Семинарское занятие 1.1. Доклассическая наука.

1. Проблема периодизации истории науки

2. Античный период науки. От натурфилософии до софистов и Сократа.

3. Особенности развития европейской науки в Средние века. Соотношение знания и веры на этапах патристики и схоластики (Тертуллиан, Ф.Аквинский). Становление системы образования и открытие университетов, их дальнейшая роль в просветительстве и формировании науки.

4. Науки в эпоху Возрождения.

1.Проблема периодизации истории науки существует в связи с тем, что эволюция науки происходит под воздействием внешних и внутренних факторов её развития, которые в той или иной мере обуславливают качественные изменения в содержании науки, основные парадигмы научного мышления, социокультурные атрибуты науки. Внешние (исторические, социокультурные и др.) детерминанты развития науки носят название –экстерналистские , а внутренние факторы (логика науки) – интерналистские факторы. Наука исторически развивается под влиянием данных факторов. Следует выявить их соотношение на тех или иных этапах развития науки, например, при научных революциях и в процесс эволюционного развития науки.

Философ науки С.А.Лебедев приводит нижеследующие подходы к периодизации истории науки: цивилизационный, формационный и интерналистский подходы. Необходимо рессмотреть перечисленные подходы и выделить из них наиболее оптимальные на каждом этапе эволюции науки.

2.Возникновение досократической натурфилософии обусловлено демифологизацией античного мировоззрения. Уяснить: какие благоприятные исторические и социокультурные условия в Древней Греции позволили появлению преднауки и философии? Как Гегель охарактеризовал этот период?

Софисты и Сократ выражают антропологический поворот в истории античного мышления. Возникает вопрос: каким образом интенсиональное (объектное) мышление древнего грека эволюционировало в сторону саморефлексии («Познай самого себя»)?

На базе истории античной философии и науки мыслителей шел процесс формирования рациональности с её эволюцией в научную рациональность. Нужно рассмотреть данную эволюцию сознания, которое в последующем стало истоком европейского типа рациональности и рационализма.

Показать роль Платона и Аристотеля в закладке основ научного типа рациональности и самих основ современных наук и научной картины мира.

3.Как известно, Средние века (тысячелетний период) в Европе ознаменуется глобальным формированием религиозных институтов и христианского мировоззрения. Средневековое мировоззрение становилось как антипод античному мировоззрению, однако, оно не могло полностью отречься от своих исторических предпосылок, поэтому надо называть имена античных мыслителей, оказавших наибольшее влияние на формирование мировоззрений представителей патристики и схоластики, а также дать им характеристику.

Соотношение веры и знания занимало центральное место в философском творчестве средневековых мыслителей. В начале эпохи Тертуллиан заявил: «Верую, потому что абсурдно», а спустя десять веков Фома Аквинский выразился так: «Верую, потому что понимаю». Здесь надо объяснить причину эволюции сознания и мировоззрения людей от «слепой веры» к «понимающей» вере. В начале показать роль учреждаемых в период схоластики первых европейских университетов и схоластического образования в них. Ответить на вопрос: перестала ли философия во времена Аквината быть «слушанкой богословия»? Сравнить позиции Аверроэса и Аквината по вопросу соотношений истин? Чья позиция вам предпочтительней и отвечает ли она современным реалиям?

4. Приступая к изучению науки эпохи Возрождения, следует обратить внимание на общую характеристику данного исторического периода: разложение старых феодальных связей и появление раннекапиталистических отношений (прежде всего в городах Северной и Средней Италии), возрастание деловой активности человека, возникновение нового мировоззрения – гуманизма, носителем которого стали люди разных профессий и социального положения: поэты, философы, художники, ученые, городская интеллигенция.

Среди выдающихся деятелей эпохи следует назвать имя Леонардо да Винчи (1452-1519)-философа, художника, естествооснователя и инженера. Перечислить его достижения и их значения для современности. Наряду с ним, будет справедливым приведение ими других выдающихся деятелей: Н.Коперника (1473-1543)-автора гелиоцентрической системы, Г.Галилея(1564-1642)- естество испытателя, изобретателя и родоначальника классической науки и борца за науку Д.Бруно (1548-1600). Разумеется, надо оценить роль каждого из этой когорты ученых в создании Европейской науки и последующее влияние их взглядов на философское мировоззрение.

Ответить на вопрос: какая связь между античной мифологией и философией, с одной стороны, и с теоцентризмом, «спонтанно»возникшим интересом людей познать тайны Космоса и Вселенной? Какие плоды дали результаты этих интересов?

Необходимо уделить внимание и изучению социально-гуманитарных дисциплин эпохи Возрождения: вопросам политики и морали в творчестве Николо Макиавелли(1469-1527); этике Жана Кальвина(1509-1564), обосновывавшей культ трудолюбия , предприимчивости, деловой честности, верности слову, личный аскетизм; социальным утопиям Т.Мора(1473-1535) и Т.Кампанеллы(1568-1639), в которых идея гуманизма воплощена в футуристических социальных проектах.

В заключении темы подвести итоги эпохи доклассической науки и её влияние на философию, на практику и на становление науки, научной рациональности.

Литература.

1.Арутюнов В.С.,Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление:Курс лекций.-М.,2001.

2.Бернал Дж.Наука в истории общества.-М.,1956.

3.Рассел Б.История западной философии.-М.,1992.

4.Шредингер Э.Наука и гуманизм.-М.,2001.

Наши рекомендации