Т.6 Разрешенные и запрещенные приемы спора.

Какой-то общепринятой классификации разрешенных(допустимых) приемов спора не имеется. Будем следовать в основном Никифорову А.

Допустимые приемы спора: инициатива, бремя доказательства, концентрация, скрытый резерв, обращение аргументов противника против него самого, отложенный ответ,

Надо тренировать себя в навыке запоминать все детали спора, избегать жалкой привычки «последнее слово», развивать способность «быть спокойным» в любой ситуации спора.

Запрещенные способы(приемы, уловки) споров: подмена тезиса, использование эмоционально окрашенных понятий, поспешное обобщение, пари, чрезмерно быстрая речь, диверсия, затягивание спора, отвлекающие вопросы, замещения, срывание спора, предвзятая интерпретация, уловки артиста,, заноза, оскорбление, тормоз (улитка, глухая оборона).

Запрещенные аргументы. Аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к силе, аргумент к жалости, аргумент к тщеславию, аргумент к невежеству, дамский аргумент, нелепые доводы, аргумент к личности.

4.4. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Операция деления объема понятий
Непосредственные умозаключения
Логика вопросов и ответов.
История теории и практики аргументации
Приобретения навыков по анализу общественно-политических текстов с точки зрения теории и практики аргументации.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:

Интерактивно-иллюстративный метод изложения лекционного материала с использованием мультимедийного оборудования;

Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);

Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления») с использованием практикума как формы, закрепляющей теоретические знания;

Работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой магистранты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх;

В качестве основных форм самостоятельной работы магистрантов предполагается выполнение индивидуальных проектных заданий по личной инициативе магистранта; подготовка к докладу на семинарском занятии.

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) прилагается к рабочей программе дисциплины.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

Список литературы (подмодуль 1).

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2003.

2.Ивлев Ю.В. Логика М.,2002

3.Кириллов В.И. Старченко. Логика. М., 2002

4.Солодухин О.А. Логика. Ростов н/Д., 2000.

5.Кирилов В.И., Орлов Г.А., Фокин Н.И. Упражнения по логике М., 2001.

Список литературы (подмодуль 2)

1. Аристотель. О софистических опровержениях//Аристотель. Соч. в 4-х т., М.: Мысль 1978, Т2.

2. Аристотель. Топика.// Там же.

3. Аристотель. Риторика. //Античная риторика. М.: МГУ 1972. Или любое другое издание

6.Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: 1991.

7. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван. 1984.

8. Введение в биоэтику.М., 1998.

9 Еемерен Ф.Х., Гроотнедорст Р. Аргументация, коммуникация, ошибки. - П.: Васильевский остров, 1992.

9. Герасимова И. А. Практический курс по аргументации, М., 3003.

10. Герасимова И.А., Новоселов М.М. Аргументация как методология убеждения. //Вопрос. философ. 2003 №10.

11. Есенин-Вольпин А.С. О теории диспутов и логике доверия /Логика. Философия. Защита прав человека. Поэзия. Избранное. М. 1999. Стр. 178-192.

12. Есенин-Вольпин А.С. О логике нравственных наук/Логика. Философия. Защита прав человека. Поэзия. Избранное. М. 1999. Стр.193-240.

13. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации. М., 2007.

14.Никифоров А. Логика. М. 2001.

15. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. //Вопрос. философ.1990 №3.

16. Родос В. Б. Теория и практика полемики. Методическое пособие. Томск. 1989.

17. Роль дискуссий в развитии естествознания. М., 1986

7.2. Дополнительная литература.

1. Античные теории языка и стиля. М., 1956.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

3. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика// Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

4. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

5. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.

6. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

7. Язык и моделирование социальных взаимодействий. М., 1987.

8. Герасимова А.И., Новоселов М.М. Аргументация как методология убеждения. //Вопрос. философ. 2003 №10.

Интернет-ресурсы

1.Электронная библиотека ЮФУ http://library.sfedu.ru

http://www.philos.sfedu.ru/

http://metod.philos.rsu.ru/

2.http://www.philosophy.ru Библиотека Института философии

3.http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных

текстов "AUDITORIUM"

4.http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ

им. М.В. Ломоносова

5.Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/

6.Сайт ЮНЕСКО http://www.unesco.org/new/ru/unesco/

7.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

8.Сайт кафедры философии и методологии науки ЮФУ http://metod.philos.rsu.ru/

9.Сайт журнала «В мире науки» http://sciam.ru/anons/

10.Институт геополитики профессора Дергачева http://www.dergachev.ru/book-6/index.html

Наши рекомендации