Основной задачей культуры становится воспитание и возделывание самого человека.

В ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА» ВКЛЮЧАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ОБ­РАЗОВАННЫХ И ВОСПИТАННЫХ ЛЮДЕЙ ОТ «НЕКУЛЬТУРНЫХ И ДИКИХ ВАРВА­РОВ».

Исторически идея взаимосвязи культуры и науки прослеживает­ся в греческом понятии «техне», которое указывает на мастерство и умение как ТЕХНОЛОГИЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, с одной стороны, и ВЫСОКИЙ СТАТУС МАСТЕРА, с другой.

ОРИЕНТАЦИЯ НА «ТЕХНЕ» ПОДЧЕРКИВАЕТ РЕМЕС­ЛЕННИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ ТЕХНО­ЛОГИЧНОСТЬ, БЫСТРУЮ ВНЕДРЯЕМОСТЬ НОВЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ В ЖИЗНЬ.

6. О чем свидетельствует первоначальное этимологическое значение термина «культура»? Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключа­ется также и в первоначальном этимологическом значении термина, когда «культура» представала как АГРОКУЛЬТУРА и толковалась как ЦЕЛЕ­СООБРАЗНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ, ЕЕ ОБРАБАТЫВАНИЕ.

Она (агрокультура-?-Г.Б.) прочиты­вается как СОВОКУПНОСТЬ ПОПЫТОК УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ ПРОЦЕССА­МИ НА ОСНОВЕ АДЕКВАТНЫХ ИМ СВОЙСТВ.

КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ЦЕЛЕСООБРАЗ­НОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЧЕЛОВЕКА, Т.Е. О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВА­НИИ, ЕГО ОСНОВУ ТАКЖЕ СОСТАВЛЯЮТ ПРОЦЕССЫ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ СОВОКУПНО­СТИ ПРИВИВАЕМЫХ НОРМ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ПО­ЛУЧЕНИЯ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.

Таким образом, КУЛЬТИВИРОВАНИЕ СО­ДЕРЖИТ В СЕБЕ ПРОГРАММУ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕКТА ИЛИ СУБЪЕКТА, ПРЕД­ПОЛАГАЕТ И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОПЕРАЦИИ И ЭТАПЫ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ, Т.Е. ОПИРАЕТСЯ НА ОТКРЫТЫЕ НАУКОЙ ТЕОРЕТИ­ЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

7. Как понимается культура в аспекте интеллектуальной составляющей? Со стороны интеллектуальной составляющей культура всегда по­нималась как СФЕРА ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕС­КОГО УМА, ОТКРЫТОГО ДЛЯ ИННОВАЦИЙ И ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ, ЭТА­ЛОНЫ КОТОРОГО ВСЕГДА ВОСПРИНИМАЛИСЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛО­ВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Еще мудрые греки считали, что необходи­мо быть внимательным к любому новшеству, любому усовершенство­ванию, которые могли обеспечить большой успех в жизни.

ОСНОВАНИ­ЕМ СБЛИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ ИХ ОБЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЗИДАНИЕ.

Известно, что пафос подлинной культуры (состоит-?-Г.Б.)в созидании ценностей, и в мире человеческих отношений, и в мире искусства, и в мире хозяйствования и экономики — в этом суть культуры.

8. Этический аспект решения проблемы включения теоретических новаций и представлений в культуру. Проблема включения теоретических новаций и представлений в культуру, помимо общего просвещенческого и когнитивного аспекта, имеет еще и достаточно весомую ЭТИЧЕСКУЮ компоненту, которая ОЦЕ­НИВАЕТ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ, РОЖДАЕМЫЕ ИЗ СТРЕМЛЕНИЯ ШИРОКО СЛЕДОВАТЬ НОВАЦИЯМ НАУКИ, НАУЧНЫМ ОТКРЫТИЯМ, ШИРОКО ПРИМЕНЯТЬ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ИХ, ВНЕДРЯТЬ В ЖИЗНЬ.

Гносео­логические характеристики мудрости, когда полнота теоретической ос­ведомленности переходит в практическую, обнаруживает себя на уровне утилитарных наставлений, руководства в решении повседневно-жиз­ненных вопросов, имеют огромное значение и оказывают влияние на процесс включения теоретических новаций в культуру.

9. Оценка культуры страны на основании процесса включения новых теоретических представлений в культуру. То новое, что открывает наука, не должно быть потеряно, после экспертных заключений, отслеживающих близкие и дальносрочные последствия данного научного открытия, оно должно быть включено в реальное и повседневное бытие культуры.

Процесс включения но­вых теоретических представлений в культуру обеспечивает такую оцен­ку культуры той или иной страны как ПЕРЕДОВАЯ, ОТСТАЮЩАЯ или ДО­ГОНЯЮЩАЯ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОБЩАЯ КУЛЬТУРА, ВСЕСТОРОННЯЯ ОБРАЗОВАН­НОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕСЬМА ПРЕСТИЖНЫМИ ХА­РАКТЕРИСТИКАМИ СОВРЕМЕННИКА.

10. Какие качества культивирует в человеке культура? Сфера культуры не остается безучастной к чистой теории, а предъявляет свои требования и, в частности, предполагает культиви­рование в человеке таких качеств, как:

· доброжелательность,

· деликат­ность,

· вежливость,

· толерантность.

Эти качества выполняют роль МЕ­ХАНИЗМА ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗЦОВ, способствующего СДЕРЖИ­ВАНИЮ И СНЯТИЮ ДЕСТРУКТИВНОГО ЭФФЕКТА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

· ТОЛЕРАНТ­НОСТЬ:сочетает в себе сложное взаимодействие эмоциональных меха­низмов и профессионально-творческих способностей, которые помо­гают АДАПТИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.

НЕ ИСТЕРИКА И ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЙ ВЗРЫВ, А СПОКОЙНЫЙ, ТРЕЗВЫЙ И ВСЕСТОРОННИЙ ВЗГЛЯД НА СИТУАЦИЮ С ОЦЕНКОЙ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПОСЛЕДСТВИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ, — ВОТ, ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОЗИЦИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Опора на толерант­ность становится особо значимой, если принять во внимание много­образие раздражающих факторов, сопровождающих процесс включе­ния новаций в актуальный КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНЫЙ потенциал.

По мнению Э. Роджерса, к их числу можно причислить следующие шесть факторов:

· фактор новизны и нестандартности;

· фактор экстремально­сти действий;

· фактор целостности профессионального труда;

· фактор постоянной включенности в управленческие связи;

· фактор неопреде­ленности.

70. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ НОВЫХ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУЛЬТУРУ В СФЕРЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ПЛАН

1. Идея первоначальной ассимиляции на­учных и культурных влияний Запада в размышлениях над спецификой развития отечественной науч­ной мысли.

2. Начало XVIII в. Появление первых российских ученых.

3. В чем состояла проблема «книжной учености»?

4. Стремление к построению широких обобщающих конструкций, размах и масштабность проектов, как специфика отечественной установки.

1. Идея первоначальной ассимиляции на­учных и культурных влияний Запада в размышлениях над спецификой развития отечественной науч­ной мысли. В размышлениях над спецификой развития отечественной науч­ной мысли весьма популярна идея первоначальной ассимиляции на­учных и культурных влияний Запада.

Наши рекомендации