Тема 9. Марксистская философия.

Лекция.

Время:2 часа

Вопросы лекции

1. Особенности марксизма.

2. Единство материализма и диалектики.

3. Теория познания и логика.

4. Материалистическое понимание истории.

5. Марксизм в России.

Конспект лекции

Вопрос 1.Особенности марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широко учения – марксизма, который включает в себя, кроме философии, политэкономию (экономическую теорию) и научный коммунизм (теорию революционного преобразования общества).

Критикуя немецких философов – классиков за то, что они «лишь различным образом объясняли мир», Маркс утверждает, что задача заключается в том, чтобы «изменить мир», т.е. преобразовать его на практике, используя выводы теоретической мысли. По словам видного современного французского философа и социолога Р. Арона, философия Маркса неоднозначна и неисчерпаема. Она стремится слиться с жизнью, стать самой жизнью. Она не хочет довольствоваться ролью совы, вылетающей в полночь и толкующей уже прошедшее, а возвещает новую эру, активно вторгается в жизнь, создает планы социального переустройства.

Марксистская философия материалистична по своему характеру состоит из двух больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма.

Основными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал» К. Маркса, «Манифест коммунистической партии», «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс; «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» - Ф. Энгельс и др.

Вопрос 2. Единство материализма и диалектики.

Философия марксизма – диалектико – материалистическая. Материалистическая потому, что утверждает о первичности материи и вторичности сознания. Она признает материальность мира и его познаваемость. Диалектическая потому, что рассматривает материальный мир в постоянном движении, развитии, обновлении.

Итак, Маркс и Энгельс утверждают что:

во-первых, в мире нет ничего кроме материи, которая находится в постоянном движении и развитии. Она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования.

во-вторых, сознаниене есть самостоятельная сущность, а свойство материиотражать саму себя; «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»;

в-третьих, субстанциейединства мира выступает движущаяся материя.Ф.Энгельс детально (в рамках развития научного знания той эпохи) рассмотрел и выявил основные формы ее движения и их взаимосвязь. На этой основе была разработана единая систематическая картина мира, соответствующая научным представлениям конца XIX века;

в-четвертых, человек есть часть природы и одновременно результат развития общества;

в-пятых, диалектика Гегеля (по выражению Энгельса) была ими спасена и поставлена с «головы на ноги», т.е. с идеалистических принципов на материалистические;

материалистическая диалектика:

а) есть учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Движение понимается как процесс единства и борьбы противоположностей, обуславливающих скачкообразный переход от одной формы движения материи в другую;

б) есть метод – раздвоение единого и познание противоречивых его частей. Таким образом, налицо органическое единство теории и метода;

в-шестых, Маркс и Энгельс различали два вида диалектики:

а) объективная – царит во всей природе;

б) субъективная– диалектика мышления, т.е. отражение господствующего во всей природе движения в сознании человека;

в-седьмых, предметом материалистической диалектики является изучение наиболее общих, т.е. диалектических законов природы, истории (общества) и познания, в первую очередь – мышления.

Они также выделили главный закон диалектики – Закон единства и борьбы противоположностей;соглашаются с Гегелем, что выражением противоречивого характера развития является Закон превращения количественных изменения в качественные, а также Закон отрицания отрицания,который раскрывает механизм появления нового из старого путем диалектического отрицания предшествующего этапа развития, указывает на общее направление развития природных и общественных систем.

Вопрос 3.Теория познания и логика.

Марксом и Энгельсом была разработана диалектико-материалистическая теория познания (гносеология). Они отмечали:

во-первых, первичность, несотворимость материального вещества;

во-вторых, принципиальную познаваемость мира, исходя из предпосылки о единстве законов природы и законов мышления. Поставив вопрос «что такое мышление и сознание и откуда они берутся?» они отвечают, что это продукты человеческого мозга и что сам человек есть продукт природы, развивающийся в определенной среде вместе с ней;

в-третьих, что процесс познания истины, т.е. правильного отражения мира, по своей сути – противоречивый. Это и есть движение от относительной истины к абсолютной истине;

в-четвертых, под абсолютной истиной понимали всеобъемлющее, полное знание, а под относительной – знание неполное, частичное, приблизительное. Абсолютная истина складывается из бесконечной суммы истин относительных;

в-пятых, что процесс познания диалектичен; истина – не застывшей итог, а непрерывный процесс перехода от одной относительной истины к другой – тоже относительной, но содержащей более весомую частицу абсолютной истины;

в-шестых кардинальным вопросом в теории познания является обоснование критерия истины. Они разработали концепцию общественно-исторической практики. В их понимании, практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека.

Основные формы практики:

а) производство материальных благ и орудий труда;

б) социальная деятельность, приводящая к изменению политических систем;

в) научный эксперимент.

В структуре практики Маркс и Энгельс выделяли:

а) потребность;

б) цель и мотив деятельности;

в) целесообразную деятельность.

Практика выступает:

а) высшим критерием истины;

б)движущей силой познания;

в) цельюпознания.

Вопрос 4.Материалистическое понимание истории.

Важнейшим своим достижением в философии К. Маркс считал материалистическое понимание истории. Он утверждает, что прежде чем заниматься наукой, политикой, религией и т.д. люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это достигается в результате труда, а труд невозможен без изготовления, применения орудий труда и средств производства. Поэтому из многообразных общественных связей и отношений Маркс считал, что основными являются материальные производственные отношения.

Наши рекомендации