Становится все более острой необходимость в формировании у представителей гуманитарных наук так называемого «нелинейного мышления».

Его основные принципы должны отражать в своем со­держании:

ü многовариантность, альтернативность эволюции;

ü возмож­ность выбора ее определенных — «удобных человеку» путей;

ü необра­тимость развития;

ü влияние каждой личности на макросоциальные процессы;

ü недопустимость навязывания социальным системам путей развития и др.

· Поворот к кон­кретному человеку. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объект­ных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к кон­кретному человеку.

Все чаще центр тяжести познавательного ин­тереса представителей социально-гуманитарного знания ориенти­руется на:

ü субъекта («свободное развитие каждого становится усло­вием свободного развития всех» — Маркс),

ü ценностно-смысло­вые параметры в их индивидуализирующей форме.

· Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на:

ü традиции,

ü преемственность,

ü созерцательность в отношении к внешнему миру,

В современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные.

ü Приори­тет традиции сменился признанием безусловной ценности инно­ваций, новизны, оригинальности, нестандартности.

ü Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное.

ü Происходит переход от уста­новок на неограниченный прогресс, беспредельный экономичес­кий рост к представлениям о пределах роста, гармонизации эконо­мической экспансии на природу с принципами экономического сдерживания и запрета.

· Все настоятельнее возникает необходимость в создании целост­ной концепции жизнедеятельности человека в единстве его соци­альной и биологической сторон.

Сегодня нужны:

ü целостная кон­цепция взаимодействия общества и природы,

ü оптимальные прин­ципы этого взаимодействия,

ü более тесное соединение когнитивных и ценностных начал в человеческой деятельности.

· Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии яв­ляется все усиливающееся стремление представителей гумани­тарных наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых методологических подходов.

Они пы­таются «насытить» свой научный арсенал всеми атрибутами зре­лого теоретического знания:

ü понятиями,

ü категориями,

ü принципа­ми,

ü «идеальными типами»,

ü различного рода абстракциями,

ü методо­логическими и философскими установками,

ü идеализациями и т. п.

ОДНАКО ПРИ ЭТОМ ВСЕ ГЛУБЖЕ ОСОЗНАЕТСЯ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ЛЮБАЯ ФОРМА РАЦИОНАЛЬНОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАУЧНАЯ), КАКОЙ БЫ ГИБКОЙ И УТОНЧЕННОЙ ОНА НИ БЫЛА, НЕ МОЖЕТ «УЛОЖИТЬ В СЕБЯ», ПОЖАЛУЙ, БОЛЬ­ШИНСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ИХ «ЗАГАДКАМИ», «ТАЙНАМИ» И Т. П.

Вместе с тем многие современные представители социальных наук все яснее понимают, что рациональное познание и в наше время выс­тупает в качестве необходимой культурной ценности.

· Возрастание внимания к диалектике как важному методу иссле­дования социальной жизни во всех ее проявлениях. Свои успехи представители социально-гуманитарных наук все чаще (хотя и с трудностями) связывают с этим методом.

· Все зримее вырисовывается ориентация современной гуманитар­ной методологии не только на познание, но и на социально-исто­рическую практику, т. е. теоретизация и методологизация после­дней.

ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ ПРАКТИКИ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИН­ЦИПОВ И НОРМ И ПРОБЛЕМА «ОНАУЧИВАНИЯ» СОЦИАЛЬНОГО МИРА СТАНО­ВЯТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ.

3. Принцип «все дозволено» (П. Фейерабенд) как основаформиро­вания новой парадигмы социальной методологии. Подводя итоги рассмотрения вопроса о необходимости формиро­вания новой парадигмы социальной методологии, отметим следую­щее.

НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ СОЗДАНИЯ ТАКОЙ ПАРАДИГМЫ — СИН­ТЕЗ, ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО ЛЮБЫХ И ВСЯКИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО» (П. Фейерабенд).

4. Структура социально-гуманитарной методологии. Исходя из тако­го понимания структура социально-гуманитарной методологии мо­жет быть представлена в следующем виде:

· Имманентный (внутренний) уровень — совокупность методов, принципов, приемов и т. п., непосредственно обусловленных специ­фическим предметом гуманитарного познания, т.е. социумом во всех его многообразных проявлениях — общих, особенных и единичных (в том числе уникальных).

· Трансцендентный (внешний) уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные (эмпирические, тео­ретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.

· Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их вза­имодействие в ходе применения.

При этом подчеркнем, что:

· методология социального познания есть целостная, органическая система, а не случайный, про­извольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т. п.).

В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации;

· решающим, определяющим уровнем данной системы, ее «ядром» является имманентный (внутренний) уровень;

· вся система социально-гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна соответствовать предмету со­циального познания и данному, конкретному этапу его развития.

А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без уче­та специфики их предмета и своеобразия применения;

· всегда должна быть свобода выбора исследователем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как «един­ственно верных».

Никогда в исследовательской практике недопусти­мо так называемое «методологическое принуждение»;

· углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы социально-гуманитарного познания, следует искать новые методологические подходы и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них;

· представляется невозможным существование совершен­но обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.

-------------------------------------------------------------------------------

РАЗДЕЛ 8

Наши рекомендации