Поскольку у нас было много существований, то не выходят ли тем самым наши родственные связи за пределы нынешнего нашего существования?
– «Иначе оно и не может быть. Следование телесных существований устанавливает между духами связи, коие восходят к вашим предшествующим жизням; отсюда зачастую корни симпатии между вами и некоторыми духами, каковые вам представляются посторонними.»
По мнению некоторых, учение о перевоплощении разрушает семейные узы тем, что выводит их за пределы нынешнего существования?
– «Напротив, оно расширяет их, а не разрушает. Так как родство основано на предшествующих привязанностях, то узы, соединяющие членов одной и той же семьи, становятся от того лишь более прочными. Это учение усиливает чувство братства между людьми, поскольку в вашем соседе или в вашем слуге может находиться дух, ранее состоявший с вами в кровном родстве.»
– И всё‑таки оно уменьшает ту значимость, каковую некоторые склонны придавать своему родству, поскольку отцом может оказаться дух, ранее принадлежавший совсем к иному роду или иному сословию?
– «Это так, но подобная значимость зиждется лишь на гордыне; большинство людей почитает в своих предках их титулы, знатность, богатство. Иной устыдится, имея предком честного сапожника, и горд тем, что происходит от распутного вельможи. Но не в их власти помешать тому, что есть, ибо Бог устроил законы природы не по их тщеславию.»
206. Из того факта, что между духами‑выходцами из одной и той же семьи наличествует лишь кровное родство и нет родства духовного, следует ли, что сам по себе культ предков нелеп?
– «Конечно же, нет, ибо подобает быть счастливым от сознания, что принадлежишь к роду, в коем прежде воплощались высокие духи. Хотя духи и не происходят друг от друга, они тем не менее питают привязанность к тем, кто связаны с ними родственными узами, ибо духи эти нередко притягиваются к той или иной семье чувством симпатии или предшествующими связями. Но будьте уверены, что духи ваших предков совсем не бывают тронуты тем почитанием, каковые вы воздаёте им из гордости или тщеславия; достоинства их снизойдут на вас лишь в том случае, если вы будете силиться следовать добрым примерам, какие они вам преподали, и тогда лишь ваша память о них может быть им не только приятна, но и полезна.»
Сходство во внешности и характере
Родители нередко передают своим детям особенности своей наружности. Передают ли они им также и некоторые особенности своего характера?
– «Ни в коем разе, поскольку у них разные души и они являются совершенно иными индивидуальностями. Тело происходит от тела, но дух не происходит от духа. Между членами семьи есть лишь кровное родство.»
– Чем объясняется сходство характеров, существующее порою между родителями и детьми?
– «Это симпатизирующие духи, привлечённые сходством наклонностей.»
Имеет ли дух родителей влияние на дух ребёнка уже после его рождения?
– «Он имеет на него очень большое влияние; как мы сказали, духи призваны содействовать прогрессу друг друга. Так вот! Дух родителей предназначен развить дух своих детей через воспитание: это святая обязанность родителей, и если они с ней не справятся, они будут за это в ответе.»
Почему у хороших и порядочных родителей нередко рождаются дети, природа коих порочна? Иначе говоря, почему положительные качества родителей не всегда, через симпатию, привлекают хорошего духа, чтобы оживить тело их ребёнка?
– «Дурной дух может испросить себе хороших родителей в надежде на то, что советы их направят его по лучшему пути, и нередко Бог его им вверяет.»
Могут ли родители мыслями своими и молитвами призвать в тело их ребёнка доброго духа и отвратить духа низшего?
– «Нет, но они могут улучшить того духа, что живёт в теле рождённого ими ребёнка и коий для того им, собственно, и вверен; это долг их. Плохие дети всегда суть испытание для родителей.»
Чем вызвано сходство характеров, столь часто существующее между двумя братьями, особенно у близнецов?
– «Симпатизирующие духи сблизились через сходство чувств и счастливы быть вместе.»
У детей, тела которых соединены, а некоторые органы общие, два ли у них духа? Иначе говоря, две ли у них души?
– «Да, но их сходство нередко превращает их в ваших глазах в одну.»
Поскольку духи воплощаются в близнецов по симпатии, то чем тогда вызвана та неприязнь, каковая порою среди них наблюдается?
– «Совсем не обязательно, чтобы у близнецов были только симпатизирующие друг другу духи, дурные духи также могут желать совместно бороться в драме жизни.»