Организационно методические указания.

Амиров Р.Г.

История и философия науки: учебно-методические указания/Р.Г.Амиров.- Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ К(П)ФУ, 2017.-46 с.

Учебно-методические рекомендации по дисциплине «История и философия науки» предназначены для магистрантов технических направлений. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются темы семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы и вопросы к зачету, перечень основной и дополнительной литературы, примерные тестовые задания.

УДК 001.1(09+1:00(076)

ББК 72.3я73+87.25я73а62

СОДЕРЖАНИЕ

1.Организационно методические указания. 4

2. Темы, планы семинарских занятий с методическими указаниями и реализованной литературой к ним. 5

3. Самостоятельная работа. 26

4.Зачетные вопросы.. 30

5.Тесты для самопроверки знаний. 32

6.Учебная литература по дисциплине. 39

Организационно методические указания.

Уже почти десять лет в магистратуре функционирует дисциплина «История и философия науки», которая последовала аспектом курсу с таким же названием, принятым еще в 2005 году Постановлением правительства РФ по представлению ВАК. Его гланой целью является максимальное приближение изучения магистрами философии к их последовательной деятельности. Задача курса – попытаться выделить ключевые ситуации в изучении дисциплины, определяющее понимание её основного содержания, структуру и метод развития главных идей. В истории науки к таким ситуациям относятся возникновение, развитие и смена социокультурных типов науки, основных парадигм и научных картин мира на разных этапах эволюции науки. Именно с этими определяющими событиями связаны методические советы в области изучения истории науки. В философии науки стратегия объяснения её проблем и выработки методических советов лежат в русле понимания науки и её особенностей : 1)Как существенного элемента духовной культуры общества, 2)как специфического способа когнитивного освоения действительности, 3)как социального института, выполняющего важнейшие функции , связанные с материальным производством, развитием техники и технологий, 4) как способа решений принципиальных мировоззренческих, социальных и гуманитарных проблем.

Методические советы ориентируют магистрантов на историко-логический метод усвоения тем.Это значит, что, осмысливая разнообразную историко-научную проблематику, следует изначально исходить не из абстрактных метафизических конструкций, в большом количестве созданных и растиражированных в различных философских концепциях,а из того,как эта проблематика исторически возникала в реальной науке, с какими теориями и учеными была связана, как решалась в конкретных научных исследованиях. Именно в значительных исторических событиях реальной науки, а не умозрительных схемах философов и методологов формировались как наука ,так и ее философия, а также онтологические, мировоззренческие методологические основания науки.

В методических указаниях затронуто также содержание реальных познавательных проблем, непосредственно связанных с исследовательской деятельностью ученых, - методология научного познания. Эти вопросы также должны быть рассматриваемы в широком историческом и социокультурном контексте, оказывающим существенное влияние на понимание мировоззренческих и методологических основ науки. Особое внимание должно быть уделено изучению структуры и функции таких единиц науки, как основания науки, ее матрицы, парадигмы, научно-исследовательские программы, стиль научного мышления. Важное место в курсе должно быть уделено рассмотрению структуры научного знания, характеристики его основных уровней, этапов исследования, способов создания и проверки различных видов научного знания.

2. Темы, планы семинарских занятий с методическими указаниями и реализованной литературой к ним

Раздел 1.История науки.

Раздел 2. Философия науки.

Самостоятельная работа.

Направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении культурологических проблем.

Включает следующие виды работ:

- конспектирование учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);

- подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях ;

- работа с текстами и вопросами для самопроверки:

- написание рефератов (эссе).

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных мыслителей (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Вопросы самостоятельной работы.

1. Философия как первая форма теоретического мышления. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний.

2. Осевое время «как скачек в рациональность». Культурно-исторические типы рациональности.

3. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.

4. Пифагорейская школа и развитие математики. «Начала» Евклида как прототип античной науки.

5. Вклад Платона и Аристотель в развитие теоретического мышления и возникновение научного знания.

6. Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в Средние века. Развитие околонаучных знаний.

7. Становление основ опытной науки. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

8. Возникновение Новоевропейской науки: Д. Бруно, Коперник, Галилей, Ньютон.

9. Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.

10. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.

11. И. Кант и формирование неклассического типа научной рациональности.

12. Философия науки Г. Гегеля и развитие диалектики.

13. Проблемы философии науки в марксизме.

14. Позитивизм как направление философия науки. Основные этапы развития позитивизма.

15. Иррационалистическая версия философии науки. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

16. Неклассическая наука и ее основные параметры.

17. Постнеклассическая наука и ее специфические особенности.

18. Философия науки XX в. (К. Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И. Лакатос).

19. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».

20. Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания.

21. Структура и функции научного знания. Проблема классификации наук.

22. Наука как познавательная деятельность. Структура научного исследования.

23. Ценностные ориентации ученого и научное познание, стиль научного мышления.

24. Наука как социальный институт. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций.

25. Научные революции и их роль в развитии научного знания.

26. Дифференциация и интеграция наук. Единство и многообразие современной науки.

27. Математизация и компьютеризация науки. Проникновение математических методов в социальные и гуманитарные науки.

28. Философско-мировоззренческие принципы и научная картина мира.

29. Метод и методология. Понятие и общая характеристика методов и средств научного познания, их классификация.

30. Методы и средства эмпирического исследования. Формы знания на эмпирическом уровне.

31. Методы теоретического исследования. Формы знания на теоретическом уровне. Способы построения теории.

32. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.

33. Диалектика как метод научного исследования (Г. Гегель, К. Маркс).

34. Системный подход (Г. Гегель, К. Маркс, JI. Берталанфи).

35. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования (Г. Хакен, И. Пригожин).

36. Проблема ноосферы в традициях русского и европейского космизма. Идеи коэволюции.

37. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса.

38. Философские проблемы биологии и экологии. Экология и здоровье человека.

39. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

40. Специфика социального познания Особенности субъекта и объекта социального познания.

41. Общество как объект социального познания. Классическая и неклассическая парадигмы.

42. Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо-методологические парадигмы изучения общества (К. Маркс, М. Вебер, А.Щюц и др.).

43. Социальный детерминизм и его формы. Понятие социального закона и его специфика.

44. Деятельностный поход и его роль в изучении общества и культуры. Деятельность как способ бытия общества.

45. Системный подход в социальном познании. Системные модели общества. (Г. Спенсер, К. Маркс, П. Сорокин, Р.Мертон, Т.Парсонс). Синергетическая модель общества (И.Пригожин, В.Бранский, Н.Н. Моисеев и др.).

46. Философские проблемы исторического познания (В. Дильтей, М. Блок, Р. Дж. Коллингвуд).

47. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы (К. Маркс, Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби).

48. Синергетика и проблема нелинейности исторического процесса.

49. Социальное прогнозирование и глобалистика (Д.Белл, А.Тоффлер, Дж. Нейсбит, Ф. Фукуяма и др).

50. Проблема специфики гуманитарных наук и гуманитарного познания (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Гадамер, М. Фуко).

51. Герменевтика как метод гуманитарных наук ( В.Дильтей, Г.Г. Гадамер).

52. Структурализм и структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко, К. Леви-Стросс).

53. Проблема истины в гуманитарном познании.

54. Человек как предмет гуманитарного познания. Философское истолкование сущности и природы человека.

4.Зачетные вопросы

1. Философия, как первая форма теоретического мышления. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний.

2. Философия, наука и философия науки. Гносеологический, эпистемологический и методологический смысл понятия «философия науки».

3. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.

4. Пифагорейская школа и развитие математики. «Начала» Евклида как прототип античной науки.

5. Вклад Платона и Аристотель в развитие теоретического мышления и возникновение научного знания.

6. Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в Средние века. Развитие околонаучных знаний.

7. Становление основ опытной науки. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

8. Возникновение Новоевропейской науки: Д. Бруно, Коперник, Галилей, Ньютон.

9. Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.

10. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.

11. О научной несостоятельности эмпиризма и абстрактной отвлеченности рационализма от живой человеческой жизни: общий взгляд.

12. И. Кант и формирование неклассического типа научной рациональности.

13. Кантовские трансцендентальные вопросы возможности науки. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Возможна ли метафизика как наука?

14. Категорический императив Канта и проблема этики как науки. О неопределенности разума в учении Канта о роли трансцендентальной логики.

15. Метафизика в логической сфере и причина упадка проблемы сознания. Сознание и «душа».

16. Наука и искусство. Метафизика прекрасного.

17. Философия науки Г. Гегеля и развитие диалектики.

18. Гегелевское понимание конкретности истины познания и историческая критика «диалектического разума».

19. Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К.Поппера и В.Соловьева. Претендует ли Гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания?

20. Проблемы философии науки в марксизме.

21. Позитивизм как направление философия науки. Основные этапы развития позитивизма.

22. Неклассическая наука и ее основные параметры.

23. Постнеклассическая наука и ее специфические особенности.

24. Философия науки XX в. (К. Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И. Лакатос).

25. Философское воззрение на науку Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Декартовская методическая установка на познание и критерий истинности.

26. Общенаучные методы эмпирического исследования.

27. Природа науки и роль истории науки: на пути к нормальной науке (по Томасу Куну).

28. Нормальная наука, как решение головоломок. Приоритет парадигм.

29. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».

30. Научная истина – что это такое? Субьект-объектное отношение и основная проблема теории познания и философии науки.

31. Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания.

32. Структура и функции научного знания. Проблема классификации наук.

33. Наука как познавательная деятельность. Структура научного исследования.

34. Ценностные ориентации ученого и научное познание, стиль научного мышления.

35. Наука как социальный институт. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций.

36. Научные революции и их роль в развитии научного знания.

37. Наука, религия и современные проблемы диалога культур.

38. Дифференциация и интеграция наук. Единство и многообразие современной науки.

39. Философско-мировоззренческие принципы и научная картина мира.

40. Метод и методология. Понятие и общая характеристика методов и средств научного познания, их классификация.

41. Методы и средства эмпирического исследования. Формы знания на эмпирическом уровне.

42. Методы теоретического исследования. Формы знания на теоретическом уровне. Способы построения теории.

43. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.

44. Диалектика как метод научного исследования (Г. Гегель, К. Маркс).

45. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования (Г. Хакен, И. Пригожин).

46. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса.

47. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

48. Специфика социального познания. Особенности субъекта и объекта социального познания.

49. Общество как объект социального познания. Классическая и неклассическая парадигмы.

50.Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо-методологические парадигмы изучения общества (К. Маркс, М. Вебер, А.Щюц и др.).

Амиров Р.Г.

История и философия науки: учебно-методические указания/Р.Г.Амиров.- Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ К(П)ФУ, 2017.-46 с.

Учебно-методические рекомендации по дисциплине «История и философия науки» предназначены для магистрантов технических направлений. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются темы семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы и вопросы к зачету, перечень основной и дополнительной литературы, примерные тестовые задания.

УДК 001.1(09+1:00(076)

ББК 72.3я73+87.25я73а62

СОДЕРЖАНИЕ

1.Организационно методические указания. 4

2. Темы, планы семинарских занятий с методическими указаниями и реализованной литературой к ним. 5

3. Самостоятельная работа. 26

4.Зачетные вопросы.. 30

5.Тесты для самопроверки знаний. 32

6.Учебная литература по дисциплине. 39

Организационно методические указания.

Уже почти десять лет в магистратуре функционирует дисциплина «История и философия науки», которая последовала аспектом курсу с таким же названием, принятым еще в 2005 году Постановлением правительства РФ по представлению ВАК. Его гланой целью является максимальное приближение изучения магистрами философии к их последовательной деятельности. Задача курса – попытаться выделить ключевые ситуации в изучении дисциплины, определяющее понимание её основного содержания, структуру и метод развития главных идей. В истории науки к таким ситуациям относятся возникновение, развитие и смена социокультурных типов науки, основных парадигм и научных картин мира на разных этапах эволюции науки. Именно с этими определяющими событиями связаны методические советы в области изучения истории науки. В философии науки стратегия объяснения её проблем и выработки методических советов лежат в русле понимания науки и её особенностей : 1)Как существенного элемента духовной культуры общества, 2)как специфического способа когнитивного освоения действительности, 3)как социального института, выполняющего важнейшие функции , связанные с материальным производством, развитием техники и технологий, 4) как способа решений принципиальных мировоззренческих, социальных и гуманитарных проблем.

Методические советы ориентируют магистрантов на историко-логический метод усвоения тем.Это значит, что, осмысливая разнообразную историко-научную проблематику, следует изначально исходить не из абстрактных метафизических конструкций, в большом количестве созданных и растиражированных в различных философских концепциях,а из того,как эта проблематика исторически возникала в реальной науке, с какими теориями и учеными была связана, как решалась в конкретных научных исследованиях. Именно в значительных исторических событиях реальной науки, а не умозрительных схемах философов и методологов формировались как наука ,так и ее философия, а также онтологические, мировоззренческие методологические основания науки.

В методических указаниях затронуто также содержание реальных познавательных проблем, непосредственно связанных с исследовательской деятельностью ученых, - методология научного познания. Эти вопросы также должны быть рассматриваемы в широком историческом и социокультурном контексте, оказывающим существенное влияние на понимание мировоззренческих и методологических основ науки. Особое внимание должно быть уделено изучению структуры и функции таких единиц науки, как основания науки, ее матрицы, парадигмы, научно-исследовательские программы, стиль научного мышления. Важное место в курсе должно быть уделено рассмотрению структуры научного знания, характеристики его основных уровней, этапов исследования, способов создания и проверки различных видов научного знания.

2. Темы, планы семинарских занятий с методическими указаниями и реализованной литературой к ним

Раздел 1.История науки.

Наши рекомендации