Тема: проблемы познания - гносеология

Занятие 1

1.Субъект и объект. Сущность и возможности познания

2.Чувственое, рациональное и интуитивное познание

3.Мышление и речь

Занятие 2

1.Истина, заблуждение, ложь, дезинформация

2.Проблема критерия истины

3.Познание и практика

4.Медицинская диагностика. Причины диагностических ошибок

Занятие 3

1.Плюрализм мнений и единство истины

2.Вера и знание

3.Научные факты. Наука и лженаука

4.Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение,

описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование)

Термины для словаря (основные понятия)

1.Субъект 2.Объект 3.Ощущение 4.Восприятие 5.Представление 6.Понятие. 7.Суждение 8.Умозаключение 9.Сенсуализм 10.Рационализм 11.Интуиция 12.Речь 13.Истина 14.Догматизм 15.Релятивизм 16.Заблуждение 17.Дезинформация 18.Ложь 19.Прагматизм 20.Конвенционализм 21.Вера 22.Факт 23.Лженаука 24.Наблюдение 25.Эксперимент 26.Анализ 27.Синтез 28.Индукция 29.Дедукция 30.Аналогия

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Чем представлено субъективное и объективное в знании?

2.О.Конт говорил, что из-за чудовищной температуры Солнца ни человек, ни приборы не могут высадиться на него, и мы никогда не узнаем его химический состав. Так ли это?

3.Какие типы приборов применяются в медицине?

4.Почему возникают иллюзии и галлюцинации?

5.Корректен ли вопрос о том, какое познание важнее - чувственное или

рациональное? Есть ли более корректная формулировка?

6.Возможна ли интуиция без предварительного изучения объекта?

7.Как бы вы прокомментировали выражение Ф.Тютчева: «Мысль

изречённая есть ложь»?

8.Соответствуют ли принципу конкретности истины выражения: «Вода кипит при 100 градусах Цельсия», «Кушать фрукты полезно»?

9.Чем заблуждение отличается от лжи?

10.Всякая ли дезинформация является ложью?

11.Что служит решающим фактором превращения научной гипотезы в теорию?

12.Если свобода есть возможность каждому иметь своё мнение, а мнений много, то означает ли это, что и много истин по одной проблеме?

13.Перед лицом истины все равны. Означает ли это, что истины у всех поровну?

14.В чём специфика разумной и слепой, истинной и ложной веры?

15.Можно ли астрологию и парапсихологию считать науками?

16.Почему для научного познания недостаточно наблюдений,

а требуются ещё и эксперименты?

17.Какие эксперименты допустимы на людях, а какие нет?

18.Придумайте примеры индуктивных и дедуктивных умозаключений.

19.В каких случаях целесообразно изучение объекта на его внешнем

заместителе - модели?

Тесты

1.Согласно какому учению ощущения играют главную роль в познании?

А)Сенсуализму Б)Солипсизму В)Скептицизму Г)Рационализму

2.Как называется знание, характеризующееся определённой неполнотой и неточностью?

А)Абсолютной истиной Б)Относительной истиной В)Заблуждением Г)Дезинформацией

3.Какой критерий истины предложен рационалистом Декартом?

А)Практика Б)Мнение большинства В)Польза Г)Ясность и отчётливость мысли

4.Как называется метод изучения объекта на его временном заместителе?

А)Анализ Б)Синтез В)Моделирование Г)Аналогия

5.Как называется мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений выводится новое суждение?

А)Понятие Б)Представление В)Восприятие Г)Умозаключение

6.Как в науке называется метод целенаправленного воздействия на объект и фиксации полученных результатов?

А)Эксперимент Б)Моделирование В)Наблюдение Г)Аналогия

7.Какой критерий истины принят в диалектическом (современном) материализме?

А)Мнение авторитета Б)Практическая (эмпирическая проверка) В)Польза Г)Соглашение учёных

Литература основная

1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008

2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М.,2007

Литература дополнительная

2.Губанов Н.И. Чувственное отражение. М. 1986

3.Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: Учебник. М. 1997

6.Халин С.М. Познание и метапознание. Тюмень. 1998

ТЕМА: ДИАЛЕКТИКА -- ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ

И ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ

Занятие 1

1.Всеобщая связь и развитие

2.Закон диалектической противоречивости

3.Действие закона диалектической противоречивости в разных сферах бытия

4.Закон перехода количества в качество и обратно

Занятие 2

1.Категория меры. Норма как мера здоровья

2.Диалектическое отрицание и его роль в процессе развития

3.Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза)

4.Принципы конструктивной критики

Занятие 3

1.Единичное и общее. Номинализм и реализм

2.Сущность и явление. Болезнь как единство сущности и явления (этиологии, патогенеза и симптоматики)

3.Необходимость и случайность

Занятие 4

1.Возможность и действительность. Виды возможностей. Многовариантный характер развития

2.Принцип детерминизма. Причина и следствие.

3.Проблема причинности в медицине. Монокаузализм и кондиционализм

4.Содержание и форма.

5.Соотношение структуры и функции в биологических объектах

Термины для словаря (основные понятия)

1.Закон 2.Диалектическое противоречие 3.Качество 4.Количество 5.Мера 6.Норма 7.Диалектическое отрицание 8.Единичное 9.Общее 10.Сущность 11.Явление 12.Кажимость 13.Необходимость 14.Случайность 15.Возможность 16.Действительность 17.Невозможность 18.Детерминизм 19.Монокаузализм 20.Кондиционализм 21.Содержание 22.Форма 23.Структура 24.Функция

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Чем категории и законы диалектики отличаются от частнонаучных?

2.Какие противоречия обусловливают развитие: живых организмов, общества, науки, медицины?

3.Какое противоречие составляет сущность болезни?

4.Как влияет новое качество на количественные изменения при прогрессивном развитии?

5.Почему закон перехода количества в качество называется ещё законом меры?

6.В чём заключается отрицательная методологическая роль положения некоторых

авторов о том, что здоровье и болезнь не имеют качественных отличий?

7.Почему развитие осуществляется не по прямой линии и не по кругу, а по спирали?

8.Почему закон отрицания отрицания не именуется просто законом отрицания?

9.Чем конструктивная критика отличается от деструктивной и апологетической?

10.Какое методологическое значение для медицины имеет принцип единства общего и особенного?

11.Существуют ли принципиально недиагностируемые болезни?

12.Могут ли две разные болезни иметь полностью одинаковую симптоматику?

13.Возможно ли, что все студенты 2-го курса сдадут летнюю сессию на отлично?

14.Для чего люди познают причины явлений,

15.Чем причина отличается от условий?

16.Если в мире царит вероятностная причинность и нельзя быть абсолютно уверенным в наступлении никакого события, то каким должен быть характер нашей деятельности, чтобы обеспечить её успех?

17.Лингвист К.Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет содержания: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Так ли это?

18.Существуют ли чисто функциональные заболевания без всякого изменения структур (органики)?

Тесты

1.Как формулируется главный закон диалектики?

А)Количественные изменения, достигнув границы меры, вызывают качественные изменения Б)Старое повторяется на более высоком уровне развития В)Взаимодействие диалектических противоположностей является причиной развития Г)В ходе развития эволюция сменяется революцией

2.Каковы принципы правильной критики?

А)Объективности и конструктивизма Б)Познаваемости мира и развития В)Гуманности и справедливости Г)Всеобщей связи и развития

3.Как называется то, что не противоречит законам и имеет условия для наступления?

А)Формальная возможность Б)Реальная возможность В)Актуальное бытие Г)Действительность

4.почему закон перехода количества к качество именуют ещё законом меры?

А)Все качества можно измерить Б)Мера – главная философская категория В)Всё должно быть в меру Г)количественные изменения, выходя за границу меры, вызывают смену качества

5.Что такое интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество?

А)Мера Б)Норма В)Число Г)Свойство

6.В чём суть закона отрицания отрицания?

А)В смене старого новым Б)В повторяемости существенных моментов старого на новом уровне В)В отрицании старого новым Г)В цикличности развития

7.Какой принцип выражен в известном кредо Мефистофеля: «Я отрицаю всё, и в этом суть моя»?

А)Прогресса Б)Диалектического отрицания В)Конструктивного отрицания Г)Метафизического отрицания (нигилизма).

Литератураосновная

1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008

2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М.,2007

Литература дополнительная

1.Спиркин А.Г.Философия:Учебник.М. 1998

2.Алексеев П.В.Панин А.В.Философия:Учебник. М.1997

Наши рекомендации