закономерностей развития науки и техники. Философский подход позволяет увидеть тесную связь между научным познанием, технической деятельностью и социально-культурными процессами. Это способствует формированию определенных образовательным стандартом профессиональных и общекультурных компетенций, а также развитию профессиональных знаний, умений и навыков.

Современное общество ставит перед учеными и инженерами новые задачи, ориентируя их на разработку высокотехнологичных, инновационных проектов. Новая техника и технологии создаются на основе не только специальных технических знаний, но также знаний естественных и социогуманитарных наук; ключевое значение придается экологическим и гуманитарным аспектам проектов.

Профессиональные качества современного инженера предполагают овладение специальными научными знаниями, а также формирование определенной системы ценностей. Базовыми основаниями ее должны служить философские и нравственные принципы сохранения природы, культуры и человека. Поскольку инженерная деятельность в наше время приобрела невиданный размах и мощь, постольку именно профессиональное сообщество должно выработать строгий нравственный императив, не допускающий возможности уничтожения жизни на нашей планете.

Пособие предназначено магистрантам, обучающимся по строительному направлению. Важно понимать значимость работы инженера-строителя в формировании гуманитарной и экологической среды города и использовать современные научные методы, чтобы решать технические задачи в комплексе с проблемами экономическими, социальными и экологическими.

Данное пособие содержит тематическую программу учебного курса, планы семинарских занятий со списками литературы, указания и темы для самостоятельной работы. Обсуждаемые вопросы предполагают не только теоретическую подготовку на основе учебной литературы, но и обращение к практическому опыту строительства, осмысление актуальных проблем.

Наши рекомендации