Структура бытия: виды, уровни, формы

Категория бытия отражает реальность такой, какой
она предстает человеку в практической деятельности.

Вместе с тем философия не останавливается на про-
стой констатации существования человека и окружающего
его мира, раскрывая различные виды и способы существо-
вания. Определяя смысл отношения "бытие-небытие",
она дает понимание противоречивости, напряженности,
многообразия бытия; предоставляет возможность преодо-
леть ограниченность познания через призму индивиду-
ального бытия. Невозможно понять сущность бытия без
таких понятий, как пространство, время, качество, необ-
ходимость, действительность, содержание; реальность и
многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь фи-
лософскую систему в целом. Для нас - это задача всего
курса; тем не менее общую характеристику форм, уровней
и видов существования дать можно и необходимо.

Следует различать виды бытия - объективная реаль-
ность и субъективная реальность, уровни бытия - актуаль-
ное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и

социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все то, что суще-
ствует вне и независимо от сознания. Звездные системы и

элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганиз-
мы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет не-
живую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество
образуют объективно реальное бытие. Субъективная реаль-
ность - это не что иное, как сознание, мышление, духов-
ный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах,
образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Пережива-
ния человека и его мысли, нравственные и эстетические
идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие,
как материальная точка или идеальный газ), вся духовная
жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти
два вида бытия не полярные противоположности. Субъек-
тивная реальность является продуктом отражения объек-
тивной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на
нее.

Взаимосвязь объективной и субъективной реально-
сти осуществляется в формах человеческой деятельности.
Мерой логичности и адекватности, истинности мышле-
ния выступает опосредованность ее практикой. Для того,
чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипу-
лирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан
как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его
конкретными целями. Одни и те же материалы могут
быть объектом исследования разных специалистов. Для
механика важным будет исследование их на прочность,
для физика - на электро - или теплопроводность, для хи-
мика - на их химическую активность и т.д. С другой сто-
роны, эмпирически или теоретически полученное знание о
предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправ-
ным пунктом для определения природы и возможностей
объективно реально существующих вещей и процессов.

Следует различать актуальное (действительное) и
потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бы-
тие - это наличное бытие в данном пространственно-
временном интервале, все то, что существует в данный мо-
мент. В актуальном бытии выделяют прежде всего бытие
естественных вещей и процессов. Это - природное бытие
индивидуализированных объектов и их состояний, которое
иногда называют первой природой в отличие от второй
(рукотворной) природы искусственных вещей и процессов,
созданных человеком. По мере развития человечества
вторая природа оказывает все большее влияние на жиз-

2 Зак. 83

недеятельность общества. Доминирующее значение в ней
занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два
ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность
человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физи-
ческого (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что
генетическая программа, заложенная в человеке природой,
реализуется путем социального (общественного) способа
существования человека. При рассмотрении бытия че-
ловека наиболее значимым является аспект индивиду-
ального личностного бытия, ибо только через этот уро-
вень бытия можно осмыслить отношение человека к
миру.

Очень многие жизненные ситуации просто не суще-
ствуют как проблемы для всех. В частности, особенность
вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно
связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек
проблемы собственного бытия может поставить и решить
по-своему. Но при этом важно понимать общие сущност-
ные характеристики бытия.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, че-
ловека и того, что создано им, содержит в себе массу не-
реализованных возможностей. Это потенциальное бытие,
которое может в зависимости от условий стать или не
стать актуальным. В природе такой процесс осуществля-
ется благодаря естественным законам. В обществе тоже
имеются свои законы, но они проявляются только через
действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей,
через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия
человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не
просто в преходящем характере каждого конкретного ин-
дивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, - бес-
ценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сме-
ной поколений. История - это наше понимание бытия, и
от того, насколько данное поколение прониклось духом
бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих
предшественников и современников, зависит уровень ду-
ховной и материальной культуры, т.е. уровень актуального
бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем.
Не случайно сегодня у нас проснулась такая тяга к про-
шлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов
административной системы души прикоснуться к много-

цветию красок жизни, а необходимый процесс введения
бытия людей в русло мировой цивилизации и культуры.
Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и
материальное - едины. Предпосылкой этого единства яв-
ляется бытие.

2.3. Бытие - предпосылка реального и
концептуального единства мира

Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и
человек, объективная и субъективная реальность... Что об-
щего между столь различными фрагментами мира? Прежде
всего то, что они существуют; условием их единства явля-
ется бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свой-
ства и ценность вещей, их состояние - необходимо иметь
уверенность в их существовании. Факт бытия может быть
обоснованием взаимосвязанности и целостности мира,
единства материального и духовного. Уверенность в суще-
ствовании и единстве мира всегда служила основанием для
того или иного образа мира.

Сознание рисует ту или иную картину бытия, исхо-
дя прежде всего из основных мировоззренческих принци-
пов. Для обозначения глубинного единства всего сущест-
вующего в философии выработано понятие субстанции.
Субстанция - то, что лежит в основе всего существующего,
суть предельное основание всех вещей и процессов. Фило-
софские направления в самом общем плане и обознача-
ются по пониманию ими субстанциальности мира. Те
философские учения, которые объясняют мир из одной
субстанции, называют монистическими. Монизм - такое
видение мира, когда основой всего существующего при-
знается одно начало, которое может рассматриваться либо
как материальное, либо как идеальное. Различают мате-
риалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и
идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с мо-
нистическим толкованием мира в философии встречаются
и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в
основе мира лежат два начала - материальное и духовное
(Р. Декарт).

Любая философская система уже в силу исходных
посылок предполагает не просто описание мира в его
всеобщности, а вычленение такой универсальной связи,

которая с необходимостью выходит на человека. Миро-
воззренческий характер философского знания предопре-
деляет соотнесенность рисуемой им целостной картины
мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам из-
вестного физика М. Борна: "Мир образуется из "я" и "не-
я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между
этими двумя полюсами является объектом любой религии
и любой философии. Однако каждое учение изображает
по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой
картине. Значение, которое придается субъекту, представ-
ляется мне тем масштабом, руководствуясь которым мож-
но расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на
нитку, религиозные верования, философские системы,
мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке"
(5. С.10).

Мировоззренческая картина действительности мо-
жет формироваться и на уровне обыденного сознания, это
так называемая жизненная философия, или философия
здравого смысла. В любом случае она строится на общих
представлениях о мире, которые формируют идеалы,
принципы и регулятивы поведения человека, его отноше-
ние к другим людям и природе. Общая мировоззренче-
ская установка не менее важна и при построении научной
картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в кото-
рой впервые в науке формулируется научная картина ми-
ра (физическая), назвал "Математические начала нату-
ральной философии".

Научная картина мира в отличие от теории, которая
дает описание, объяснение и прогнозирование относительно
конкретного фрагмента реальности (механического, тепло-
вого, электромагнитного, химического, биологического и
т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию кон-
кретно-научных знаний о реальности под углом зрения
определенного мировоззрения и достигнутого уровня
практического освоения мира. Элементами механической
картины мира являются такие понятия и принципы, как
"материальная точка", "абсолютное время", "абсолютное
пространство", "принцип инерции", "принцип дальнодей-
ствия", "принцип относительности Галилея" и др. Науч-
ная картина мира выделяет существующие в природе об-
щие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и
объяснением природных процессов она служит основани-

ем для прогнозирования и формирования новых теорий.
Различают общенаучную картину мира, картину мира наук,
близких по предмету исследования (например, естествен-
нонаучную картину мира) и картину мира специальных
наук (химическую, биологическую, астрономическую, фи-
зическую).

Научная картина мира несет на себе печать общего
уровня материальной и духовной культуры общества и, в
свою очередь, сама становится ядром мировоззрения.
Эволюция наиболее разработанной картины мира, отно-
сящейся к срезу физической реальности, свидетельствует
о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысле-
ния фундаментальных связей, существующих в природе,
которая выступает как система общих логических форм,
отражающих реальность процессов в той или иной облас-
ти. Объединение в мысли отражает то реальное единство,
которое существует в мире.

Особое значение в нашем мире, когда чрезвычайно
углубились противоречия между обществом и природой,
имеет построение технической (или технологической) и
экологической картины мира. Это способствует как более
адекватному созданию общенаучной картины мира, так и
нахождению регулятивов для оптимального взаимодействия
общества и природы, максимального приближения их как
бы к изначальному естественному единству.

Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное
многообразие конкретных форм существования, объек-
тивной и субъективной реальности, природы и общества,
духовного мира человека, его мыслей и чувств, вообра-
жения и эмоций, логико-математических конструкций и
научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие ока-
зывается категорией, недостаточной в силу своей крайней
абстрактности для философского мировоззрения. Ведь
центральной проблемой бытия в теоретическом и в прак-
тическом плане выступает вопрос о формах социального
самоопределения человека в мире, выбора им собствен-
ных стратегий. Здесь возникают (среди множества других)
вопросы о соотношении различных видов существования,
о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезно-
вении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются
с помощью категории материи.

Глава 3. МАТЕРИЯ

Наши рекомендации