Опытное знание не может привести к полной уверенности, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация.

Традиционный при­мер: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей.

Принимая во внимания эти обстоя­тельства, британский философ и социолог Карл Поппер (1902—1994) предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию.

Иначе говоря, в отличие от на­учных теорий, в принципе фальсифицируемых, ненаучные построе­ния и, в частности, метафизика, неопровержимы.

Их не может опро­вергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не имеют.

Вместе с тем практическая значимость философии не может быть сведена только к обобщению научных данных:

ФИЛОСОФИЯ БЕРЕТ НА СЕБЯ ТРУД ОСМЫСЛИТЬ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕ­ЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗА МИРОВОЗЗРЕНИЕ СОВРЕМЕННИКА, УЧАСТВОВАТЬ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЕГО ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ, ЭТИЧЕСКИХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПРИНЦИПОВ.

14. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

ПЛАН

1. Перспективы взаимоотношения философии и науки как проблема.

2. Корреляции вза­имоотношений философии и науки.

3. Отсутствие в науке кри­териев социальной значимости ее результатов.

4. В чем состоит положительная задача философии как арбитра результатов научного познания?

5. Философский «горизонт» коренных изменений в науке.

6. Изменение формы философии и фундаментальное научное открытие (рефлексия и саморефлексия).

7. Слитость естественного и технического познания в науке.

8. Разрыв философии и науки как условие выявления особых задач науки.

9. Обоюдность и органичность взаимосвязи философии и науки.

1. Перспективы взаимоотношения философии и науки как проблема. Осмысление перспектив взаимоотношения философии и науки является острой проблемой для современных философов, ученых и методологов.

Так, Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделе­ние философии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому «сердцем» философии служит «теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием».

2. Корреляции вза­имоотношений философии и науки. Ретроспективно просматриваются следующие корреляции вза­имоотношений философии и науки:

А)наука отпочковалась от философии;

Б)философия, стремясь сохранить за собой функ­ции «ТРИБУНАЛА» ЧИСТОГО РАЗУМА, сделала центральной ТЕОРЕ­ТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ, проработав ее во всех направлениях;

В)современная философия мыслится как вышед­шая из ЭПИСТЕМОЛОГИИ.

3. Отсутствие в науке кри­териев социальной значимости ее результатов. Наука (особенно естествознание) не содержит внутри себя кри­териев социальной значимости своих результатов.

Именно ФИ­ЛОСОФИЯ ДОЛЖНА СДЕЛАТЬ ПРЕДМЕТОМ СВОЕГО АНАЛИЗА РАССМОТ­РЕНИЕ НАУКИ КАК СОВОКУПНОГО ЦЕЛОГО В ЕЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ, т.е. возложить на себя бремя ответственности за науку перед человечеством.

ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ НЕ МОГУТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕ СПОНТАННО И БЕСКОНТ­РОЛЬНО.

Функции контроля, упирающиеся в необходимость пре­дотвращения негативных последствий наисовременнейших на­учных и технологических разработок, связанных с угрозой су­ществования самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки.

Однако для их эффективного осуще­ствления необходима поддержка институтов государства, пра­ва, идеологии, общественного мнения и пр.

4. В чем состоит положительная задача философии как арбитра результатов научного познания? Положительная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность результатов научных ис­следований В ИХ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ, двигаться по логике развития научных исследований, доходя до исходных рубежей.

То есть до той точки, где возникает сам тип подоб­ных этико-мировоззренческих проблем.

5. Философский «горизонт» коренных изменений в науке. Философы науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские основания, и тот, кто хочет добиться удовлетворительного по­нимания науки XXI в., должен хорошо освоиться с философ­ской мыслью.

Хотя философия исключает из своего рассмот­рения частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт позна­ния человечества.

ФИЛОСОФИЯ ОСМЫСЛИВАЕТ СТОРОНЫ ОБЩЕСТ­ВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, это не попадает в поле зрения частных наук.

В отличие от частных наук, кото­рые иерархизированы и автономно разведены по своим пред­метным областям, ФИЛОСОФИЯ ИМЕЕТ ОБЩИЕ ГРАНИ ПЕРЕСЕЧЕ­НИЯ С КАЖДОЙ ИЗ НИХ.

Это фиксируется областью, которая на­зывается «философские вопросы науки».

6. Изменение формы философии и фундаментальное научное открытие (рефлексия и саморефлексия). Как отмечали классики, философия меняет свою форму с каж­дым новым открытием в естествознании.

Наши рекомендации