Тема 15. Гносеология (учение о познании).

Лекция 1. Познание как предмет философского анализа.

Время: 2 часа.

Вопросы лекции

1.Теория познания как философская дисциплина.

2. Проблемы гносеологии в истории философии.

3. Особенности познавательных способностей человека.

4. Состав и структура знания.

Конспект лекции

Вопрос 1.Теория познания, как философская дисциплина.

Познание –это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущностьдействительности (вещей, явлений), в их закономерные связи и отношения, т.е. установление:

а) существенных;

б) устойчивых;

в) повторяемых связей и отношений, т.е. законов.

Теория познания (гносеология) –от греч. «gnosis» - познание и «logos» -понятие, учение, т.е. учение о познании.

Термин «гносеология» введен в философию шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г., хотя само учение о познании разрабатывалось уже в античной философии (Гереклит, Платон, Аристотель).

В западной философии распространен термин «эпистемология» - от греч. «episteme» - знание. Эта часть философии исследует общие черты процесса научногопознания и знания, как его результат.

Проблемы, которые исследует гносеология.

1. Природа познания (что, как и зачем познает человек).

2. Возможности и границы познания ( до каких пределов познаваем мир).

3. Отношения знания и реальности (соответствуют ли наши знания действительности).

4. Условия действительности знания, критерии его истинности.

5. Формы и уровни познания и т.д.

Таким образом, гносеология –этораздел философии, где изучается: как мы получаем знание о разных предметах и явления действительности, каковы основания и границы нашего познания, насколько достоверно человеческое знание.

Подлинная философская проблема – «познаваем ли мир?» включает в себя:

1) можно ли достоверно познать предметы;

2) можно ли познать их сущности;

3) можно ли познать проявление сущности.

Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит:

во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции при соотношении сознания и материи;

во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания;

в-третьих, в анализе уровней, способов и форм содержания и результатов процесса познания;

в-четвертых, рассмотрения общей и всеобщей методологии познавательной деятельности человека, особенностей научного и вненаучного познания, критериев познавательной деятельности.

В решении проблемы: «познаваем ли мир?»обобщенно выделяют две основных позиции:

1.Гносеологический оптимизм –человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира;

2.Агностицизм –отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др.

Сторонники скептицизма сомневаютсяв возможностиили результативности каких- либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к познанию.

Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.

Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.

Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Агностицизм «живуч»,потому что это обусловлено сложностью проблем процесса познания, таких как:

а) неисчерпаемость границ познания;

б) невозможность полностью познать вечно изменяющееся бытие;

в) существование субъективных особенностей восприятия бытия;

г) ограниченность познавательных возможностей человека.

Агностицизм, как уже говорилось, проявляется в различных формах, но их объединяет ответ на вопросы:

1) о возможности получения достоверного знания о сущности предметов. Агностики отвечают отрицательно;

2) о закономерностях развития природы и общества.

Наши рекомендации