Социокультурные предпосылки технических наук.

Технические науки как посредник между естествознанием и производством.

Две группы факторов, обусловившие становление в культуре технических наук.

Являются ли технические науки прикладными исследованиями?

Технические науки как синтез элементов проектирования и исследования.

Специфика технического знания.

Характеристики технического объекта.

Специфика знания о технических объектах.

Специфика технических наук.

1. Социокультурные предпосылки технических наук. Возникновение технических наук имело социокультурные пред­посылки.

Оно происходило в эпоху вступления ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИ­ЗАЦИИ в стадию индустриализма и знаменовало обретение наукой но­вых функций:

· быть производительной силой и

· быть социальной силой.

2. Технические науки как посредник между естествознанием и производством. К концу XVIII — началу XIX столетия наука окончательно становится бес­спорной ценностью цивилизации.

К этому времени сформировалась общественная потребность в необходимости таких исследований, ко­торые бы систематически обеспечивали приложение фундаменталь­ных естественнонаучных теорий к области техники и технологии.

СВОЕ­ОБРАЗНЫМ ПОСРЕДНИКОМ МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ СТАНОВЯТСЯ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХ­НИЧЕСКИХ НАУК.

3. Две группы факторов, обусловившие становление в культуре технических наук. Их становление в культуре было обусловлено двумя группами фак­торов.

· С одной стороны, они утверждались на базе эксперименталь­ной науки, когда для формирования технической теории оказывалось необходимым наличие своей «базовой» естественнонаучной теории (во временном отношении это был период XVIII—XIX вв.).

· С другой же — потребность в научно-теоретическом техническом знании была ини­циирована практической необходимостью, когда при решении конк­ретных задач инженеры уже не могли опираться только на приобре­тенный опыт, а нуждались в научно-теоретическом обосновании со­здания искусственных объектов, которое невозможно осуществить, не имея соответствующей технической теории, разрабатываемой в рам­ках технических наук.

4. Являются ли технические науки прикладными исследованиями? Технические науки не являются простым продолжением естество­знания, прикладными исследованиями, реализующими концептуаль­ные разработки фундаментальных естественных наук.

В развитой си­стеме технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний, и эта система требует специфического предме­та исследований.

Таким предметом выступают техника и технология как особая сфера искусственного, создаваемого человеком и существу­ющего только благодаря его деятельности.

5. Технические науки как синтез элементов проектирования и исследования. Важной особенностью функционирования технического знания, в которой отражается его связь с практикой, является то, что оно обслу­живает проектирование технических и социальных систем, которое существенным образом отличается от исследования.

Поэтому ТЕХНИ­ЧЕСКИЕ НАУКИ НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКУЮ СФЕРУ ЗНА­НИЯ, ВОЗНИКАЮЩУЮ НА ГРАНИЦЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ И СИН­ТЕЗИРУЮЩУЮ В СЕБЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОГО И ДРУГОГО.

6. Специфика технического знания. Техническое знание в известной степени определяет как характер деятельности по созданию новых объектов, так и структурно-функциональные характеристики самих объектов.

Рассмотрение особенностей последних показывает их двойственную природу, которая заключает­ся в том, что они представляют собой СИНТЕЗ «ЕСТЕСТВЕННОГО» И «ИС­КУССТВЕННОГО».

Искусственность технических объектов выражается в том, что они, будучи продуктами созидательной человеческой дея­тельности, приспособлены к целям деятельности, выполняют в ней определенные функции.

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕК ПРЕ­ОБРАЗОВЫВАЕТ ТЕЛА ПРИРОДЫ, ПРИДАЕТ ИМ ФОРМУ И СВОЙСТВА, СООТВЕТ­СТВУЮЩИЕ ЗАДАННОЙ ФУНКЦИИ.

Границы «искусственного» всегда опре­деляются «естественным», т. е. свойствами тел, поставленных субъек­том в те или иные взаимоотношения и взаимодействия.

Кроме того, сама сфера «естественного», вовлеченного в человеческую практику, всегда исторически ограничена.

Ограниченность объема «естествен­ного», освоенного субъектом и ставшего частью его среды, наклады­вает отпечаток на процесс создания искусственных объектов.

7. Характеристики технического объекта. Исходя из двойственной природы технического объекта, можно выявить следующие его характеристики:

· всякий технический объект может быть рассмотрен как естественное явление, как частный слу­чай проявления закона природы, устанавливаемого естественными на­уками;

· он обнаруживает специфические характеристики, присущие ему как средству целесообразной деятельности. Эти характеристики фун­кциональны по своей природе, они отражают внешнее действие объек­та, его функционирование. Подобные свойства могут быть названы техническими в отличие от естественных свойств, характеризующих технический объект как форму «естественного».

8. Специфика знания о технических объектах. Знания о технических свойствах объекта не могут возникнуть в сфере одних только естественных наук потому, что они:

· отражают фун­кционирование объекта в актах предметной деятельности,

· непосред­ственно фиксируют его связь с содержанием и целью практической деятельности.

9. Специфика технических наук. Исходя из характеристик технического объекта, можно сделать вы­вод, что технические науки должны:

· исследовать соотношение между «естественным» и «искусственным», а также

· синтезировать данные, получаемые в результате инженерно-практического опыта и естествен­нонаучного исследования.

Так как через технические характеристики обнаруживают себя отличительные особенности функционирования технических объектов, то без фиксации этих свойств и их описания техническое знание немыслимо.

В то же время техническое функцио­нирование выступает как проявление естественных характеристик объекта, естественных природных сил.

В результате соотношение двух типов характеристик представляет СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВЫХО­ДЯЩЕЕ ЗА ГРАНИЦЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕГО ПОЗВОЛЯЕТ, ОБ­РАЗНО ГОВОРЯ, ПРОЛОЖИТЬ МОСТ ОТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОТ­КРЫТИЙ К ИХ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ, К ИЗОБРЕТЕНИЯМ.

37. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

ПЛАН

1. Что следует брать во внимание при осуществлении периодизации технического знания?

2. Четыре периода в развитии технического знания.

· ПЕР­ВЫЙ ЭТАПДОНАУЧНЫЙ(первобытнообщинный строй ----- эпоха Воз­рождения).

· ВТОРОЙ ЭТАПЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИ­ЧЕСКИХ НАУК — (вторая по­ловина XV в.--- 70-е гг. XIX в.).

А)Первый подэтап (вторая половина XV в. — начало XVII в.).

Б) Второй подэтап (начало XVIII в. до 70-х гг. XIX в.).

· ТРЕТИЙ ЭТАП - «КЛАССИЧЕСКИЙ», (70-е гг. XIX в. середина XX в.).

· ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП«НЕКЛАССИЧЕСКИЙ» (с середины XX в.).

1. Что следует брать во внимание при осуществлении периодизации технического знания? При осуществлении периодизации технического знания нужно при­нимать во внимание:

· относительную самостоятельность развития технического знания, так и

· его обусловленность прогрессом естество­знания и техники.

2. Четыре периода в развитии технического знания. На основании этого исследователями выделяются четыре основных этапа (периода) в развитии технических знаний.

· ПЕР­ВЫЙ ЭТАПДОНАУЧНЫЙ, когда технические знания существовали как эмпири­ческое описание предмета, средств трудовой деятельности человека и способов их применения.

Он охватывает длительный промежуток вре­мени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Воз­рождения.

Техническое знание развивалось и усложнялось одновременно с прогрессом техники, чему свидетельствует его эволюция:

---от практико-методического (не имеющего письменной формы его фиксации) к технологическому (возникающему в результате применения специа­лизированных инструментов) и от него к конструктивно-техническо­му.

В этот период естественнонаучные и технические знания развива­лись параллельно, взаимодействуя лишь спорадически, без непосред­ственной и постоянной связи между ними.

· ВТОРОЙ ЭТАП в развитии технического знания — ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИ­ЧЕСКИХ НАУК — охватывает промежуток времени начиная со второй по­ловины XV в. до 70-х гг. XIX в.

Здесь для решения практических задач начинает привлекаться научное знание.

На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание (призванное непосредственно обслуживать производство), формируются принци­пы и методы его получения и построения.

ОДНОВРЕМЕННО ПРОДОЛЖАЕТСЯ СТАНОВЛЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, КОТО­РОЕ СВЯЗАНО С ПРОИЗВОДСТВОМ ОПОСРЕДОВАННО, ЧЕРЕЗ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНИКУ.

Второй этап в развитии технического знания расчленяется на ДВА ПОДЭТАПА.

А) Первый подэтап (вторая половина XV в. — начало XVII в.) — это становление экспериментального метода на основе соединения на­уки и практики.

Наука проникает в прикладную сферу, но техничес­кое знание еще не приобретает статуса научной теории, поскольку еще не сформировались окончательно теоретические построения естествен­ных наук, основанные на эксперименте.

Б) Второй подэтап (начало XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) характеризует­ся тем, что появление новых научных теорий в естествознании (преж­де всего в механике) создало необходимые предпосылки для появле­ния технической теории.

Поэтому в этот период технические знания также начинают приобретать теоретический характер.

Фундаменталь­ное значение естественных наук в становлении научного технического знания определялось тем, что:

· они раскрывали сущность,

· описывали явления и процессы, применявшиеся в производственной технике,

· брали на вооружение формальный математический аппарат для коли­чественного расчета структурных элементов технических устройств, происходящих в них явлений и процессов.

На основе знаний, полу­ченных в естественных науках, можно было представить идеальную модель процесса, реализуемого в техническом устройстве, что стано­вилось отправным пунктом конструирования технических объектов.

· ТРЕТИЙ ЭТАП в истории технических наук, который может быть назван «КЛАССИЧЕСКИМ», начинается в 70-е гг. XIX в. и продолжается вплоть до середины XX в.

Технические науки весьма неравномерно вступают в стадию зрелости.

ОДНОЙ ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ИХ ЗРЕЛОСТИ ЯВ­ЛЯЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ НОВОЙ ТЕХНИКИ.

С конца XIX — начала XX в. наука не только стала обеспечивать по­требности развивающейся техники, но и опережать ее развитие, фор­мируя схемы возможных будущих технологий и технических систем.

В это время ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СФОРМИРОВАВ­ШУЮСЯ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ СО СВОИМ ПРЕДМЕТОМ, ОСОБЫМИ ТЕОРЕ­ТИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ, СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ИДЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ.

Ряд дисциплин уже обеспечен эффективным математическим аппаратом.

Происходит дифференциация технического знания, складываются ус­тойчивые, четкие формы взаимосвязи естествознания и технических наук.

· ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП«НЕКЛАССИЧЕСКИЙ».Этот этап развития технических наук начинается с середины XX в.

На этом этапе в результате усложнения проектирования объектов инженерной деятельности формируются ком­плексные научно-технические дисциплиныэргономика, системо­техника, дизайн-системы, теоретическая геотехнология и т.д.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

38. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ

ПЛАН

1. Этимология слова «техника».

2. Современное толкование слова «техника».

3. Основные подходы в современной литературе к решению вопроса о соотношении науки и техники.

4. Две модели взаимоотношения науки и техники.

1. Этимология слова «техника». Своим происхождением термин «техника» обязан древнегреческо­му «TECHNE», который обозначал умение, мастерство, искусство плот­ника, строителя и т.д., другими словами, — любое человеческое мас­терство: как ремесленное, так и художественное, направленное на про­изводство того, что не способна произвести природа.

2. Современное толкование слова «техника». Сегодня техника должна быть понята:

а) как совокупность техни­ческих устройств, артефактов — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

б) как совокупность различных ви­дов технической деятельности по созданию этих устройств — от науч­но-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

в) как совокупность технических знаний — от cпециализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и сис­темотехнических знаний (Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.Л. Философия науки и техники. М., 1996. С. 310-311).

3. Основные подходы в современной литературе к решению вопроса о соотношении науки и техники. В современной литературе, рассматривая вопрос о соотношении науки и техники, выделяют следующие основные подходы:

· техника рассматривается как прикладная наука;

· процессы развития науки и техники рассматриваются как автоном­ные, но скоординированные' процессы;

· наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппара­тов и инструментов;

· техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

· до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в техни­ческой практике не было, но оно характерно для современных тех­нических наук.

4. Две модели взаимоотношения науки и техники. Рассмотрение техники как прикладной науки, долгое время гос­подствовавшее в философии техники, получило название линейной модели.

· Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой — лишь его применение, является упрощенной, а поэтому и неадекватной.

· Эволюционная модель рассматривает процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, но скоордини­рованные.

Чаще всего она понимает технический прогресс как опира­ющийся прежде всего на эмпирическое знание, полученное в процессе имманентного развития самой техники, а не на теоретическое знание, привнесенное извне научным исследованием.

Односторонним явля­ется акцентирование внимания лишь на эмпирическом характере тех­нического знания: очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в технических науках.

В эволюционной модели соотношения науки и техники выделя­ются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы:

ü наука,

ü техни­ка,

ü производство.

Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.

Очень часто исследова­тели распространяют эволюционную модель, разработанную для на­уки, и на эволюцию техники (Ст. Тулмин), что чаще всего выливает­ся в приведение подтверждающих модель примеров.

ХАРАКТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЯВЛЯ­ЕТСЯ РЕГУЛЯРНОЕ, СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. ПРИ ЭТОМ ПРОИСХОДИТ КАК «СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ», ТАК И «ТЕХНИЗАЦИЯ НАУКИ».

РАЗДЕЛ 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

ТЕМЫ И ПЛАНЫ

20. ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ

ПЛАН

1. Возникновение науки как особого типа духовного производства социального института.

2. Познание мира в античности и в средние века.

3. Древневосточные цивилизации и предпосылки науки.

4. Роль науки в конце XVI—XVII вв.

5. Три основных направлений дифференциации знания в Новое время.

6. Экстернализм и интернализм как два противоположных подходов к генезису науки.

7. Главный источник процессов возникновения и развития науки.

21. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И

АНТИЧНОСТЬ

ПЛАН

1. Специфический характер знаний на Древнем Востоке.

2. Миф как предпосылка научных знаний.

3. Состав космогонического мифа.

4. Операция отождествления и операция выделения.

5. Культурный переворот в VIII—VI вв. до н.э. в Древней Греции как еще одна предпосылка формирования теоретического знания.

6. Особенности общественной психологи древних греков.

22. СПЕЦИФИКА ОСНОВНЫХ НАТУРФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ

ПЛАН

1. Что есть натурфилософия?

2. Особенности греческого мышления.

3. Пифагореизм и математика.

4. Атомистика и элементаризм.

23. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

ПЛАН

1. Эпоха эллинизма как период становления науки.

2. Физика и этика стоиков.

3. Физика и этика у Эпикура.

4. «Начала» Евклида.

5. Эллинизм и развитие письменности.

24. СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ФОРМИРУЮЩУЮСЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЛАН

1. Книжно-компиляторский характер римской учености.

2. Римские энциклопедии.

3. Труды «больших знатоков своего дела».

25. СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

ПЛАН

1. «Мрачность» эпохи Средневековья.

2. Монастыри как центры научных знаний.

3. Особенность средневекового миросозерцания и знание.

4. Как должно осуществляться познание?

5. Области знания, дающие возможность зарождения науки.

6. Средневековая культура как специфический феномен.

26. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. КТО ЯВЛЯЛСЯ ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ НАУКИ?

ПЛАН

1. Теологические ценности и наука.

2. Природа творящая(natura naturans) и природа сотворенная (natura naturata).

3. Семь свободных искусств.

4. Влияние Востока. Схоластический метод.

5. Наука как натуральная магия.

6. Патристика.

7. Вера и разум.

8. Схоластика.

9. Номинализм и реализм.

10. Позиция Аверроэса (Ибн Рушд).

11. Альберт Великий: согласование богословия и науки.

12. Роджер Бэкон: три основных способа познания.

13. Учение Фомы Аквинского.

14. Представления Оккама о процессе познания.

15. Особенности средневековой науки.

27.РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ НА АРАБСКОМ

ВОСТОКЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ПЛАН

1. Прогресс научных знаний на Арабском Востоке.

2. «Альмагест» Птолемея, «Начала» Евклида, труды Аристотеля-переводы на арабский язык.

3. Греческое влияние и практицизм Востока.

4. Основы тригонометрии и астрономия.

5. Аль-Фараби и логика Аристотеля.

6. Десятичная система ал-Хорезми.

7. Оптика аль-Хайсам аль-Газена.

8. Ученый-энциклопедист аль-Бируни.

9. Алхимия Востока.

10. Омар Хайям как ученый.

11. Авиценна (Абу Али ибн Сина) как ученый.

12. Аверроэс (Ибн Рушд) как ученый.

13. Оптика Ибн-ал-Хайтана(Альхазена).

14. Астрономия Улугбека.

28. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТНОЙ НАУКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ПЛАН

1. Связь формирования опытной науки с новыми представлениями человека о его взаимосвязи с природой.

2. Роль Оксфордской школы (Роберт Гроссетест) в развитии естествознания.

3. Научная деятельность членов Мертонского колледжа («калькуляторов»).

4. Развитие техники как условие утверждения опытной науки.

5. Роль математики в создании новой техники.

6. Новое понимание роли человека в мире.

7. Пантеизм Н.Кузанского.

8. Человек как творец.

9. Леонардо да Винчи.

10. Гуманизм как идейно-культурное движение.

29. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРОШЛА НАУКА?

ПЛАН

1. Два вида периодизации истории предмета.

2. Периодизация истории науки по В.С. Степину.

3. Классическая наука (XVII—XIX вв.).

4. Неклассическая наука (первая половина XX в.).

5. Постнеклассическая наука (вторая поло­вина XX — начало XXI в.).

6. Парадигмы, картины мира, фундаментальные идеи.

7. Синергетика и постнеклассическая наука.

8. Преемственность в истории науки.

9. Развитие науки и прогноз К.Маркса.

30. ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОЛОГИИ

ПЛАН

Наши рекомендации